Вода

Титов Александр
Вот подумал: а почему же не записал про воду?
В предыдущей заметке писал про волка на магистральном канале. Вот канал:
http://www.my-photo.ru/photo.php?z=Mi0-&p=380884
(а вот ещё фото тех мест: http://www.my-photo.ru/?g=21038 )
Там мне однажды пришлось купаться (в декабре). Я шёл к шоссе по правой (заросшей) стороне канала, именно где волки, и решил перейти в конце канала на другую сторону по упавшей берёзе, в сапогах. На берёзе лежал мокрый снег - я поскользнулся и упал в канал, пришлось плавать, отжимать одежду и загорать на берегу некоторое время :). Однако, надо было не лениться, и перебираться вися под берёзой, а не идти сверху, как король.
Когда пришёл домой, оказалось, что кожа приобрела здоровый розовый оттенок и капитально разгладилась, если только не слегка опухла. Не похоже, чтобы это было из-за обветривания и холода. Эффект сохранялся 3-4 дня.
Вероятно, это из-за растений, которые живут в огромных количествах в этих каналах - некоторые каналы из тех, что впадают в тот магистральный, буквально полностью набиты водорослями. Местные жители называют растение "водяной перец". Обычно "водяным перцем" называют растение с красненькими метёлками, имеющее сильные кровосворачивающие свойства. Но это белокрыльник. В книжке написано, что растение "биоактивно" и обладает сильными тонизирующими свойствами. Что ж - это мы проверили. В одном маленьком походике я дал спутникам скушать эти сочные листики. Фокус в том, что страшенная горечь чувствуется не сразу, а через несколько минут. Меня активно ругали, но однако же потом прошли 8 км по сильному дождю и холоду подозрительно легко :)

Согласно легендам, "омолаживающий" эффект имеет вода из источника Иоанно-Богословского монастыря в с.Пощупово (в 20 км). Этот монастырь и источник обьекты массового паломничества. Там даже выстроен капитальный асфальтовый заезд, стоянка, павильон над купальней и пр. Однако источник расположен на правом, высоком лесостепном берегу Оки, и болот и каналов там нет. Может быть, дело не в водяных растениях. В этом источнике я не купался - ещё заразу подхватишь. В лесу в болотах и озёрах живут как минимум бактериофаги, для которых возбудители кишечных инфекций лакомство, а также в лесу настойка антисептического мха сфагнум, и многих других растений...

Я не могу сказать, насколько глубоко изучены растения и микроорганизмы Мещеры (и вообще - России), но слышал, что крупные фармацевтические предприятия и сейчас организовывают экспедиции для поиска новых лекарственных растений. Что до омолаживающего источника в монастыре, то думаю, там дело в другом. До революции большинство паломников, так понимаю, не приезжали в автобусах. Они шли к монастырю поймой Оки из Рязани (и попутно посещали другие чтимые места, например, монастырь в Борках, который разрушил сам Сагайдачный, храм Преображения на месте битвы москвичей с рязанцами, колдовской Фефелов Бор и  Городище, переходили реку Вожу, вероятно, видели Пропилеи и Сиреневую Аллею усадьбы в с.Костино, да посещали храм 17 в. в нём, да всё время наблюдали рядом Оку и многие суда и рыбную ловлю и много жизни и богатства на ней). Эта дорога обеспечивает оптимальную физ.нагрузку для человека утомлённого, неподвижного и озабоченного... Вероятно, многие и оставляли свои заботы, которые их старили, на этой дороге, а источник и монастырь были знаками подтверждения и закрепления нового состояния.

До революции в пойме Оки между Окой и г. Рыбное было как минимум два моста через Вожу. И были дороги, следы которых и теперь можно отыскать в полузаброшенных лугах, а также были паромные переправы, например, в село Коростово, где остался огромный храм начала 20 века. У попов была целая паломническая индустрия.
Сейчас мосты разрушены (последний советский бетонный мост смыло разливом несколько лет назад), и Вожу следует переходить вброд в том месте, где она впадает в Оку.

