Лига Чемпионов. Итоги от Татьяны Комиссаровой

Золотой Пегас
Попытка обзора Татьяны Комиссаровой

Добрый день! Мне хотелось обосновать свое решение, особенно в отношении стихов, которым я дала меньше баллов, поэтому их я постаралась разобрать подробнее и, главное, аргументировать свою оценку. Прошу на меня не обижаться, но условия конкурса заставляют делать выбор. 


1. Двое

Максималистское стихотворение. «Совести нет ни грамма». Странная любовь, которая воспринимается окружающими как уродство. Видимо, это какая-то любовь против правил. А в чем ее уникальность? Любые отношения уникальны для влюбленных, а повода быть исключительными для окружающих я не вижу.

Формально я бы попридиралась по трем пунктам.

1. В сумраке бездорожия,/В свете последних истин... 
Ну, откуда форма «бездорожие» понятно – рифмы ради. Нелогичным показалось соседство двоих, у которых «нет ни ума, ни памяти», ни даже совести (хотя последнее намеренный перебор), со светом последних истин. Этим двоим, судя по началу, нет дела ни до каких истин, они сами себе мера вещей.
2. Мы - не цветы, мы – поросль/В ниве цветущих мыслей/О чудесах, о шёпоте,/Топком, зовущем верить/В солнце у края пропасти.
Запишем покороче: мы - поросль в ниве мыслей о шёпоте, зовущем верить в солнце у края пропасти. Такая многоступенчатость, на мой взгляд, размывает мысль, снижая эффект сказанного.
3. «Бабочки так безумны!» - концовка, на мой взгляд, существует отдельно от текста. 

Я бы еще отметила переход с дактилической рифмы в нечетных строках на женскую: Но лишь для тех, кто порознь,/В ком ни секунды жизни./Мы - не цветы, мы – поросль/В ниве цветущих мыслей, но не как недостаток. Наличие легкого полугласного в сочетаниях  -знь, -сль не дает сбиться ритму.

4 балла


2. Предпоследний блик

Странно, но стихотворение показалось мне холодноватым и отстраненным. Может, виной тому тяжеловесность конструкций и слегка пафосный призвук, который мне слышится?
До капли вычерпав со дна/души засохшего колодца,/разглядываю из окна/закат оплаканного солнца … Вроде бы все гладко. Но: вычерпав что? Можно ли вообще что-то вычерпать из засохшего колодца? Души засохшего колодца – это инверсия? Если да, один смысл, если нет – другой. Почему солнце оплаканное? В начале стиха это непонятно, поэтому «не стреляет».
И ослеплённые глаза/во сне взрывались миражами,/и рушились табу, ;нельзя; /и заповеди на скрижалях – ну, неужто таки заповеди? А табу  - то же, что «нельзя».
«В неделимом целом частью» – неделимое, на мой нематематический взгляд, оно и есть неделимое.    
Предпоследняя строфа смотрится уж слишком ученической, к тому же с нарушением логики. Чужеродным показалось шутливое слово «шевелюра». Попытка подобрать свежие рифмы к непростым словам жизнь и любовь, на мой взгляд, не вполне удалась.

3 балла


3. Кому не хватило моря

Так бывает: в пасмурное утро/выйдя без плаща и без галош,/ты в шагах запутаешься, будто/город на верёвочке ведёшь… Признаться, легкость интонации так подкупает, что не хочется придираться, и дальше читаешь под этим впечатление легкости. Город на веревочке. Такая детская картинка – веревочка, ладошка, корочка. Интересно!
Мавочья спина? Пожалуйста, киньте ссылку, я хочу узнать значение этого слова (увы мне, темному филологу!). 
Жаль, не всем досталось жить у моря/при раздаче здешних адресов/словно в коммунальном коридоре/комнату закрыли на засов… Задушевная интонация продолжает чаровать. Однако при чем тут море? Дальше появится Москва. Все-таки Москва или не Москва? Или просто Город-на-веревочке? Если это неважно, то к чему упоминание столицы?
Мне кажется - вопреки стойкому ощущению, что стихотворение мне нравится, - что в нем есть некое нарушение логики и невнятица изложения. Замечательный образ песочных часов, вставших между временами – и почему-то застроченные рукава. Тихая пустынная Москва? Мы в каком веке? Я бы сказала, что и невнятица тут высокого полета – пастернаковская. Без нее, наверное, и стиха не было бы).
За высокую художественность –

