Чеченский этнос

Муцураев Тимур
Далекие предки

Этническая история вайнахов (чеченцев и ингушей) восходит к древнейшей Переднеазиатской цивилизации. В Месопотамии (в междуречье Тигра и Евфрата), в Анатолии,  Сирийском и Армянском нагорьях, в Закавказье и на берегах Средиземного моря остались величественные и таинственные следы хурритских государств, городов, поселений, относящихся к IV - I тысячелетиям до н.э. Именно хурритов, которые составляли основную часть шумерского общества – самой ранней цивилизации на нашей планете - современная историческая наука считает древнейшими прапредками нахских народов (чеченцев, ингушей, цова-тушин). 

Многочисленные   хурритские государства и общины в разные исторические времена растворились в новых государственных образованиях. Последнее, самое мощное государство хурритов - Урарту. Часть урартских племен  слилась со временем с доминирующими этносами. Но другая часть сохранила себя, оставаясь реликтовыми островками, и сумела дожить до сегодняшних дней. Именно такими реликтовыми этносами являются сегодняшние чеченцы, ингуши, цоватушины, другие народы и народности, сумевшие выжить в ущельях древнего Кавказа.

Другие прапредки современных чеченцев и ингушей - аборигены, проживавшие издревле на северных склонах Центральной зоны Большого Кавказского хребта. На территории современной Чечни, в районе озера Кезеной-Ам в Веденском районе обнаружены следы людей, проживавших здесь 40 тысяч лет назад. Таким образом, можно констатировать, что нынешняя родина чеченцев - место обитания древнейших людей. Здесь наслоились одна на другую ряд материальных  культур.  Молчаливые свидетели  истории вайнахов  -  сооружения из громадных каменных глыб, древние курганы, средневековые башни…

Легенда о происхождении чеченцев

Предки чеченцев вышли из страны Шем много тысячелетий назад. Затем они долго жили в стране Нахчуван. Из Нахчувана трое братьев перекочевали в Казыгман, где жили родственники их отца, в том числе дядя. Прожили они в Кагызмане 10 лет. Там умер их младший брат. Оставшиеся в живых двое братьев отправились в Эрзрум, где прожили шесть лет. Там умер второй брат. Оставшийся старший брат побывал после этого у халибов, которые жили на юго-восточном побережье Черного моря. Здесь он прожил некоторое время со своим семейством, состоявшим из жены, трех сыновей, четырех дочерей и племянника. Племянник женился и остался у халибов, а сам  он с семейством перекочевал на место, где протекал Баксан. Оттуда его потомки расселились в сторону нынешней Чечни. 

Интересно, что в этой легенде упоминается местность Халиб. Теперь такого названия нет, но в древности у юго-восточного побережья Черного моря жил народ халибы…

Этногенез современных чеченцев

Каким образом далекие предки вайнахов – хурриты - перешли Главный Кавказский хребет и осели в долинах? Среди источников, проливающих свет на этот процесс, “Картлис Цховреба” - свод грузинских летописей, приписываемых Леонтию Мровели. Большая часть этих летописей появилась в конце 1 тысячелетия до н.э. Далекие предки вайнахов именуются в них дзурдзуками. О них, как о значительной политической силе, упоминается в связи со многими важными  событиями того времени: междоусобными столкновениями, династийными браками и т.п. Женой первого грузинского царя Фарнаваза была женщина из дзурдзуков. 

Дзурдзуки – далекие предки современных чеченцев, мигрировавшие из Урарту на север. И вот почему. Восточные хурритско-урартские племена проживали на берегу озера Урмия. Там находился город Дурдукка. По имени города и назвали перекочевавшие в Закавказье племена «дурдуками» (дзурдзуками).  Язык, на котором они говорили, родственен языку вайнахов. Одинаковые языки не могли зародиться одновременно  и в Малой Азии, и на Северном Кавказе. И языки не передвигаются сами по себе.  Таким образом, языковые аналогии объяснили появление хурритов - представителей древнейшей шумерской цивилизации - на территории современной Чечни.

