Проповедь на праздник Александра Невского

Священник Александр Хлебников
Превратили христианство в лубочную картинку. Вот так веди себя, одевайся, исполняй и "спасешься", а нет так плохой.
Внешнее, а внутреннего нет, как нет, годами ходят, десятилетиями, "всё" исполняют, а какими были такими и остаются. А как задень, такая злоба.
Слушают не Христа, а «старцев» липовых, глупое послушание без разума, если не Любви учит, что слушаешь то его, если злоба и подлость, если гордое самолюбование и требование подчинения, то бежать такового надо, а не слушать.
Сухость, черствость, пренебрежение и непонимание людей путают с безстрастием.  Апостол пишет ««Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим. 12: 15)  т.е. открыто проявляйте человеческие чувства: радости и печали. Мы же в горе человеку говорим «терпи», а радость осуждаем. Господь облегчал боль, сострадал, плакал, вспомните воскрешение Лазаря, радовался, гневался, а мы сушим свою душу безразличием и называем это «безстрастием». Нет, надо наоборот открывать свою душу, чувствовать, сопереживать. Радоваться, как Господь радовался на пиру в Кане Галилейской, плакать, когда видим горе, как Спаситель «возмутился духом» при виде горя близких Лазаря или вдовы, гневаться (Мк.3,5) на лицемерие и неправду, утешить, помочь в горе или нужде. А не превращаться в безчувственных сухарей, неспособных испытывать человеческие чувства.
До того дошли, что говорят, чтобы вразумить человека надо помолится, ему станет плохо и он исправится. Мы молимся, чтобы Господь избавил нас от искушений, от бед и пр. несчастий, а не призываем их на себя или тем более на кого-то. Это что христианская молитва?
«Святые отцы и подвижники благочестия, говоря о необходимости иметь страх Божий, возгревать в себе любовь к Богу и духовную сердечную теплоту, вместе с тем, всегда предостерегают от лицемерия, показного, фарисейского «благочестия», от мнимого, внешнего умиления и елейности, от притворной «игры» в благочестие, которые есть обман, богохульство и мерзость перед Богом».Из выступления Святейшего Патриарха Алексия II на ежегодном заседании Епархиального собрания г. Москвы 2005г.
«Священнику в Таинстве Рукоположения дается великая власть отеческой любви, а не личного эгоистического произвола. Народ наш всегда это чувствовал и сознавал, и потому ласково называл священника батюшкой, отцом. Но, к сожалению, некоторые священнослужители, настоятели не заслуживают этого наименования, потому что ведут себя на приходе как мини-папы, мини-цезари и грубо, властно требуют беспрекословного подчинения своей, часто неразумной, воле, своему эгоизму. Так властолюбие одних создает раболепство других, и наоборот - лесть и фарисейство одних развивает чванство и мнимое величие других». ИЗ ОБРАЩЕНИЯ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ II К УЧАСТНИКАМ ЕЖЕГОДНОГО ЕПАРХИАЛЬНОГО СОБРАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 2003г.
Совершают правильные поступки, не по велению сердца и души, не по милосердию и Любви, а потому что правильно – гнуснейшее лицемерие. 
Пример: Вот идем и мы и видим нищего, какие наши помыслы, раз я православный то должен подать. Мы же должны правильно поступить. И подаем, а потом идем с чувством выполненного долга. Вы понимаете, что мы делаем? Поступаем правильно. И вся наша «христианская» жизнь строится на этом: одежда, манера поведения, речи,  посты, молитвы, и даже Причастие. Мы учимся поступать правильно. Так правильно, и так мы поступаем. Но это не христианство – это фарисейство. Самое настоящее фарисейское лицемерие, лицемерие убийц Христа. Да не правильно надо поступать, а по сердцу, по Любви. Увидел нищего, есть у тебя жалость к нему, есть у тебя понимание его беды, способен ты увидеть боль другого и сочувствовать ей, способен пожалеть, вот и подай, а иначе не обманывай себя.  И тогда не будет глупых вопросов на исповеди, подавать или не подавать, сколько, да подать ли, когда заведомо знаешь что это не нищий,  а тунеядец. И это только малый пример. Мы, начиная с такого малого не способны даже годами ходя в храм поступить по-христиански, а поступаем по-фарисейски, и так строим свою «духовную» жизнь. А потом стоим в храме с чувством собственной правильности, безумной гордости, под маской лжесмирения. Что с нами, почему мы перестали жить и поступать по сердцу, почему мы потеряли детскую веру в Бога, простоту и искренность. Ведь если мы не будем верить как дети, то мы не увидим Царствия Небесного.
«Смирение» превратили в оправдание своего нежелания рассуждать и принимать решения, отсутствие рассудка.
Или наоборот полная духовная безграмотность, когда начинают бегать от одного священника к другому, нет желания слушать, искание тех которые льстят слуху, а не исправляют наши страсти и духовные недуги. Если священник учит на основании учения Церкви и Священного Писания, то слушать его обязательно для нашего спасения. Рассуди, почитай, сопоставь и если прав, то просто обязан выполнить. А беготня эта от одного к другому и отсутствие духовника показывает нашу непомерную гордыню, неспособность нести послушание и исправляться.
