Изгородь тишины. Басё - одним файлом

Евгений Дюринг
СОДЕРЖАНИЕ

демон поэзии – поэт в открытом поле – ночная песня – читая Басё – цветы унохана – [Белые облака] – [Вместе с Басё] – тысяча слов – красное солнце вдали – Заледеневшая душа – изгородь тишины – медитация о сакуре – как придется – гиблое место – красота – одинокий путник – Басё тоскует – непоседливый Басё – увлеченный – встреча в пути – прозрачный воздух

ПРИЛОЖЕНИЕ

Постройка хижины – Бумажное одеяло – Понять Басё – побочный эффект – маленькая помощь Басё – прекрасная пора жизни – методом исключения – общее дело


================================================

ДЕМОН ПОЭЗИИ

раннее утро

листья шумят
спросонок

на опушках синеет
туман

солнце не решаясь
разбудить лес

ходит на цыпочках
за горизонтом

утки молчат
лилии еще не раскрылись

Басё проснулся
и собирается в путь

__________________________
     «...похоже, сердцем моим овладел демон поэзии. И вот, все бросив, я снова покидаю жилище...» – Басё. О том, как покидают жилище.


ПОЭТ В ОТКРЫТОМ ПОЛЕ

самый простой способ пройти мимо
брошенного ребенка лет так около трех
это бросить ему немного еды из рукава
и подумать что станется с этим кустиком
хаги дрожащим на осеннем ветру

после этого ты можешь спокойно
и внимательно глядеть по сторонам
вверх вниз на серп двадцатидневной
луны отроги гор цветок мокугэ
далекие заросли криптомерий

дело родителей заботиться о своих
детях дело поэта смотреть и все
примечать а если удастся то сложить
об увиденном хайку и включить его
в свой путевой дневник

трехлетний ребенок плачет на берегу
Фудзи старый поэт сочиняет хайку если
стих удался значит на то была воля Неба
если чья-то жизнь испарилась словно
капля дождя значит и на это была воля
Небес

____________________________
     «Шагая по берегу реки Фудзи, мы вдруг увидели брошенного ребенка лет так около трех, который жалобно плакал. Очевидно, кто-то, добравшись до этой стремнины, понял, что не сумеет противостоять натиску волн этого бренного мира, и бросил его здесь дожидаться, пока жизнь не растает ничтожной росинкой. «Что станется с этим кустиком хаги, дрожащим на осеннем ветру, – сегодня ли опадут его листья, завтра ли увянут?» – размышляя об этом, я бросил ему немного еды из рукава». – Басё. В открытом поле.


НОЧНАЯ ПЕСНЯ

вечером Басё отправляется к святилищу
он останавливается у первых ворот

сумерки сгущаются
зажигаются фонари

на вершине Камидзи ветер шумит
в кронах сосен

охваченный волнением
Басё говорит

«безлунная ночь
вековых криптомерий трепет
в объятиях бури»

поэт наделен чутким слухом
зорким взглядом

и отзывчивым сердцем
он слышит голос природы

с далеких гор долетает звуком слабеющим
приносится ветерком из зеленых долин прохладным
лепечет в светлых ручьях подобно детской молитве
брезжит сквозь черные ели рассветом тысячелетним

о волшебная песнь Ночи
издалека доносится шум потоков
легкий трепет проходит по темным деревьям
что моя невнятная речь в сравнении с этой песней
сонное бормотание

где теперь эта чуткость слуха
зоркость взгляда
отзывчивость сердца

я брожу по лесу
спотыкаясь о выброшенные
покрышки

слышу гул самолета
заходящего на посадку

шум автомобилей
на автостраде

облака подсвечены снизу
городскими огнями

на Луне валяются русские
и американские железки

в половине первого ночи
Eurosport начинает трансляцию
полуфинального матча между
Уильямс и Янкович

и нокиа
почти разрядилась

___________________________
     1. «Когда день преклонился к вечеру, отправились к Внешнему святилищу: у первых врат-тории уже сгустилась мгла, кое-где горели фонари, на прекраснейшей из вершин ветер шумел в кронах сосен, проникая глубоко в душу, и, охваченный волнением, я и сказал: Безлунная ночь // Вековых криптомерий трепет // В объятьях у бури». – Басё. В открытом поле.
     2. «с далеких гор...» – из стихотворения Р.М.Рильке.
     3. «о волшебная песнь ночи...» – из стихотворения Й. фон Эйхендорфа.


