Лига Чемпионов. Итоги от Алексея Абашина

Золотой Пегас
Всем, доброго времени суток!
Скажу сразу, что настолько сильный финал одновременно и радует, и ставит очень сложную задачу – из сильных выбирать сильнейших. Некоторые стихи уже читал и знаю авторов, но это не означает, что эти авторы имеют какие-то преимущества перед другими. Все финалисты – опытные «конкурсные бойцы» и понимают, что мнение судей всегда субъективно, и зависит от восприятия стихотворения в данный конкретный момент. Постараюсь, конечно же, приблизиться к объективизму насколько это возможно… Надеюсь, что обиженных не будет.
Больше не стану «растекаться мыслью по древу», а приступлю к прямым обязанностям:

1.Двое

Не секрет, что любовную лирику с каждым днём писать всё сложнее и сложнее – сказать что-то новое, или «по-другому» неимоверно трудно. Здесь автор сумел аккуратно обойти подводные камни заштампованности, пошлости, банальности; хотя, в произведении и присутствуют многочисленные «атрибуты» любовной лирики. За счёт смещения акцентов, автор чуть «разворачивает» стихотворение, «показывает иные грани» и заставляет его выделяться на фоне многочисленных образчиков этого жанра. Не последнюю роль здесь играет разбивка на строки. В стихотворении присутствует объём. Я не сторонник стихов без знаков препинания, но здесь, наверное, даже посоветовал бы автору убрать эти знаки – разбивка и так расставляет необходимые акценты, а объёма и свободы прибавилось бы.
А теперь о том, что мешает мне поставить стихотворение на одно из первых мест. Начало несколько смазано. Такое впечатление, что автор разгоняется по ходу написания стихотворения. Робкий такой вход в воду, а затем нырнул и поплыл. Если поделить стихотворение на катрены, то станет заметно, как набирает силу и мощь данное произведение от катрена к катрену.
Первые две строки мне не говорят ни о чём. Вызывают даже некоторое недоумение – к чему они здесь. Усугубляет это недоумение ещё и холостая рифмовка в чётных строках. Начиная со второго катрена, автор добавляет конкретики и даёт уже робкую бедную-бедную рифму в чётных строках. Затем идут четыре четверостишия, которые звучат наиболее сильно, наполнено, интересно. Есть интересные рифмы, образы. А вот в финале идёт некоторый спад. Автор выныривает «на грани фола». Последняя строка, всё же, кажется мне несколько чужеродной, хотя и не лишённой смысла. У меня, вообще, такое впечатление, что это какое-то блицевое стихотворение. Как-то не хватает шлифовки в некоторых местах. Царапнули слух слова: «корявым вензелем», «многозвонства», «уродству».

2.Предпоследний блик

Ещё одно стихотворение о любви. И, опять же, радует, что у него своё лицо. Что это – не штамповка. Очень понравилось умение автора «прятать рифмы», отвлекать внимание читателя смыслом, наполненностью строк. Хотя, если выдёргивать эти рифмы из стихотворения, то можно, конечно же, попридираться. Тем более, здесь представлен, похоже, весь спектр рифм – от бедных, до анаграфических и диссонансных. Но все они употреблены как-то гармонично.
Теперь, «о грустном»… Беда такая же, как и у первого стихотворения – неуверенное начало. Точнее, выглядит-то оно более чем уверенно (монументально так), но нелогичностью первых двух строк выбивает почву из-под ног – нельзя ничего вычерпать из «засохшего колодца». И вообще, построение первого предложения заставляет подумать, что ЛГ «вычерпал со дна» «закат оплаканного солнца» и теперь разглядывает его, почему-то, «из окна».
Далее, стихотворение выравнивается, разгоняется. Чувствуется экспрессия. Очень понравился оксиморон «быть в неделимом целом частью». И всё, вроде, хорошо, но… опять финал, и опять такое ощущение, что автор писал стихотворение на блиц – в определённый момент просто не успевал, и дописал первой пришедшей на ум, подходящей «где-то, как-то» фразой. Эти «шальные кони» просто убили финал. По мне, лучше бы было закончить стихотворение предыдущей строфой. Чуть более пафосно, но логичнее.