За потупленным взором и благочестивым видом – фарисейская злоба, способность убить, думая, что служишь Богу.
Попрание Креста, непонимание сути христианского служения, жертвенности и Любви к ближним. Просто отсутствие чувств для понимания духовной жизни. Лишь внешность, внешнее, безумцы думающие, что спасутся за то, что делают сами.
Наберут мнимых подвигов, а по Любви и милосердию сапогами, и не замечают даже, вот что удивительно.
Все наши добровольные подвиги как-то: молитвенное правило, посты, участие в богослужениях и др. все это должно быть обязательно, но должно быть с правильным духовным настроем, чтобы сделать нас милосерднее, добрее, отзывчивыми на чужую беду и боль, а не превратить нас в черствых, самовлюбленных, правильных, фарисействующих сухарей. Чтобы молитва растапливала наше греховное сердце, и оно становилось любвеобильнее к Богу и людям, по-настоящему, нелицемерно, искренне, а не превращалась в кусок льда высокомерия и надменности.  Чтобы мы не отстаивали службу, а переживали ее, каждый раз, снова и снова.
Постоянно встречаешься с тем, что люди не хотят знать правду. Порой проповедь об основах христианской жизни вызывает злобу и ненависть. Но проповедь священника и должна будить совесть, иначе, зачем вообще что-то говорить, а если в Церкви не просыпается совесть, то где тогда? Проповедь должна заставить задуматься человека неверующего и тем более верующего, а не заставить его спать и духовно и телесно.
Во что превращаются наши проповеди? В пересказ Евангелия, жития святых для детей и юношества, поверхностно не глубоко. Лишь внешне, не задумываясь и не сопоставляя свои поступки с поступками святых, которым мы должны подражать.
Как пример: все слышали слова Святого Александра Невского «не в силе Бог, а в правде» сказанные перед битвой со шведами, любим их повторять на проповедях, а потом, потом что сделал святой князь – пошел убивать врагов, в самом прямом смысле. Представьте себе. Вот оно христианство, самое настоящее.
Способность с малой дружиной напасть на многочисленного врага и победить. Защитить землю, людей, веру, самому готовому погибнуть. Сейчас всякие пацифисты могут закричать, ой вот оно как, какое злое христианство, ой ли не кривите-ка душой, а что Гитлера с его СС-вскими головорезами-убийцами русских, евреев, поляков и пр. надо было по головке гладить, или также уничтожать эту погань, этих бесов в человеческом облике и это было действительно по-христиански, потому и война названа Священной.
В тот момент надо было поступить именно так.
А сейчас мы не способны защитить близких от хулиганов. Мужчины потеряли и облик мужественный и поведение. Слабоволие, трусость, малодушие. Одень сейчас на современного мужчину кольчугу Александра Невского, так упадет и не встанет. Отрастят бороденки, а чести, силы воли, способности стоять за правду, нет и в помине. Кто сказал, что верующий мужчина должен быть слабым, где мы видим такие примеры? Посмотрите на себя, мы, такие как Александр Невский, Димитрий Донской, схимонахи Пересвет и Ослябя? Мы готовы защитить Родину? Нет, а почему? Придет пора защищать Отечество, кем мы будем, пушечным мясом? Или будем способны победить самого опытного врага, как Александр Невский ярла Биргера?
А сейчас какое христианство мы проповедуем, да, говорим правильно, а делаем ли?
Таких поганых поступков наделают и ведь не стыдно в глаза смотреть людям. Предадут, и не раз и даже желания нет, прощения просить, как же, такие великие люди и прощения попросят, поклонятся. Самоуспокоение вот что страшно, любование своими мнимыми добродетелями, уверение в своей праведности и правильности – состояние богоубийц. Прыгают как блохи, все выше других прыгнуть хочется, а кроме обезьянства, подражательности неуклюжей ничего не получается.
На вранье, клевете и зле хотят в Царствие Божие въехать, да Бог не будет слушать. Что без Любви, то против Бога, как бы ни казалось правильным и хорошим. Правильные и хорошие распяли Христа. Вы понимаете, распяли Христа! А мы, приходя в храм только и занимаемся тем, как стать правильным и хорошим, соответствовать лубочной картинке, а христианства не знаем совсем.
Мы говорим о христианской жизни, а она заключается в том, чтобы подражать Христу, а какая была жизнь у Спасителя, что было в Его жизни – постоянная клевета, скорби, злоба завистников, неоднократные попытки лицемеров убить Его, Крестная смерть. «Меня гнали, будут гнать и вас» - говорит Господь о своих учениках. Такую же жизнь мы видим и у апостолов и у святых.  А какая жизнь у нас, такая же, или же мы нашли и ищем совсем другой жизни: спокойной, в почете, самовозвышении и самолюбовании?
Не правильности надо искать, а искренности, не убеждения в своей праведности, а понимания близких и ближних.
Христианство – это не жизнь по правилам, а жизнь по сердцу, от всего сердца, от души, вот так надо любить Бога и ближних. ЛЮБИТЬ!
2010г.