Нахские племена, союзы племен и царства, располагавшиеся в центре Кавказа по обе стороны хребта в начале и первой половине новой эры - это эры, дзурдзуки, кахи, ганахи, халибы, мехелоны, хоны, цанары, табалы, диаухи, мялхи, соды. 

В тех районах, где река Аракс (древнее название - Ерасхи) протекала по месту обитания эров,  в эпоху Армянского царства располагался округ Ераз в ущелье Ерасхадзор («дзор»-ущелье). Любопытно, что есть упоминания  и об общине Нахчрадзор, т.е. общине ущелья Нахчра. Слово «нахчра» напрямую перекликается с самоназванием чеченцев - нахче.

Нахи на Северном Кавказе

Население, проживавшее на территории нынешней Чечни и Ингушетии, входило в ареал распространения так называемых кобанской и каякентско-харачойской археологических культур. Уже  в начале I тысячелетия до нашей эры там умели плавить и ковать железо. Это население сыграло определяющую роль в дальнейшем развитии этногенетических процессов, в  возникновении собственно чеченского и ингушского народов как носителей единой материальной и духовной культуры. В это время на Центральном Кавказе окончательно сформировался антропологический тип чеченцев и ингушей, как представителей европеоидной расы.  Осевшие на северных склонах Большого Кавказского хребта чеченские и ингушские племена входили в контакты со скифами и другими кочевыми племенами. Археологические находки свидетельствуют о прочных торгово-экономических и военно-политических связях вайнахов того времени с соседними народами и государствами: античным миром, древнегрузинским, древнеармянским и персидским царствами. Однако не всегда эти контакты были дружелюбными.  Стычки со степняками, набеги кочевников не позволяли предкам вайнахов широко расселяться на равнине, и  в начале нашей эры вайнахи  жили в горах, превращая свои поселения в недоступные каменные крепости.

Уход в горы чередовался  с выходом на равнину. Свидетельство тому - поселения и могильники у селений Сержень-Юрт, Аллерой, Майртуп, Зандак, Бамут, в которых археологами обнаружены свидетельства развитых кузнечного и гончарного промыслов, различных ремесел, а также земледельческие орудия.

Алания

В ранее средневековье  в равнинных районах Предкавказья начал оформляться многоплеменный и многоязычный союз, который стал называться Аланией. Этот союз включал в себя, как свидетельствуют археологи, лингвисты, антропологи, и кочевников,  и оседлых жителей этих мест, главным образом, нахоязычных. Это были равнинные нахи, описанные еще греческим географом Страбоном под названием гаргареи, что на языке нахов означает «близкие», «родственники».

Кочевники-степняки, составлявшие часть племенного союза Алании, переняли у нахов оседлый образ жизни и вскоре их укрепленные поселки (городища) появились по берегам Терека и Сунжи. Поселений было много. Путешественники тех лет отмечали, что аланские поселения так тесно располагались друг к другу, что в одном поселке  было слышно, как поют петухи и лают собаки в другом.

Вокруг поселков возвышались громадные курганные могильники, некоторые из которых сохранились до наших дней. Сохранились также следы аланских городищ, одним из которых является Алхан-Калинское городище на территории Грозненского района, в 16 км.  к западу от Грозного, на левом берегу Сунжи. Скорее всего, как предполагают ученые-кавказоведы, здесь находилась одно время столица Алании город Магас (Маас), что на языке вайнахов означает «город солнца».

Средневековые нахские племена и царства

Чеченцы и ингуши первой половины  первого тысячелетия новой эры, проживавшие на северных склонах большого Кавказского хребта, были известны под рядом названий, в том числе - «мелхи», «хамекиты», «садики».  Эти слова дошли до наших  дней с родовыми фамилиями: Садой, Хамхоевы, Мелхи, свидетельствующими о древности этих родов.

Полторы тысячи лет назад население Чечни и Ингушетии, проживавшее в приграничных районах с Грузией и в самой Грузии, исповедовало христианство. Руины христианских церквей сохранило время. Таков, например, храм Тхаба-Ерда близ селения Таргим в Ассиновском ущелье. Специалисты датируют этот храм  периодом раннего средневековья.