На дне Оки, Вожи, Пры и других местных рек в слое ила лежат древние дубы. Когда-то в пойме было много дубов. Рядом с Рязанью сохранилась одна такая древняя дубовая роща (дубам 80-400 лет) рядом с селом Коростово. На берегах Пры есть целый "дубовый пояс". Особенно много стволов  можно увидеть, когда уровень воды падает. При беглом взгляде кажется, что это обычные современные сухие деревья. Но это не так. Этим стволам может быть по нескольку тысяч лет. Поверхность их в воде серая и на ощупь как бы мягкая. Но на воздухе морёный дуб превращается в чёрный камень. Морёные дубы в Оке - ценный материал для мебельщиков и резчиков по дереву. Но получить его непросто. Первое, морёные дубы так же тяжелы, как камень, и доставать из рек нужно непонятно каким краном. Второе, как их перевозить? На дороге милиция, а накладных на дубы нет. И третье, их нужно особым образом сушить. Если просто оставить такой ствол на воздухе, то он почернеет и раскрошится на камешки, как головешка из костра на угольки. Тем не менее периодически возрождаются фирмы, которые ловят морёные дубы в Оке и Воже.

Посмотрел с мольбою
Всадник в высь небес
И копье для боя
Взял наперевес.

Сомкнутые веки.
Выси. Облака.
Воды. Броды. Реки.
Годы и века.

Вернёмся на другой берег, в леса Мещеры.

Все эти леса и каналы сейчас всё больше начинают походить на неизвестные дебри Амазонки (куда отправляют экспедиции), а раньше всё принадлежало хозяевам, было поделено и размежёвано, и было обьектами хозяйства. Есть река Ураж - она течёт на восток в Пру (и раньше на этом участке была лесосплавной), а с другой стороны она называется Канава Вершинка, и течёт на запад в Кельцкую Канаву. Посередине водораздел, где в неглубоком канале течения почти нет. В этом месте в воде дно и растения покрыты какой-то полупрозрачной студенистой массой. Это не икра лягушек или рыб, масса сплошная. У кого спрашивал - не знают. Вода в этом месте особенно чистая и прозрачная, притом имеет еле заметный золотистый оттенок. Один из наших любимых маршрутов - это весной 40 км марш-броска по Уражу. Весной во многих местах там всё вокруг и на 10 м вверх заполнено цветущей черёмухой, а в некоторых местах идём по пояс в водохранилищах, сделанных бобрами, а где возможно, переходим по бобровым плотинам. Несмотря на то, что шоссе всё время в 5 км, и это ещё не заповедник и даже не Национальный Парк, берега Уража почти непосещаемые и почти непроходимые из-за воды (плотин и притоков) и переплетённых корней и кустов.

В качестве разминки (кросса) иногда двигаюсь по более удобным дорогам. Однажды на берегу канала в 10 км от села к удивлению своему увидел в лесу на грунтовой дороге машину бочку и водителя, который помпой набирал из канала воду. Он сказал - что смотришь, купайся! Там был удобный когда-то спуск, и старинные полуразрушенные мостки... Водитель рассказал, что цистерну набирает на зиму в село, и что от той воды "бабульки скачут". Канал с виду был вполне обычный. Обычная красно-коричневая торфяная вода, прозрачная на просвет, как и везде в Мещере. Что там настояно годами в тиши под листьями и втайне внутри болот, кто знает? Напившись и искупавшись, я побежал дальше. Через километр решил "срезать угол" - напрямик через лес. Попал в ежевику и хорошо, качественно до крови поцарапался в ней. Потом попал в болото, которое было лень обходить по тем колючим кустам ежевики, а там оказалось глубоко, и прошёл через болото по пояс и глубже в коричневой болотной жиже. Думаю, всё, теперь ранки все загноятся, а йода нет (вдобавок было жарко). От этого места до автобуса на Рязань 3 часа быстрой ходьбы и бега - за это время все царапины не то что зажили, а просто исчезли, совсем, как будто их не было...