3.Кому не хватило моря

Многие знают, что находить ошибки и писать «ругательные рецензии» гораздо проще, нежели грамотно и точно рассказать свои впечатления о тех стихах, которые читаешь с удовольствием, и думаешь: «А как бы мне так научиться?»  Здесь я столкнулся именно с этой проблемой. Но «высокое звание арбитра» обязывает попробовать сказать что-то внятное.
Буду пробовать…
С первой же строфы я попал в мир аллюзий. Здесь и Даниил Хармс, и Агния Барто, и Борис Гребенщиков. Причём, эти аллюзии даны настолько ненавязчиво, что оставляют только «привкус», не забивая самого автора.
Ощущение, что читаешь сказку. Несколько отстранённая повествовательность, аккуратные метафоры, напевность. Только это – взрослая, современная сказка.
Нравится мне эдакая «психоделичность». Автор сумел написать «многоуровневое» произведение. Оно глубокое и интересное. Когда читал первый раз, то очень боялся, что автор не удержится на высочайшем уровне – где-нибудь «скатится». Этого не случилось. Всё в меру и тонко. Медленно разворачивающаяся экспрессия заканчивается отличным финалом. В общем, в моём представлении, автор – один из главных претендентов на победу.

4.Позитано

Пришлось лезть в Яндекс и смотреть, что такое Позитано. Ну, не знал я, что есть такой город в Италии. Посмотрел картинки и уже после этого начал вчитываться в стихотворение.
Я не знаю, почему уже у третьего стихотворения в финальной группе есть проблемы с началом. Звёзды, или моё восприятие в этом виноваты – непонятно.
Всё стихотворение лёгкое, воздушное. Отлично прорисован городок. Образы – «пальчики оближешь». Лёгкая, светлая ирония. Без единого упоминания самих слов, показана нежность и любовь. Замечательный финал…
И здесь «мне в реал бы одолеть рубикон, да картинок тормознуть карусель». Я голову сломал, пока придумал, более или менее, логичное обоснованное этим строкам. У меня получилось, что ЛГ сидит перед монитором и разглядывает картинки различных городов мира. Натыкается на Позитано. И ему очень захотелось попасть в этот городок «в реале». И пусть, по замыслу автора, это и так, но настолько чужеродны эти строки в стихотворении, что никак я не могу убедить себя в их уместности. Может быть, из-за слова «рубикон», которое привносит в это лёгкое стихотворение какой-то трагизм и тяжеловесность, может, из-за сленгового «в реал». Расстроил меня автор этой «заумью» в самом начале и снизил свои шансы на попадание в тройку сильнейших.

5.Старый рок-н-ролл

Так. Ну, здесь я даже скрывать не буду, что знаю автора и являюсь давним поклонником его творчества. Как всегда у Бориса, здесь всё построено на аллюзиях, на дуализмах, на игре слов. Борис – отличный компилятор – он умеет «выцепить» главное, интересное в событиях, в истории, в литературе; и гармонично вписать это в стихотворение, давая срезы нашей истории.
Я не любитель формата А4, но это произведение вряд ли реально записать обычной строфикой – никто не осилит дочитать до конца. Не знаю, почему выбран этот отрывок из цикла для участия в финале, но, на мой взгляд, выбор несколько неудачен. Сыроватым мне кажется произведение. У меня не хватит ни энергии, ни вдохновения, ни времени, чтобы разобрать текст построчно, и обозначить все плюсы и минусы, которые я вижу. Скажу так: мне нравится стихотворение, но ему необходима шлифовка и огранка.
Из того, за что сразу зацепился взгляд: отсутствие тире перед «вдвойне» во втором предложении, в третьем предложении вместо запятой поставил бы тоже тире… но я думаю, что Борис сам в состоянии разобраться со знаками препинания.
Что-то с ритмикой в «Граждане, также гражданки, мудрости, если они сказаны теми, кто в танке – вовсе не знают цены» - наверное, из-за записи в формате А4… приходится несколько раз перечитать, чтобы «не сбоило».
Но это всё – «лирика».
Главной проблемой здесь я считаю монотонность. Рискну высказать крамольную идею: между абзацами вставить какие-то белые стихи в традиционной форме. Причём, можно добавить в них дактилическую клаузулу. По аналогии с детскими стихами – дать отдохнуть читателю, переключить его внимание.
Вот такие мысли.
К сожалению, высокого места я этому стихотворению пока не дам.