К этому же периоду относится установление связей горцев с соседними и дальними развитыми странами и государствами.  Интенсивными были связи с Византией и с Хазарией. В борьбе Киевского князя Святослава  с Хазарией и князя Игоря с половцами чеченцы и ингуши выступали на стороне своих  славянских друзей.          Об этом свидетельствуют, в частности, строки из "Слова о полку Игореве", где плененному половцами Игорю предлагают бежать в горы. Там чеченцы, народ Овлура, спасут и защитят русского князя.

В VIII-XI веках по территории Чечни проходили крупные караванные пути от хазарского города Семендера, который располагался предположительно в Северном  Дагестане, к Черному морю, к Таманскому полуострову и дальше до европейских стран.

Другим важным путем, связывавшим нахов с внешним миром, был Дарьяльский проход. Он соединял чеченцев с Грузией и со всем переднеазиатским миром.

К эпохе раннего средневековья относится расцвет каменного строительства в стране нахов. В  горных ущельях были построены сотни сложных архитектурных сооружений -  боевые и жилые башни, замки, склепы, храмы, святилища. Позже появились целые поселения — крепости и замковые комплексы, которые до сих пор поражают своим великолепием и мастерством зодчих. Многие боевые башни возводились на пиках скал и были абсолютно недоступны неприятелю. Древние архитектурные сооружения вайнахов свидетельствуют о высоком уровне развития производства и культуры.

Татаро-монгольское нашествие

В период татаро-монгольского нашествия  царство Алания подверглось почти полному уничтожению кочевыми ордами двух полководцев Чингис-Хана  -  Джебе и Субедея. Татаро-монголы не жалели никого. Мирное население либо убивали, либо уводили в рабство. Скот и имущество были разграблены. Сотни сел и городищ были превращены в  пепел. Еще один удар по предгорьям Кавказа был нанесен полчищами Батыя в 1238-1240 гг. Экономическое, политическое, социальное и духовное развитие чеченцев было отброшено назад на  века.

Населению удавалось спасаться только бегством в горы. Здесь, в горах, вайнахи, понимая, что  татаро-монгольское нашествие грозит им истреблением или ассимиляцией,  оказывали  врагу поистине героическое сопротивление. Благодаря тому, что часть нахов ушла  в горы, народ сумел  сохранить язык, обычаи, культуру. Поэтому чеченцы из поколения в поколение передавали предания и легенды о том, как их предки в неравной борьбе сохранили свободу и самобытность своего народа.

На юго-востоке территории, которую занимают сейчас Чечня и Ингушетия, расположена гора Тебулос-Мта. Она поднимается на 4512 метров над уровнем моря. Восхождение на  вершину Теболус-Мта - тема многих старинных поверий. Вот одно из них.