ЧИТАЯ БАСЁ

мы прочитали вместе хайку Басё

«вечерняя мгла
над морем крики уток вдали
туманно белеют»

«прекрасное стихотворение»
сказала она
и принялась истолковывать
его смысл

я слушал
не понимая

как я мог понять

мое сердце
унеслось вдаль

к птичьим крикам


ЦВЕТЫ УНОХАНА

один в доме один в темноте один
моему мужеству шесть лет

разбивать перегоревшие лампочки
швыряя их об стену
из красного кирпича

они осыпаются с нежным звоном

сливы в Японии расцветают ранней весной
а цветы унохана летом

мое мужество старится с каждой секундой
истончается словно нить из вольфрама

«тоскуя о сливе
гляжу на цветы унохана
и слезы из глаз»

обычная лампочка мощностью в сто ватт
живет тысячу двести часов или два месяца
потом умирает от истончения нити

нить испаряется и утончается начинает провисать
витки закорачиваются ток резко возрастает
при перегреве спираль деформируется еще больше
и перегорает цепь замыкается уже по остатку
спирали и плазме перегоревшего участка
ток снова усиливается

позволить сгущаться тьме
остановив деформацию
истончение нити

дождаться полуночи

мужество укрепляется жалостью
воспоминанием об отцветшей сливе
опавших цветах унохана

бездомные кошки больные щенки
голодные птицы пойманные жучки

«зеленый листок поплыл дальше и с ним мотылек
он ведь был привязан и не мог освободиться»

жалость к догорающему костру тающему
снегу ступенькам лестницы стирающимся
от прикосновения подошв и подошвам
стирающимся от прикосновения к ступенькам

жалость не различающая
между живым и неживым

вот что укрепляет мужество
один в доме один в темноте один

стекло над дверью окошечко
в печь крематория

при температуре нити 2700 К время жизни
лампы составляет приблизительно 1200 часов
меньше двух месяцев

мужество испаряется
осыпаются цветы сливы
облетают лепестки унохана

«невольно душе мила
обветшалая эта застреха
рядом слива цветет
я понял сердце того
кто раньше жил в этом доме»


_________________________
1. «тоскуя о сливе // гляжу на цветы унохана // и слезы из глаз» – хайку Басё.
2. «зеленый листок поплыл дальше...» – Андерсен. «Дюймовочка».
3. «невольно душе мила...» – стихотворение Сайгё.


***

Белые облака
плыли в моей душе.
Все ушли,
одно задержалось –
Басё.


***

Вместе с Басё
Слушаю ветер, гляжу на луну.
Безветренный полдень.


ТЫСЯЧА СЛОВ

странствуя по горам и долинам
в конце каждого дня
Басё доставал бумагу тушь палочку
и писал
он вспоминал увиденное
за день
вспоминал строчки
пришедшие ему в голову
на берегу реки
в поле
на горном перевале
добавлял новые
и так он провел свою жизнь
в странствиях
и сочинении стихов
почему бы и мне не последовать
его примеру
жизнь это странствие
с долинами и перевалами
потоками и горами
и каждый день
подобен трудному переходу
в конце которого
можно включить «пентиум»
или «атлон»
поставить рядом
«карлсберг» или «маргариту»
и написать тысячу слов
больше чем удавалось Басё
в холодной хижине
на горе


КРАСНОЕ СОЛНЦЕ ВДАЛИ

красное солнце вдали
что оно тебе говорит
о чем шепчет
о чем молчит
красное солнце вдали
стой слушай и отвечай
хотя бы молчанием
красному солнцу вдали
раз уж ты здесь
откуда виден закат
и красное солнце вдали
красное солнце вдали
твой единственный собеседник
будь откровенен и честен
с красным солнцем вдали
от него ничего не таи
поговори с красным
солнцем вдали

___________________________
     «Красное-красное солнце // В пустынной дали...» – Басё. Стихи. Пер. В. Марковой.


ЗАЛЕДЕНЕВШАЯ ДУША

Если хочешь рассказать об одиночестве
и о слезах, которые льет душа, но знаешь,
что такие темы и метафоры устарели,
напиши о «Холодной ночи» Басё.

«Холодная ночь» – это прозаическая заметка,
которая почти целиком состоит из цитат.

Басё не стеснялся заимствовать у других.

Цитаты связывали его с поэтами прошлого
и настоящего; они вводили его
в братство поэтов,
делали его гражданином страны Поэзии.

И если так поступал Басё, то и ты не стесняясь
можешь использовать цитаты:
ты можешь начать стих цитатой
и закончить его цитатой –
например, «ночь слезы душа леденеет».