7 баллов


4. Позитано
 
Пара столиков – уже ресторан,/Три корзины овощей – гастроном… Очень сочно и зримо. Знакомое, увиденное особым взглядом. Лаконично, с настроением. Нежно. Песенно. Уют в домашнем «октябрю-ноябрю». Действительно теплый пейзаж, теплое стихотворение.
За теплоту –

8 баллов


5. Старый рок-н-ролл

Качественный стих про нашу жизнь. Мне тут видится не одно, а несколько стихов, и каждый с подведением черты. С неким смыслом, который не вытекает напрямую из сказанного.
Можно было бы оценить высшим баллом. И все же у меня сложилось стойкое впечатление избыточности. Слишком много слов, образов, калейдоскоп, который, уж простите, утомляет. Перенасыщенно.
За качество аллюзий –

6 баллов

6. Рапсодия в осенних тонах

Отличный ритм, свежие и яркие образы. Такое стихотворение хорошо читать вслух низким женским голосом. Сопоставление верх-низ, качание веток, движение. Светлый, нежный стих.
Выскажу крамольную мысль: для меня стих закончился Пифоном и змейкой. Дальнейшее показалось лишним кругом.

9 баллов


7. C победой шли домой богатыри

Стихотворение, безусловно, выделается среди прочих и тематикой, и звучанием. Есть находки, яркие образы: руки-плети, к хлебам солонки ладили невесты. Однако сам прием многократного повторения первой строки показался мне нарочитым и, имхо, в этом случае «не сыграл». Заданная строка и выбранная рифмовка подразумевают, что к слову «богатыри» 10 (!) раз (поправьте, если я не права) нужно было подобрать рифму. Это непросто, поэтому появилась рифма богатыри-заросли, богатыри-Руси, а в конце и богатыри-камчи-с печи. Или я неправильно понимаю систему рифмовки аввавва? Пара богатыри-снегири все-таки убеждает, что именно такую задачу ставил автор. Есть и очень хорошие рифмы: гусли-в устье, невесты-одесно. Но топот-шепот и рубашки-баклажки не есть хорошо.
Стихотворение для меня сломалось на неожиданной смене наших богатырей на не наших.
Мне это показалось совершенно нелогичным и неоправданным.
«Вскрывая словом подневольных вены» - на мой взгляд, неудачно.
Жаль, но

1 балл


8. Ты видишь...

Я долго вчитывалась в это стихотворение, пока не определилась в отношении к нему. Кто эти двое? Он и Она? Что происходит?  Постепенно все, что показалось непонятным, встало на места.
Что все-таки смутило: Я знаю – когда ты умрешь на моих руках,/Ты скажешь, что я для тебя чересчур хорош…«Умереть на руках» имеет определенную коннотацию, автор же, как мне кажется, имел в виду что-то иное (когда умрешь – скажешь). Стих хорошо сконструирован, жаль рифмы не оригинальны. И вообще, за исключением, может быть, последнего катрена, стихотворение показалось мне каким-то знакомым. Плохо ли это?)

5 баллов


9. тот же самый Христос, и ребенок… и бес за плечом

Такое впечатление, что стихотворение написано двумя разными авторами: первые два катрена одним, остальное – другим. Или что стихотворение писалось не сразу, и образная нить прерывалась. Только начало мне и понравилось. Остальное – вариации на известную тему обличения пороков современной России – мне не показалось интересным.
Более того, отторжение крепчает с каждой строфой: третья вполне хороша, а дальше…
Из наушников - сладкоголосая "бесамемуча",/водит в памяти фотоотчёт бесовской хоровод,/где Христа на кресте окровавленном бес сам и мучил,/призывая в помощники праздный, ленивый народ. Извините, но это неудачные стихи. Несмотря на поминаемого Христа, беса и фламенко.

2 балла