Узнав о нашествии «несметных полчищ врагов на лошадях, которые закрыли их землю, как черные тучи в ненастье закрывают солнце»,  люди решили уйти в недоступные для врага места. Старики выбрали гору Тебулос-Мта, чтобы внезапно спускаться с нее и уничтожать татар. Самые опытные и отважные охотники - 12 молодых чеченцев во главе с 50-летним охотником Идигом пошли искать путь к вершине. Их первое восхождение на гору по ее восточному склону кончилось трагически: смельчаки преодолели немало преград, но почти у самой вершины попали в снежную лавину. Из 13 человек только трое остались в живых. Несмотря на неудачу, сразу же был послан новый отряд. На сей раз восхождение начали с того места, откуда дует теплый ветер, то есть с юга, где на  склонах меньше  снега. Этот путь был более выгоден и потому, что со склона горы была видна дорога, откуда могла появиться татарская конница. За два дня чеченские воины дошли до вершины Теболус-Мта и громко прокричали боевой клич. Здесь они нашли удобные площадки для размещения войск.  Попробовали пустить вниз стрелу из лука,  затем копье, и увидели их полет почти до самой земли.  Дорога, откуда ждали татар, была хорошо видна. Найдя путь к вершине самой высокой горы Восточного Кавказа, чеченцы начали запасать  корм для овец и топливо. Заготовка заняла более месяца. Крупный рогатый скот был отправлен в потаенные, находящиеся за Тебулос-Мта в горах места. С ним были отправлены часть женщин и дети. Остальные женщины и мужчины, вооружившись копьями и стрелами, поднялись на боевые площадки Тебулос-Мта, где заготовили много камней для сбрасывания на татарских конников. И только успели чеченцы закончить приготовления, как к горе подошли несметные полчища врагов. Не ожидая нападения, татары расположились на ночлег у подножия Тебулос-Мта. Ночью на них обрушилась каменная лавина, сброшенная чеченцами с высоты. Многие  были убиты, а оставшиеся в живых, давя друг друга, начали в панике убегать. Позже, собрав силы, татары пошли в наступление. Но опять их встретила каменная лавина. Более месяца длилась кровавая битва чеченцев с татарами. Пришла  осень. В горах выпал снег,  и татары вынуждены были уйти зимовать на юг,  так как в ущельях не было корма для лошадей. На следующий год, с наступлением лета,  вновь пришло татарское войско уничтожать горцев. Но и в этот год им не удалось захватить гору, на которой засели отважные чеченцы. Так продолжалось 12 лет. Как саранча, уничтожающая  посевы, татаро-монгольские полчища превратили богатые предгорья Кавказа в безжизненные глухие места. Но отряд чеченцев, засевший на Тебулос-Мта, мужественно продолжал борьбу. У этой легенды есть разные финалы. Одни говорят, что татары, обманув чеченцев посулами, уговорили их спуститься с горы, а потом перебили всех до единого. Другие рассказывают, что татары, устав осаждать неприступную гору, ушли. А чеченцы создали здесь  вольное поселение на многие века.

Сигнал тревоги

Жители гор, чеченцы особо продумывали систему оповещения о появлении врага. На вершинах гор, в пределах видимости строились каменные сигнальные башни. При появлении в долине кочевников на вершине башни зажигался костер, дым от которого предупреждал об опасности. Сигнал эстафетой передавался от башни к башне, таким образом, дымящиеся башни означали тревогу, подготовку к обороне. Мужчины мгновенно брались за оружие.

О воинских успехах народов Северного Кавказа в период татаро-монгольского нашествия известно не только из легенд, есть и исторические свидетельства. Так, в середине 40-х годов XIII века папский посол на Руси Плано Карпини в числе земель, «доселе еще не подчинившихся татарам», называл и «некую часть аланов». Он же сообщал, что татаро-монголы уже в течение 12 лет ведут осаду «одной горы в земле аланов», которые мужественно сопротивляясь, «убили много татар и притом вельмож». Другое свидетельство принадлежит послу французского короля Рубруквису. В 50-х годах ХIII века он писал, что земля черкесов «не повинуется татарам», что эти народы не покорены татаро-монголами, и, что на борьбу с ними была отвлечена пятая часть войск хана Сартака.

Воспитание дисциплины

Горская система военной дисциплины того времени вошла в народные предания.

Периодически совет народа – «мехка кхел» проверял военную дисциплину мужского населения. Делалось это так. Неожиданно, чаще всего ночью, объявлялся всеобщий сбор. Того, кто приходил последним, сбрасывали со скалы. Естественно, никто не хотел опаздывать…

По легенде, были тогда  два друга. Один из них был влюблен. Случилось, что тревогу объявили в ту ночь, когда влюбленный отправился на свидание с девушкой, в далекий аул. Понимая,  что друг может опоздать, добираясь издалека, его приятель притаился в роще. Он понимал, что лучше будет пропустить  впереди себя  опаздывающего из-за свидания товарища. Все уж давно собрались, когда примчался наконец влюбленный. Его, как последнего явившегося, должны были сбросить со скалы. Но тут появился прятавшийся в роще  друг со словами: « Не трогайте его! Я последний!»

Старейшины разобрались в происходящем и, говорят, оставили в живых обоих.

Из истории грузино-вайнахских отношений: Чеченцы Грузии

Доисторическая родина нахских народов (чеченцев, ингушей, цова-тушин) – Закавказье и Передняя Азия. Прапредками нахских народов считают  урартов и хуритов, проживавших в III-II тысячелетии  до н.э. в обширном географическом пространстве  от Кавказских гор до рек Тигра и Ефрат в Месопотамии.