А если этого будет недостаточно, возьми с полки
книжку Умберто Эко и перепиши из нее абзац,
где говорится о невозможности сказать «люблю
тебя безумно» и объясняется, каким образом
это все-таки можно сделать.

_________________________
     1. «Весла, скрипя, / Бьют по волнам – душа леденеет. / Ночь, слезы». – Басё. «Холодная ночь» («Прозай-хайбун»).
     2. «Постмодернистская  позиция напоминает мне положение человека, влюбленного в очень образованную женщину. Он понимает, что не может сказать ей "люблю тебя безумно", потому что понимает, что она понимает (а она понимает, что он понимает), что подобные фразы – прерогатива Лиала. Однако выход есть. Он должен сказать: "По выражению Лиала – люблю тебя безумно". При этом он избегает деланной простоты и прямо показывает ей, что не имеет возможности говорить по-простому; и тем не менее он доводит до ее  сведения то, что собирался довести, – то есть что он любит ее, но что его любовь живет в эпоху утраченной простоты». – У. Эко. «Заметки на полях “Имени розы”».


ИЗГОРОДЬ ТИШИНЫ

этот край окружает
изгородь тишины

чтобы в него войти
стань тише тени кустов 
тише отсветов на воде
тише самой тишины

если удалось хотя бы раз
считай ты счастливчик

________________
     «Тишина кругом...» – Басё. Стихи.


МЕДИТАЦИЯ О САКУРЕ

в ресторане «Ган Бей»
я сижу лицом к веткам сакуры
покрытым бело-розовыми цветками
ем суши похожие на те что
подают в японском ресторане «Шогун»
и думаю почему китайцы
называют сакуру «цветами позора»
неужели до японцев
в Китае не было вишен
официантка приносит лапшу
по-сингапурски
и я пытаюсь вспомнить
где находится Сингапур
мне это не удается
и я заканчиваю обед с мыслью
что неплохо бы провести отпуск
в окрестностях Фудзиямы
посмотреть на гору
с того места где жил Басё
привезти альбом фотографий
но я знаю
что никуда не поеду
зачем
японские и китайские блюда
можно попробовать
в Риге
в любом из фирменных
ресторанов
и виды горы
о которой так много
писал Басё
появятся на экране
как только
я наберу в поле поиска
«Фудзияма»

______________________________
     «Вдали виднеется снежная вершина Фудзи, вблизи – качаются на волнах корабли, из чужедальных приплывшие стран». – Басё. «Холодная ночь» («Проза-Хайбун»).


КАК ПРИДЕТСЯ

жить наудачу

странствовать
наугад

сочинять
как придется

чувствовать себя
облаком

доверять
ветру

_______________________
     «Видя в этом один из способов уподобиться облакам...» – Басё. «Записки из дорожного сундучка».


ГИБЛОЕ МЕСТО

вряд ли существует место
где осень столь же уныла

и не только осень
но и другие сезоны

как здесь
на берегу холодного моря

в нищей стране
поделенной на две
общины
по признаку языка
культуры
привычек в быту
и роли
в управлении
страной

но лучше обратиться
к чему-то другому

например
первому снегу
фильму «Беспечный ездок»

турниру по снукеру
в Телфорде

где Хиггинс сегодня играет
с Дином

вчера он еле-еле справился
с Салливаном

а Дин показывает
в последних турнирах
неплохую игру

я хотел написать
стих простой и короткий
в духе старых японцев

и начал его цитатой
из «Повести о Гэндзи»
которую привел
в своих «Записках»
Басё

но уныние похоже
враг лаконичности

хромает ритм
зима играет втемную
и прикуп неудачный
для меня

другие пьют в такие вечера
а я пытаюсь многословием
избыть тоску

спускайся же лавина слов
с вершины Пинда

и погреби поэта
под собой

__________________________
     «“Вряд ли на свете существует место, где осень столь же уныла” – так, кажется, было сказано». – Басё. «Записки из дорожного сундучка».


КРАСОТА

я иду вслед за поэтом
и несу его дорожный сундук

«что ты видишь»
спрашивает поэт

«камни сорняки тучи»

«ты видишь цветы»
говорит поэт

«ты видишь красоту цветов
и красоту луны»
добавляет он

я молчу
и
вспоминаю
слова
другого
поэта
о
судорожной
красоте

____________________________________
     1. «Коль скоро ты видишь, то не можешь не видеть цветы...» – Басё. «Записки из дорожного сундучка».
     2. «Красота должна быть подобна судороге, иначе ей не выжить» – А. Бретон. «Надя».


