Зеркало-лекало звука кедров и вознесенский

Кедров-Челищев
«Газета Поэзия» № 10, 1998


 

Константин Кедров

 


 

Зеркало в пустой комнате ничего не отражает. Для отражения нужен глаз. Глаз отражает по закону обратной перспективы, как вогнутое зеркало. Здесь действуют законы Воображаемой геометрии Лобачевского, предвосхищенной Астральной геометрией киевского астронома Швейкарта. Никто не знает, почему из двух ипостасей света «фотон-волна» глаз выбирает волну.  Если бы он выбрал фотон-частицу, мир не смог бы стать видимым и отражаемым. Строго говоря, глаз, выбирая между временем и пространством, предпочитает время, поскольку волна – это время света в неведомом пространстве. А частица – это пространство в неведомом времени. Глаз творит время, а слух озвучивает. По утверждению Елены Кацюбы, зеркало – это сотворение мира: «Когда в мире появилось зеркало, то есть отражение? Когда Бог создал человека, то есть зрение. Сам Бог не нуждался в зрении, чтобы видеть. Он также обладал и отражением, но был с ним неразделен. Следовательно, первый акт творения – это разделение Творца и его Отражений». Это разделение и есть творчество. Поэт преломляет звук, как глаз преломляет свет.

 

 

Зеркало

лекало

звука

в высь

застынь

стань

тон

нет тебя

ты весь

высь

вынь себя

сам собой бейся босой

осой

ссс – ззз

озеро разреза

лекало лика

о плоскость лица

разбейся

то пол потолка

без зрака

а мрак

мерк

и рек

ре

до

си

ля

соль

фа

ми

ре

и рек

мерк

а мрак

без зрака

то пол потолка

разбейся

о плоскость лица

лекало лика

озеро разреза

ссс – ззз

осой

сам собой бейся босой

вынь себя

высь

ты весь

нет тебя

тон

стань

застынь

в высь

звука

лекало

зеркало

 

 

Фрагмент из поэмы «9-я симфония для Бонапарта

 

 

Бетховен открыл зеркальный рояль

Свет вникал в него

как в Титаник течь

В черных клавишах была ночь

Он не то играл не то смотрел

 

Наполеон смотрел в раскладной рояль

как в трюмо

Перед ним он брился

чистил зубы

засыпал

играя «баю»

Рояль, – говаривал Наполеон, –

необходимая вещь в бою

 

Его выдвигал на передовую генерал-маршал

рояль играл боевые марши

 

Во все стороны от него свет слад

в пространство зеркальных лат

 

Лучи скрестились – началась битва света

Наполеон зажмурился и упал с коня

А в небе Лондона вместо битвы

лучи показывали мираж-кино

 

В небе стоял зеркальный Наполеон

Зеркальные пушки палили из света в свет

Светлое воинство брало в небесный плен

всех кто в битве зеркал пересилил смерть…

 


 

Андрей Вознесенский

Лекало – это нелегал квадрата и круга, лукавое искривление смысла. Впрочем, что есть смысл? Эти словесные лекальные зарисовки, сделанные мной в Санкт-Петербурге, отражающемся в Ленинграде накануне трагических событий 20 ноября.

ПитерПитерПИТЕРпиТерпиТерпиТерпи