На рубеже новой эры в Закавказье, на территории нынешней восточной Грузии, проживали нахские племена дзурдзуков. Эти племена широко известны в древних исторических преданиях «Картлис Цховреба» – житие Грузии. Согласно преданиям, племена дзурдзуков были настолько влиятельными, что цари Картлии считали за честь породниться с ними. Так, грузинский Эристави (князь) Фарнаваз (III-II век до н.э), как пишется в летописи, женившись на женщине из дзурдзуков «обезопасил себя от всех врагов и стал царем над всей Картлией и Эгриси». Комментируя этот факт, грузинский ученый Абрам Шавхелишвили пишет: «Цитата указывает на то обстоятельство, что вайнахи имели в глубоком прошлом большое значение даже для такого сильного государства, каким  была тогда Грузия».

События позже развивались таким образом, что часть нахских племен переселилось в ущелья северного склона Большого Кавказского хребта, а часть осталась жить в Закавказье. Как пишет академик И. Джавахишвили, в настоящее время «хевсуры, пшавы, сваны, двалы и некоторые другие, представляются грунизированными племенами нахского народа». То есть, оставшиеся  в Грузии дзурдзуки в течении двух тысяч лет постепенно подверглись процессу ассимиляции, за исключением бацбийцев (цова-тушин).

О том, что нахские племена  в доисторические времена были господствующими в Закавказье на базе многочисленных лингвистических данных была написана и издана в 1913 году книга Константина Михайловича Туманова, изданная в Тифлисе под названием «О доисторическом языке Закавказья». Факт проживания нахских народов в Закавказье в доисторические времена находит подтверждение в работах ряда крупных специалистов – археологов, антропологов, историков.

Процесс взаимного проникновения нахов в Грузию и грузин на новую родину чеченцев и ингушей не прекращался практически никогда. Об этом пишет в своих работах А.И. Шавхелишвили «Из историй взаимоотношений между грузинским и чечено-ингушским народами» (г.Грозный, 1963 г); Ю.Д. Дешериева «Сравнительно-историческая грамматика нахских языков и проблемы происхождения и исторического развития горских кавказских народов» (Грозный, 1963 г.); С-Х.М. Нунуев «Нахи, пророки, судьба» (Москва, 1996 г.).

На тесные экономические, культурные и политические связи между Грузией и Нахистаном в течении двух последних тысячелетий указывали авторы разных времен - Леонтий Мровели («История Грузии»), Вахушти Багратиони («Описание грузинского царства»), Мари Броссе («История Грузии»), А. Генко («Из культурного прошлого ингушей»), И.А. Джавахишвили («История грузинского народа»); В. Гамрекели («О племени двалов») и другие.

Нахистан соединяли с Грузией такие известные проходы через горы как Дарьяльский, Хуландойский, Аргунский. В настоящее время в Ахметовском районе Грузии живут такие вайнахские тейпы как майстинцы, мелхистинцы, хилдыхароевцы, дышнинцы, феппинцы, джераховцы. Этническая граница между местами проживания чечено-ингушских племен и Грузией проходит по линии от Башламского узла на стыке границ Дагестана, Чечни и Грузии, до гор Тебулос-МТА (Тюлой-лам) и Диклос-МТА (Доко-Лам), истоков Ассы и до гор в районе Сиони в верхней части течения реки Терек.

Хуландойский район ведет в Тушетию, на Парсму, Аргунский проход – на Хевсурию, в Панкисское ущелье. Самый главный проход – Дарьяльский, здесь проложена Военно-Грузинская дорога, а она, в свою очередь, соединяет со всеми основными транспортными магистралями Грузии. Дарьяльский проход связывал вайнахов с грузинами при совместном отпоре арабских завоевателей в раннем средневековье. К примеру, совместными усилиями было отражено нападение в 736-738 гг. полчищ Мервана ибн-Мухаммеда.