ОДИНОКИЙ ПУТНИК

когда-то
еще студентом
я купил дорогой альбом Дюрера

мне хотелось приобщиться
к высокой культуре

я часто рассматривал альбом
и запомнил все иллюстрации

особенно мне нравились гравюры
а из гравюр
больше других
«Рыцарь, дьявол и смерть»

альбом позднее пришлось продать

я вспомнил о нем сегодня
когда прочел хайку
Басё

«Зимний день.
Тень одинокого путника
Леденеет в седле»

окончив учебу
я часто менял место работы
переезжал в разные города
все ближе и ближе к Северу

дьявола я так и не встретил

но кто-то следовал за мной
через все параллели
и меридианы

кто-то невидимый

тихий
упорный

и сейчас он близко
как никогда

_____________________________
     «Зимний день...» – Басё. «Записки из дорожного сундучка». С 50.


БАСЁ ТОСКУЕТ

оставаясь дома
тоскуешь по странствиям

странствуя
тоскуешь по дому

и только обмакивая кисть
в тушечницу
и выводя на бумаге
иероглифы
забываешь о доме
странствиях
и тоске

______________________
     «...и сердце сжимается от безотчетной тоски». – Басё. «По тропинкам севера».


НЕПОСЕДЛИВЫЙ БАСЁ

Басё не любит
подолгу сидеть на месте

то и дело
пускается в новое странствие

и если тебе случилось
увязаться за ним хотя бы раз

станешь его спутником
навсегда

_________________
     «Была уже вторая половина месяца Яёи, когда мое беспокойное и изменчивое, словно цветы, сердце повлекло меня к новым вехам…» – Басё. «Записки из дорожного сундучка».


УВЛЕЧЕННЫЙ

пройти по всем тропинкам
подняться на все горы
перейти через все реки
посетить все святилища
вспомнить историю всех родов
имена всех поэтов
придется похоже и мне
вместе с Басё
пока он не закончит
свои «Записки» и «Дневники»


ВСТРЕЧА В ПУТИ

мы шли по горной тропинке
и нам повстречался Пёс

он тащил за собой рояль
на струнах которого устроились
два осла

«не могли бы вы уважаемый Пёс
одолжить нам этих ослов»
попросил Басё «путь долог
дорога трудна поклажа тяжела
а ноги слабы ослы нам были бы
очень кстати»

«конечно» ответил Пёс «но не раньше
чем вы истолкуете нашу встречу
во фрейдистском ключе»

«нет ничего проще» сказал Басё
и произнес пятистишие
которое я запомнил и записал

Пёс отдал нам ослов
и мы с удобством добрались
до постоялого двора

мне так понравилась строфа
которую сочинил Басё
что я вырезал ее на двери
нашей комнаты
за что хозяин двора
хотел взять штраф
но передумал
и попросил добавить внизу
имя поэта сложившего
эти замечательные строки
что я и сделал

«Гроза. А этот чудесный
ключ журчит отчетливо
и сверкает безлунной ночью,
словно лезвие бритвы,
которым взрезают глаз. –
Басё»

___________________________________
     «...получилась ноша весьма обременительная для человека со слабыми ногами...» – Басё. «Записки из дорожного сундучка».


ПРОЗРАЧНЫЙ ВОЗДУХ

Басё приходит в местечко Ава-но сё
и смотрит на развалины древнего храма
на верхушки священных изображений
которые утонули в зеленом мху
и на глаза его набегают слезы

проезжая по городу на машине
я часто вижу руины промышленных зданий
и думаю о причинах такого упадка
о снижении валового продукта
и покупательной способности населения
о безработице

и о суровых мерах которые МВФ
требует принять в обмен на кредиты

а еще о саммите по борьбе с глобальным
потеплением и об уменьшении выбросов
в атмосферу

«На две сажени с лишним –
Высоко поднимается марево
Над камнями»

и даже намного выше

но на страницах «Путевых записок»
воздух прозрачен всегда

________________________
     «На две сажени...» – Басё. «Записки из дорожного сундучка».





ПОСТРОЙКА ХИЖИНЫ

Возьми криптомериевые столбы и тщательно их обстрогай.
Врой их в землю и поставь между ними бамбуковые стены.
Положи сверху крышу из китайского мисканта.
Повесь дверцу из бамбуковых веток.
Сделай ограду из тростника.
Посади банановое деревце.
Посмотри: отсюда виден пруд, и гора, и луна.
Тебе не нужно больше учиться.

________________________________________________
«...Не желая более покидать здешних пределов... соорудил достойную моего существования лачугу...» – Басё. «Слово о пересадке банана».


