39. Заметки на полях сражений 951-975

Философский Саксаул
                Данные «Заметки…» - плод многолетних размышлений
                автора, а также его придирчивого отбора среди мегатонн
                словесного мусора, наводнившего русскоязычный интернет


951. Люди в немалой степени – рабы привычек: новое отвергают с ходу, но уж если
к чему привыкли – клещами не вырвешь…

952. Судьба русской революции – это муравейник в аквариуме. Согнать народ в кучу,
бросить ему пищу и бесконечно разваливать муравейник, чтобы была вечная борьба.
Не сама жизнь, а борьба за неё. А попробуй вырваться из муравейника, не получится –
стенки у аквариума стеклянные, скользкие. Вот в этом и есть смысл любой революции.
Наверное, это был типичный стиль воспитания борцов, которые не мыслят себя вне
своего класса, но если вдруг это случалось, то они, как муравьи, отбившиеся от
своего муравейника, обязаны были погибнуть.
Принцип коллективного, классового мышления напрочь уничтожал автономию личности,
оставляя это качество только вождям…

953. Объясните мне кто-нибудь слова т.н. святого апостола Иоанна Богослова: «Не
любИте мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей»?* Что это –
пропаганда мизантропии? Призыв к пожизненной аскезе?
* Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова, 2:15.

954. Как бы вы назвали человека, который бросил молодую жену с маленьким ребёнком
на руках, престарелого отца, ответственный пост, раздал всё нажитое семьей состояние
абы кому и свалил, чтобы ничего не делать? Или дураком, или подлецом – правда?
Но всё-таки какие мы разные! Индусы, например, назвали его Буддой…

955. Что такое интуиция? Трудно сказать. Как ни объясняй, всё равно ничего понять
нельзя. Есть такое чувство – и всё! В умных книгах об этом явлении пишется примерно
так: интуиция – это способность постижения истины без доказательства.
Пришла тебе в голову какая-нибудь нелепица, думаешь, что такого просто не может быть,
а внутренний голос, этот беззвучный предвестник интуиции, капает и капает на мозги:
ни хрена подобного, всё, о чём ты сейчас размышляешь, должно случиться, или, что ещё хуже,
уже случилось. И чем бы ты ни занимался, куда бы ни шёл, а интуиция поворачивает тебя
совсем в другую сторону – туда, где по идее тебе и делать-то нечего…

956. Атеисты по сути такие же фанатики, как и верующие. А что вы хотите: они же
произошли от обезьян!

957. Евреи делят всех людей на евреев и неевреев, или гоев. В принципе, я с понима-
нием отношусь к этой древней традиции – почему бы и нет. Но я решительно не понимаю, по-
чему когда мы, гои, начинаем делить всех людей на евреев и неевреев, то это называется анти-
семитизмом?

958. Власть над женщиной – это такая же неуправляемая стихия, как гроза, наводнение
или зима, и не существует в мире правил или законов, следуя которым можно овладеть чувствами
и волей женщины.

959. Даже самая страстная и преданная любовь никогда не в силах покорить её до конца – всё равно
останется некая глубинная суть, не подвластная ни самым тонким, изощрённым чувствам,
ни доскональным знаниям её непредсказуемой психологии.
Вот только мужчины понимают это слишком поздно – как приговорённые, над которыми
занесли топор и теперь требуют, чтобы они смирились со своей участью – быть заруб-
ленными…

960. Как-то даже обидно слышать грязные абсурдные обвинения в адрес Ленина! Вне всякого сомнения,
это был честнейший человек, кристальной души интеллигент с высокими идеалами, ибо пролить такое
количество крови можно лишь во имя добра и справедливости…

961. Всеобщее обязательное образование есть отчаянная попытка государства обезвредить собственных
граждан с младых ногтей, заморочив их неокрепшие детские головы абсолютно бессмысленными науками
и не менее бессмысленными нормами поведения. Проще говоря, воспитать лохов, поскольку управлять
лохами – одно удовольствие…

962. В России давно, ещё с советских времён, церковь стала политической игрушкой.
Ещё не забылись те времена, когда половина приходских батюшек имела на рясе незримые погоны,
а за окладом икон прятались партбилеты.
Да с каким сознанием  можно верить церкви, если даже покойный ныне патриарх, с которым обнимался
Ельцин, клятвопреступник? Мало кто помнит, как он заявил: кто первый начнёт стрелять возле Белого
дома в 1991 году, того он предаст анафеме. Слово Святейшего!
Правительство стало стрелять первым. Где же анафема ему? Где патриарший гнев?