(попутно об одежде в лесах Центр. России. Слава богу, здесь не Сибирь - нет носителей бруцеллёза и сибирской язвы, и не Африка - нет мин. Вот в какой счастливой стране мы живём. И даже мошка, слепни, оводы и комары с мая по июль хоть и ужасные, но не совсем. Что до клещей, то по моим наблюдениям, для спасения от них в России есть две эффективных методики. Первая: запаковываться надо совсем хорошо, низ штанов и рукава на резинки поверх сапогов, ворот застегнуть, накомарник, волосы в косынку, может, помогает какой-нибудь спрэй на края одежды и палаток, и по клещевым местам не ходить. Вторая совсем противоположная: ходить где угодно, но в одних шортах. На голое тело они пристают гораздо меньше (но можно поцарапаться, поэтому двигайтесь изящно). Обьяснение следует из физики. Клещи не имеют глаз и нюха, но наводятся на инфракрасное (тепловое) излучение. Кожа голого человека в лесу имеет почти такую же температуру, как воздух, иначе происходила бы теплопередача от более горячей кожи к относительно холодному воздуху, и человек бы замёрз. Поэтому клещ "не видит" тело, которое не выделяется на тепловом фоне воздуха и растений, или не находит его подходяще тёплым, да вдобавок не удерживается на гладкой коже, по которой скользят ветки, так же хорошо, как на одежде. Одетый человек в душном жарком лесу светит в инфракрасных лучах на волосах, запястьях, щиколотках и на воротнике, куда и ползут клещи, и доползают до входа за несколько минут - полчаса. Какой бы способ Вы не применяли, всё равно необходимо периодически, раз в несколько минут, осматривать друг друга, в т ч на привалах и перед ночёвкой. Видимо, вот это и есть самое важное в защите от клещей)

В некоторых реках и каналах вода выглядит издали непрозрачной и имеет молочно-белый или слегка желтоватый цвет. Даже есть такая река: Белая. Это не значит, что вода грязная. Наоборот, она бывает полезна, и гораздо лучше, чем всякие дорогие ферроплексы и феррумлеки, применяемые при беременности и железодефицитной анемии. В воде гидроокись железа и другие его легкоусвояемые соединения именно в таком наборе и концентрации, которые подходят человеку и животным (проверены годами эволюции). Здесь поработали т.н. железообразующие бактерии. В лесах Рязанской и Владимирской областей есть целые залежи болотного ("кричного") железа. Промышленник Баташов в Гусе-Железном в петровские времена занимался добычей железа и изготовлением пушек. Также это железо хорошо для изготовления игл. Где-то у меня дома лежит довольно тяжёлый самородок. Храм в Гусе-Железном, возможно, проектировал сам Баженов.

Необходимо сделать ещё одно замечание, а именно об опасности болот. Здесь я написал, что смело полез напрямик через болото. Когда это можно делать, и когда нельзя? Есть болота, которые только называются болота, а на самом деле это просто очень мокрый или затопленнный участок леса. Обычно там растут различные виды мхов, имеются кочки и хилые вымокшие деревья или их остатки.  Необходимо внимательно посмотреть и понять, что перед нами: просто мокрая площадка, или же это зарастающее озеро. На дне озёр накапливаются остатки растений (сапропель), на поверхности от краёв нарастает относительно прочный ковёр переплетённых трав. Так постепенно уменьшается озеро: от краёв к середине, окно открытой  воды посреди озера всё уменьшается, и вот это уже симпатичный клюквенный или белокрыльниковый лужок.  Иногда по клюкве можно идти, а травы зыбятся под ногами, а то и прогибаются... а внизу - несколько метров сапропеля. Это не вода. В этом киселе невозможно плыть, а трение о вязкую массу помешает всплытию. Прорвётся ковёр клюквы - и утонешь. На карте специально отмечено место, где более 2 м глубины, и только одно, недалеко от Золотых Болот в заповеднике. Казалось бы, остальные места безопасны. Это неверно. Например, есть всем рязанцам известное, часто посещаемое Малое Кельцкое озеро. На его берегах разработанные стоянки. Это традиционное место отдыха. Однако на восточном берегу есть именно такой, опасный участок клюквы, которая вместе с другими травами "надвигается" сверху на озеро. Это реально опасное место, расположенное, считай, на площадке для пикника. В такие места не следует ходить вообще. В других местах - если Вы сомневаетесь, держите обеими руками, располагая между опущенными вперёд локтями и грудью, достаточно длинную прочную (не сухую и не гнилую) жердь: например, срубленное молодое дерево.