Проповедь на праздник св.благ.вел.князя Александра Невского Священник Александр Хлебников


«…ОТ ВАС УЧЕНИЯ НЕ ПРИЕМЛЕМ и словес ваших не слушаем»
Когда папа Римский через своих легатов предложил Александру Невскому свою военную силу против татар в обмен на то, что он сам станет католиком и приведет своих подданных — тогда святой Александр ответил ему так:
«Слышите, посланницы папежстии и ПРЕЛЕСТНИЦЫ ПРЕОКАЯННЫЕ! .От Адама и до потопа, а от потопа до разделения язык и до начала Авраамля, а от Авраамля… до Августа Кесаря, а от начала Августа царя до Христова Рождества и до Страсти и до Воскресения Его, от Воскресения же и до Вознесения на небеса и до царства Константина Великаго и до Перваго Вселенскаго Собора святых отец, а от Перваго и до Седьмаго Собора. Сии вся добре сведаем… учения сии целомудрствуем… якоже проповедашеся от святых апостол Христово Евангелие во всем мире, по сих же и предания святых отец Седми Собор Вселенских. И сия вся известно храним, а ОТ ВАС УЧЕНИЯ НЕ ПРИЕМЛЕМ и словес ваших не слушаем”.

Радуйся, злых козней иноверия, подвигших чуждую рать на землю нашу, разрушителю;..
Радуйся, во всем житии верным вере отцев пребывый.
Радуйся, от лести иноверия премудре уклонивыйся;
Радуйся, лукавство проповедников лжеверия яве обличивый.
Радуйся, твердый защитник правоверия явивыйся;
Радуйся, лжесловесие врагов Православия словом здравым препопедивый.
Радуйся, святый благоверный великий княже Александре
из акафиста

В 1710 году император Петр I основал на берегах Невы Александро-Невскую лавру и, заключив мир со шведами после продолжительной брани, повелел 4 июня 1723 года освятить новую столицу и новую обитель перенесением из Владимира в Санкт-Петербург честных мощей Александра Невского. Император, посовещавшись со Святейшим Синодом, пожертвовал собственные средства на устроение великолепной раки для мощей святого.

От Владимира до Новгорода святые мощи Александра Невского с торжеством несли на руках, а от Новгорода до Санкт-Петербурга — по воде на богато убранной ладье. Перенесение совершилось 30 августа. В тот же день состоялось также освящение Благовещенского-Александро-Невского храма в Александро-Невском монастыре, и заключение Нейштадтского мира со Швецией. Петр I сам встретил мощи Александра Невского у устья Ижоры и, поставив их на великолепную галеру, с вельможами своими вез в Санкт-Петербург и потом от пристани нес в обитель. Во вратах ее архиепископ Новгородский Феодосий с членами Святейшего Синода и священным собором встретили святые мощи и своими руками внесли их во вновь устроенный храм во имя Александра Невского. Три дня столица праздновала это событие. С того времени, в память перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского, установлен 30 августа ежегодный праздник, в ознаменование благодарности Богу за победы над Шведами, дарованные молитвами святого Александра Невского и за славный Нейштадтский мир. Гавриилом Бужиниским, епископом Рязанским, написана была служба на день перенесения мощей святого Александра Невского.

С 1725 года этот день сделался также и кавалерским праздником ордена, установленного Екатериной I в честь святого благоверного великого князя Александра Невского. В 1753 году императрица Елизавета Петровна соорудила богатейшую серебряную раку для мощей Александра Невского и учредила в Санкт-Петербурге 30 августа крестный ход из Казанского (после из Исакиевского) собора в Александро-Невский монастырь.




В данной статье высказаны оценочные суждения. Статья не претендует на документальность, а также никого не призывает к активным действиям и не призвана кого-то оскорбить.
Как всегда, до этого, ныне и в последующее время всё что я выкладываю на стр. приводится только в развлекательных целях, личные умозаключения, фантазия.
Мнения с др стр. выкладываются только в развлекательных целях, совпадают, частично совпадают, иногда и совсем не совпадают с моим мнением.
Каждый просто сам должен иметь своё мнение, на ту или иную тему. Рассуждение - одна из величайших христианских добродетелей.



Рекомендую к прочтению по этой теме также:
О слепоте духовной, ложном послушании и духе антихриста.
http://www.stihi.ru/2011/10/31/9821

Проповедь о первом искушении Христа
http://www.stihi.ru/2012/03/02/6493