963. В любви, если она настоящая, всегда 99 процентов самообмана. И только поэтому
мы никогда не можем сказать, за что любим своего избранника…

964. Знаете ли вы, что октябрьский переворот 1917 года находился в вопиющем противо-
речии с учением Маркса. Вот смотрите: он прошёл не в передовой, а в отсталой стране
и без соответствующего экономического обоснования – это раз. Революция паразитировала
не на «передовизне», а на невежестве народных масс – это два. Маркс предсказывал пролетарскую
революцию не в России, а в Германии, а история подкинула ей гитлеризм –
это три. Наивысшего расцвета в экономическом и культурном развитии достигли не те
страны, где произошла революция, а те, где удалось её избежать – это четыре.
Прав оказался не Маркс, а де Местр: не люди ведут революцию, а революция ведёт людей…

965. Женщины делятся на два вида: на тех, с кем хорошо, но без которых ещё лучше,
и на тех, с кем плохо, но без которых ещё хуже…

966. Люблю блюз. Ведь блюз – не в словах или аккордах, он между ними. Дёрнул струны, прокричал
в микрофон свою строчку – и замолчи на секунду. Вся суть – в этой паузе,
а те, кто слушает, должны сами додумать слова в этот пустой момент времени, заполнить его  с о б о й.
И главное – не сбиться с ритма, тогда следующий аккорд будет как откровение. И вот тогда совершенно
не обязательно петь голосом Би Би Кинга…

967. А это строки из «Завещания» Огюста Родена: «Мир будет счастлив только тогда,
когда у каждого человека будет душа художника. Искусство – прекрасный урок искренности»…

968. Страдаем и думаем, как бы отстрадать. Болеем и думаем, как бы отболеть. Работаем
и думаем, как бы отработать.
Мы все чего-то ждём и куда-то спешим. И спешим бессознательно, генетически. Значит,
там, за горизонтом, что-то есть? Ведь если мы хотим прожить эту жизнь быстрее, то, выходит, надеемся,
что есть другая? Там, куда мы спешим…
И, наверное, поэтому проживаем нашу первую так по-дурацки…

969. Человеческое удовольствие произрастает из контрастов и существует очень недолго, пока не умерло
воспоминание о только что случившейся ситуации…

970. Воистину, Америка – страна непуганых идиотов. Знаете, что сделал американский сенатор Эрни Чемберс?
Он подал в суд на т.н. бога, обвинив всевышнего в пособничестве террористам и геноциде миллионов жителей
Земли (есть, кстати, в этом обвинении рациональное зерно!). Но идиотизм, конечно, не в этом.
Суд штата Небраска, как истинно демократический суд, иск к рассмотрению принял. Но заседание перенёс…
на неопределённое время. На каком основании, спросите вы? А из-за неявки ответчика…

971. В старом русском языке для обозначения одного человека применялось красивое слово «един». После
уже стали говорить «один».
А вот производные всё расставляют на свои места: от слова «един» произошло «единство»,
а от «один» - «одиночество»..

972. Листал как-то на днях свой любимый словарь Владимира Ивановича Даля*. И наткнулся
там на объяснение слова «завидовать». Оказывается, завидовать – это досадовать на
чужую удачу, счастье и (супервыражение!) б о л е т ь  чужим здоровьем.
Выписал я оттуда же и неплохие поговорки:
«Лучше быть у других в зависти, чем в жалости» и
«Завистливое око видит далёко».
А поговорка «Берут завидки на чужие пожитки» вообще показалась мне ключом не только
к т.н. Октябрьской революции, но и к потугам нынешних лидеров России собрать под этим флагом всех обиженных и недополучивших.
И здесь же нашёл я что-то похожее на тост:
«На погибель тому, кто завидует кому!»…

* «Толковый словарь Живаго великорускаго языка Владимiра Даля», 1882, С-Петербургъ,
Изданiе книгопродавца-типографа М.О. Вольфа – т. I, стр. 560

973. Забавно, но в одном из старинных русских церковных канонов написано, что если
кто обличает священника в неправде, и будет уличён тот священник, всё равно обличитель отлучается от церкви.
Не трогай наших!

974. Чем мы прирастаем к земле? Зачем нам иногда нужно возвращаться куда-то,
примерять себя к каким-то давно ушедшим эталонам? Или чтобы отметиться у каких-то
важных жизненных точек?
Точки опоры… Сколько их нужно для уверенной устойчивости? Пифагор утверждал, что достаточно трёх. Но это – механически. А житейски? Наверное, больше.
Сколько их у нас, если зыбкость конструкции ощущается на каждом шагу? Или мы
возвращаемся просто для того, чтобы сверить время?...

975. Помните Джордано Филиппо Бруно из города Нолы? Его сожгли не за истину, как утверждают умные учебники. Его сожгли за унижение человеческого духа, ведь отцы церкви в центре мироздания ставили человека, вернее, его дух – бога. А Джордано заявил, что миров много и наша Земля – один из них.
Значит, не единственный дух правит всем…