О тесных культурных, духовных связях вайнахов с грузинами говорят такие факты, как строительство в Нахистане грузинскими миссионерами христианских храмов, один из которых – Тхаба-Ерды – сохранился в горах Ингушетии до наших дней.

В Панкисское ущелье перекочевало много вайнахов во время монголо-татарского нашествия (XII-XIII вв.), а также во время опустошительной агрессии Тамерлана (Тимура) (XIV в.). Известна жесточайшая война Тамерлана за овладение Дарьяльским ущельем в 1394 году. Ущелье охранялось совместными усилиями грузин, осетин и вайнахов. Полчищам Тимура удалось прорваться в долину Арагви, но овладеть им так и не удалось. В 1400 году Тамерлан вновь предпринял попытку и опять потерпел поражение. Последняя волна переселения прошла во время Кавказской войны XIX века.

Древние поселения нахов на территории Грузии (Тушетии) такие – Хисо, Дикло, Чиго, Чешо, Чонтио, Парема. Из многих древних поселений в наши дни сохранились только каменные развалины.

«Алазанские горы, Панкисское ущелье – огромная живописная котловина, – пишет профессор Ю.Дешериев, – окруженная зелеными склонами гор, служащими прекрасными альпийскими пастбищами». Над котловиной возвышается гора Борбало (круглая гора), у подножья которой озеро Аум. Оттуда берут свое начало реки Алазань, Риони, Аргун. Река Аргун, берущая начало в Грузии, протекает по всей южной Чечне через множество сел, словно связывая между собой нахов испокон веков проживающих на южных и северных склонах Большого Кавказского хребта.

Во время последних событий, связанных с боевыми действиями в Чечне, в Панкисское ущелье перебрались до двадцати тысяч беженцев, где были приняты родственными племенами не просто дружелюбно, а по-братски. Остается надеяться, что впредь нахи Закавказья и Северного Кавказа будут встречаться по более приятным житейским вопросам, а культурные, экономические связи между братскими республиками расширятся.

Нашествие Тимура

Вслед за татаро–монголами, в конце XIV века в горах появился  жестокий завоеватель Тимур. Одержав военную победу над Золотой Ордой, он совершил поход в горы Чечни, разорил многие города и поселки. Пало возникшее и окрепшее в союзничестве с Золотой Ордой чеченское исламское государство Симсим. Войско среднеазиатского завоевателя Тимура насчитывало до полумиллиона сабель.

Но в горах Чечни Тимуру был нанесен ощутимый удар. Он мог брать аулы только после неоднократных штурмов, силами в сотни раз превосходившими горцев. Из-за этого Хромой Тимур, так его здесь звали, проявлял особую жестокость. Он устроил в Чечне массовую резню. Взятые селения он разорял, а потом сжигал дотла.         Предки чеченцев не покорялись завоевателям.  За время борьбы с ордами Чингисхана, Тимура и других завоевателей, они довели до совершенства систему горной оборонительной архитектуры. До сегодняшнего дня в горах сохранились  каменные жилые и боевые башни, целые аулы-крепости. Оборонительным целям служили и  «города мертвых», которые представляли собой скопление многоярусных погребальных склепов, сложенных из каменных глыб. Известно более 500 подобных архитектурных комплексов. Образцы средневекового строительства сосредоточены  в Аргунском, Ассинском, Джераховском ущельях, в окрестностях высокогорных озер Казеной–Ам и Галанчож.

Постоянная необходимость отражать вражеские нашествия программировала и хозяйственную жизнь нации. Земли, пригодной для земледелия, в ущельях было мало. Поэтому ее научились использовать с максимальной  эффективностью. Была освоена форма террасного земледелия. Возделывался каждый склон горы, любой выступ на скале. К обрабатываемым участкам прорубали ступени.

Снова в долины

Начиная с XV века, к равнинному нахскому царству Симсим (Симсир) начинают прирастать поселения  спускавшихся с гор чеченцев. Их жизнь и борьба с кумыкскими, ногайскими и кабардинскими ханами и князьями, захватившими чеченские равнинные пахотные земли и пастбища,  отражена в  легендах, преданиях и в песенном эпосе чеченцев «Илли».