Есть распространённое заблуждение о том, что вода болот "гнилая" и вредная. Старинные мореплаватели брали с собой, наливали в бочки, именно болотную воду. В отличие от родниковой, она очень долго не портится. Особенно это относится к воде т.н. верховых сфагновых болот. Верховое болото - это толстая подушка мха сфагнум, пропитанная водой, и располагаться она может даже на возвышении, и даже сама, имея толщину в десятки сантиметров, возвышается над местностью. Этот мох чрезвычайно гигроскопичен, и собирает в подушку огромные количества воды, пропитывая её при этом бактерицидными веществами. Во времена, когда патриотичные барышни в Петербурге щипали корпию, сухой сфагнум применяли для заживления ран под повязку. Сухой сфагнум лёгок и даже ломок, но стоит воздуху увлажниться, и он расправляется. Такие болота довольно редки и заслуживают охраны. Обычные моховые болота тоже поставляют хорошую воду.

В отличие от джунглей Вьетнама, в воде Мещеры не бывает слишком опасных паразитов и гарантированного заражения от воды. Вернее, паразиты в Мещере бывают (от кабанов, лосей и т.д), но вероятность заражения не выше, чем в городе от уличной пыли. Сама Мещера поставляет эффективное лекарство\профилактическое средство против своих же гельминтов: это соцветия пижмы, ядовитость которых сравнима с ядовитостью тех таблеток, что принимают  по одной штуке однократно-сразу-всем-глистам-конец. Для текущей профилактики, видимо, достаточно чеснока и лука.

В деревнях Мещеры есть колодцы с древним устройством для доставания воды, называемым: "журавль". Такую штуку можно увидеть на обложке нашего сборника о России, выпущенного совместно с издателями из Воронежа. http://artage7.4sql.net/START/OBOOKS.HTM Реклама, но это правда. Как правило, вода в этих колодцах хоть и не "белая", но отдаёт железом ещё сильнее, чем в реке. Какая вода лучше? Есть мнение, что самая лучшая артезианская. Артезианскую воду добывают из глубоких скважин, откуда она часто поступает сама фонтаном под давлением от вышележащих пород. Иногда артезианский источник - это закрытая горными породами вода прошлых геологических периодов. И из скважины к нам поступает вода времён динозавров или более далёких времён.
Всё бы хорошо, но эта вода не просто чиста, но стерильна. В ней нет совсем никаких микроорганизмов. Что происходит при заражении артезианских вод?  В подземном водоёме начинают массово размножаться именно те микробы, которые туда попали при бурении или от плохо изолированных скважин. Какая  микроба первой попадёт (ну, например, колибактерия, безопасная в малом количестве для взрослых), та и размножится в количестве, какого на поверхности никогда не бывает, потому что в стерильной воде у той микробы нет врагов. И такой с виду чистый и прозрачный "суп" из микробов может быть опасен. И придётся травить ту воду сернокислым алюминием :)
В этом смысле почвенные воды всё-таки лучше. В природе вода, которая загрязнена микробами и мусором, попадает на грунт, при прохождении через него она фильтруется от микробов и мусора, которые остаются в луже, а вода просачивается в болото или озеро, где уже сформирован стабильный (достаточно прочный) безопасный для человека биоценоз микроорганизмов. Или она поступает в ваш колодец, который тоже ваше собственное маленькое озеро.

В глубоких колодцах вода холодна,
Но чем холоднее, тем чище она.

Пастух нерадивый напьется из лужи
И в луже напоит отару свою,
Но добрый опустит в колодец бадью,
Веревку к веревке привяжет потуже.

Бесценный алмаз, оброненный в ночи,
Раб ищет при свете грошовой свечи,
Но зорко он смотрит по пыльным дорогам!
Он ковшиком держит сухую ладонь,
От ветра и тьмы сберегая огонь,
И знай: он с алмазом вернется к чертогам.

Здесь Бунин аллегорически наставляет поэта, чтобы тот стройно писал про изящное. Но здесь мы как раз переходим к злободневным вещам.