6.Рапсодия в осенних тонах

Вот и второй претендент на победу в финале.
Чёрно-белое кино. Даже, наверное, мультфильм, нарисованный простым карандашом, или углём. Игра на контрастах. Очень понравилось, как в первой строфе создано мельтешение, какофония /с помощью Маяковского/, а затем – стоп-кадр… Строка из Тютчева, обрывающая шум и гам, и… Инферно… Автор умело дирижирует эмоциями, мыслями читателя. Даёт видеоряд, который создаёт ощущение грусти, меланхоличности, одиночества. Отличный финал с отсылкой к первой и второй строфам – эдакая закольцовка со сменой знаков! Не знаю… говорить можно, наверное, много и долго, но всё равно не опишешь сильнейшее впечатление, которое на меня произвело это стихотворение.

7.С победой шли домой богатыри

Здесь у меня претензии к композиции. На протяжении трёх с половиной строф всё развивается последовательно, понятно, аккуратно. Рисуется такая праздничная, торжественная картина. Язык автора, схема рифмовки, строфика, - всё нравится. Единственное, есть мелкие придирки к первой строфе: не нарисовалась у меня картинка того, как «верный пёс лижет плечи», и в последней строке так и хочется вляпать ударение «кИселём». Но это – повторюсь – придирки.
Так вот, экскурс в то, что Русь попала под иго, выглядит здесь совершенно неуместно.
Во-первых, не сразу понимаешь, что автор показывает такой «кадр кинохроники» - видеоряд песни Баяна. Во-вторых, этот отрывок какой-то «куцый» и беспомощный.
Финал считаю абсолютно провальным. Богатыри уже с победой шли домой. Зачем Муромцы опять вставали в бой?
Баян здесь становится уже навязчивым. К чему автор даёт информацию, что он слепой? И потом, откуда опять взялись подневольные, если богатыри победили? 
Автор сумел устроить такую чехарду в последних полутора строфах, что я просто в растерянности.

8.Ты видишь…

К сожалению, в этом стихотворении нет чего-то такого, чтобы оно запомнилось. Добротно сработанный образец любовной лирики. Здесь не к чему придираться, но и нечем восхищаться. Единственная строка, которая вызывает какой-то интерес «Я выпью портвейна и выколю третий глаз».
Хочется сказать: «Автор, не вижу, не чувствую… не верю».
Аккуратно подобранные красивости и «многозначительные непонятности».
Увы, это стихотворение и займёт в моём голосовании девятое место.

9.тот же самый Христос, и ребёнок… и бес за плечом

Вот и последнее стихотворение в конкурсе. Названием, автор меня сразу же «отослал» к Сальвадору Дали. Поэтому, я был готов к сюрреализму и ассоциативности. Но свою подготовленность я переоценил. Яркая экспрессия, сложные, красивые метафоры, аллюзии. Интересные находки в рифмах. Но, как я не пытался, не увидел «стержня этой пирамидки».
Стихотворение цепляет, беспокоит, но вызывает много вопросов. Элементарно, не хватает целостности.

Ну, вот и подошёл я к самому главному: распределению мест в финале. Самое трудное выбрать из двух стихотворений, которые понравились мне больше всего, победителя. Но, так как нельзя дать одинаковые оценки, то на первое место я ставлю стихотворение, которое мне ближе на каком-то подсознательном уровне.
Итак:

1.Кому не хватило моря
2.Рапсодия в осенних тонах
3. тот же самый Христос, и ребёнок… и бес за плечом
4.Позитано
5.Старый рок-н-ролл
6.С победой шли домой богатыри
7.Двое
8.Предпоследний блик
9.Ты видишь…

Надеюсь, что обиженных нет. Я старался быть как можно объективнее. Спасибо авторам за стихи! Организаторам – за конкурс и оказанное доверие!

С уважением,
Алексей Абашин