В это время расширяется освоение металлов, начинается производство  предметов хозяйственного и военного назначения не только из железа, но и из меди, цинка и серебра. Чеченцы налаживают производство оружия, которое пользуется спросом  и у сеседних племен и народностей. В устных и письменных источниках, относящихся к этому периоду, упоминаются чеченские села, в которых были  кварталы  кузнецов,  оружейников, ювелиров. Образцы продукции местных мастеров и умельцев найдены на всей территории Чечено–Ингушетии.  Средневековьем датируются  развалины  гончарных печей,  кузниц, ремесленных мастерских, обнаруженные в разных районах Чечни. Одна из хорошо сохранившихся гончарных печей 11-13 века,  была найдена у селения Дуба–Юрт.

Свидетельством наличия письменности в эпоху средневековья являются упоминания о дипломатической переписке  предводителей нахских племен с соседними государствами,  в частности, с правителями Грузии.

Чеченцы после Кавказской войны

В 19 веке  сам ход Кавказской войны   оказал  влияние на хозяйственную деятельность, семейный и общественный быт чеченцев. Лозунг «все мусульмане -  братья» способствовал переселению в  Чечню представителей дагестанских и других соседних народностей. Таким образом, в дальнейшем этногенезе современных чеченцев участвовали  аварцы, даргинцы, андийцы, кумыки, черкесы, татары, курды и  др.         Чеченцы принимали в свою среду представителей других народов приветливо, оказывали им  помощь, обеспечивали безопасность. Переселившимся выделялись земельные участки для строительства, им разрешалось пользоваться сенокосами, общественными выпасами.

Период имамата Шамиля (20-50-е годы 19 века)   внес ряд специфических черт в уклад жизни чеченцев. Жизнь стала строго регулироваться сводом мусульманских религиозных законов – «шариатом».  Мероприятия, проводимые  для усиления обороноспособности, вносили в экономику, семейный и общественный быт чеченцев жесткий режим, соблюдение которого было обязательным. К нарушителям применялась система наказаний, вплоть до смертной казни.  В войне должны были участвовать все мужчины. На похороны запрещалось приглашать плакальщиц. После молитвы и выражения соболезнования присутствующие расходились. Малейшее нарушение шариатского запрета на алкогольные напитки и курение каралось очень строго. Ни одна совершеннолетняя девушка не имела права быть незамужней. Ни один мужчина, достигший зрелого возраста, не имел права оставаться холостым. Чтобы увеличить число браков, был уменьшен калым. Но в связи с частыми траурами и  трудностями военного времени на свадьбе редко устраивали танцы, и само торжество было максимально упрощено.

Шариатский режим имамата не коснулся или затронул в слабой степени лишь некоторые высокогорные чеченские общины. Там  и сохранились народные верования, традиции, обычаи.

Потребность восстановления традиционной духовной культуры народа была осознана после крушения имамата. Делались попытки оживить старинные народные обычаи, был поднят авторитет старейшин, шейхов, мулл. Жизнь контролировалась духовенством и старейшинами. Они собирали шариатский налог – закят, тайно разбирали спорные дела, открывали религиозные школы, определяли взаимоотношения с колониальной администрацией.

Прогрессивным общественным явлением мог бы стать горский словесный суд, введенный   царской администрацией.  Однако народным словесным судам запрещено было разбирать серьезные дела, в том числе связанные с кровной местью. И население многие спорные вопросы решало, минуя царский суд, с помощью местных знатоков адата (родовое право) и шариата.

На развитие производительных сил чеченского общества в этот период благотворное влияние оказали связи с соседними русскими и казачьими поселениями. Новыми и необходимыми в быту и в хозяйственной жизни горцев стали железный плуг,  коса-литовка, черепица, оконные стекла, а также такие продукты, как   сахар, картофель и многое другое. Однако  общая отсталость и отчужденность чеченцев изживались медленно. А такие древние обычаи, как кровная месть,  как «гуй кхейкхар» – объявление позора или проклятия целому селению или несколькими селениями, сопровождаемые стрельбой из огнестрельного оружия,  сохранялись до начала 20 века.