В Питерской области вода тоже коричневая и,наверно, по-своему хороша. Меня спрашивали, не пиво ли несу :) Что-то начиная с этого лета мне расхотелось вообще пить любую казённую воду в любом виде, и вот почему. Как раз здесь, на Прозе.Ру, совершенно случайно я нашёл научную статью одного работника водоканала. А в ней цифру номинальной концентрации одного коагулянта, а именно, к моему удивлению, сернокислого алюминия: 0.2 мг на литр. Между тем я слышал, что соединения алюминия отравляют нервную систему вплоть до слабоумия, особенно у детей. Читал, что даже есть и пить из алюминиевой посуды вредно. Вы тоже, наверно, читали. Особенно вредно готовить в алюм. посуде грибы и растения, потому что содержащиеся в них органические растворители растворяют защитную плёнку окиси алюминия на посуде, и в еду попадает в чистом виде алюминий йон, которого в природе нету. (Химики говорят: "алюминий йон", а не "ион алюминия").
Но при готовке из-под разрушенной плёнки окислов в пищу попадает существенно меньше, чем 0.2 мг\л! Вдобавок при готовке ещё неизвестно, насколько агрессивны по отношению к защитной плёнке именно эти грибы или овощи, а сернокислый алюминий гарантированно диссоциирует на остаток кислоты и тот самый йон алюминия, в легкоусвояемом виде. Можно обсуждать, насколько и в каком количестве вредны ионы железа, но на ионы алюминия наш организм эволюция точно не "тренировала".
 
Итак, только лишь этим летом, и совершенно случайно. Век живи - век учись.

Я "изучаю вопрос". Изучайте и Вы, если не верите... Это примерно так же трудно, как изучать влияние СВЧ от мобил и всяких вышек. Информация и там и там узнаваемо гладкая и безынформативная.

Так вот почему русские дураки.

Римляне травились свинцом из своих свинцовых водопроводных труб. А нас травят сернокислым алюминием. Похоже, что он всё-таки  коагулирует белки не только в водопроводе, но и у нас в нервной системе.
Мы с Дианой были в Музее Воды в Питере. Я специально смотрел, где же там показаны установки коагуляции - не показаны, всё гладко, пушисто и награждено иностранными дипломами и медалями. Интересно, применяется ли этот коагулянт за границей, и где.

В инете я всё-таки нашёл достаточно подробное описание технологии подготовки воды в Питере. Здесь - да, применяется.

Применяется и в Москве. Прочитал про тендер, который выиграли какие-то доблестные заводы, на поставку  сотен или, не помню, сотен тысяч(?) тонн сернокислого алюминия для московского водопровода.

Вернёмся к питерской области, ведь я сейчас здесь. Как Вы уже поняли, я имею привычку ходить по окрестностям. Тем более, что надо было проверить, откуда течёт наш ручей :)
При этом нашёлся и водовод, который проходит параллельно Мурманскому шоссе между Волховым и Кировском. Я думал, что это чистая вода подаётся из лесов в Кировск, расположенный на Неве. Нашёл, что два дачных кооператива берут воду из этого водовода. Вот бы нам. Но потом выяснилось, что водовод этот берёт воду не в скважинах или хоть отн. чистых лесных реках и озёрах в окрестности Волхова, а наоборот, в Неве рядом с Кировском. Этот водозабор я видел. И подают воду в Волхов и, наверно, в Кириши. Любопытная получается вещь: Вел.Новгород (радиопром и канализация), Волхов (нефть, химия) и Кириши (нефть, химия) и Ладога, Сясьстрой (переработка минералов, ЦБК) засирают отходами реку Волхов, отходы поступают в Ладожское озеро и в какой-то мере разбавляются в нём, оттуда в Неву, из неё в какой-то мере в разбавленном виде закачиваются в водовод и качаются для питья обратно в район Волхова. Пьём из унитаза. Про Питер я уж и не говорю, он, что называется, мастдай.

А вот недавно на той стороне шоссе, где водовод, появились какие-то люди с пластмассовыми трубами. А также на дачах появилась кировская газетка, в которой местные губернаторы в белых касках перерезают ленточку. Над чем ленточка? А вот над чем. Строится канализационный коллектор от Шлиссельбурга и Синявино-1, и всё туда же он направлен, на восток вдоль Мурманского шоссе, рядом с водоводом. Куда же запрячут гавно? Что подальше от водозабора в Кировске\Шлиссельбурге, это очевидно. Но скорее всего, всё в ту же Ладогу где-то на полпути между Кировском и Волховым. Туда-сюда гавно пьют и качают.

Вот такой получается экологический очерк. У Бунина были другие проблемы.