БУМАЖНОЕ ОДЕЯЛО

Читать «Путевые заметки» Басё,
чтобы вернуться в те годы, когда
жизнь была для тебя странствием,
и ты не знал, что ожидает тебя на
следующее утро и каким будет
вечер.

Читать «Путевые заметки» Басё,
чтобы научиться неторопливости,
заново научиться тихому взгляду
на облака, деревья, поля, озера,
дома, прохожих, машины, самолеты,
на самого себя.

Читать «Путевые заметки» Басё,
чтобы перестать думать о будущем,
без волнения вспоминать прошлое,
жить так, будто из вещей у тебя
есть лишь бумажное одеяло,
записная книжка и карандаш.

Читать «Путевые заметки» Басё,
чтобы научиться писать так же
просто и точно, расставляя слова
словно вехи на долгом пути,
и чтобы каждое слово отмечало
не меньше двух пройденных ри.


ПОНЯТЬ БАСЁ

Я приехал в город с большим чемоданом книг. Устроился в гостинице, в одноместном номере. Лето было жарким. Я гулял по улицам, по берегу вдоль реки, заходил в библиотеку, читал у себя в номере и почти ничего не ел. Дух мой становился все прозрачнее и невесомее, все светлее и спокойнее. Через неделю я перестал понимать Гессе, Манна, Джойса, Фолкнера, Бродского, Элиота, зато впервые понял Басё.


ПОБОЧНЫЙ ЭФФЕКТ

перед новогодними праздниками
сильно похолодало
и это сказалось на моем здоровье
обострился мой хронический ринит
и семейный врач выписала мне
финское лекарство
под названием «Cirrus»
которое я получил по рецепту
строгой отчетности в соседней аптеке
заплатив 4.79 LVL
или 297.52 RUB если верить расчетам
валютного калькулятора
на сайте pribalt.info

после трех таблеток от ринита
не осталось и следа
зато я впал в состояние похожее
на состояние грогги
(наступающее после нокдауна
или употребления грога)
тело мое сделалось невесомым
а голова приобрела отрицательный вес
и устремилась к потолку
и выше

я поставил любимого Брамса и заснул
на второй части Третьей симфонии
проспав до финала
потом я решил сочинить стих
но в голове не было никаких мыслей
их выдуло фармакологическим
сквозняком
вроде того виртуального вихря
который перенес Джонни-Мнемоника
в глубины его собственной
памяти
где он сумел обнаружить спрятанную
информацию «Фармакома»
могущественной корпорации
подчинившей в середине XXI века
весь мир

Джонни страдал переизбытком
информации в своей голове
и его состояние тоже было похоже
на состояние грогги
как и мое
избавиться от лишних байтов
ему помогла симпатичная девушка
имени которой я не помню
но у меня такой помощницы нет
и я мог надеяться только на кофе
но и две чашки крепкого кофе
не смогли нейтрализовать
три таблетки финского Cirrus’а
смирившись с этим я открыл
как часто это делаю в последние дни
«Путевые записки» Басё
и прочитав меньше страницы
наткнулся на фразу
«великий учитель Кукай основал
на этой горе монастырь»
мне сразу вспомнилось название
ручья в моем родном городе
ручей называется «Кокуй»
ударение на «у»
и протекает он рядом с горой

я зашел в интернет чтобы
побольше узнать о ручье Кокуй
и попал на страницу
где рассказывалось о горе Кокуй
в Пермской области
расположенной очень далеко
от моих родных мест
страница размещалась на сайте
Geocaching.su
и здесь я впервые узнал
о популярной игре «геокэшинг»
в которую уже несколько лет
играет весь мир
от Америки до Японии
я вспомнил что в детстве мы тоже
устраивали тайники во дворе
зарывали спичечные коробки
или что-то покрупнее
а потом искали спрятанное
по подсказкам
которые получали от владельцев
«сокровищ»

уже тогда эта игра мне казалась
малоинтересной
я предпочитал шахматы карты
и настольный теннис
предпочтительнее было даже
забраться по лестнице на крышу
а с нее пройти на чердак
который хранил
много страшных тайн
хотя никто там
и не устраивал тайников

мне казалось что играют в «тайники»
только дети
но теперь я узнал
что в геокэшинг играют
и двадцатилетние
и люди среднего возраста
причем люди деловые
имеющие ноутбуки
и приемники GPS
и еще я узнал что в мире существуют
специальные агентства
занимающиеся организацией
геокэшинга
и зарабатывают они на этом
надо думать неплохие
деньги

на горе Кокуй в Пермском крае
стоит поселок Кукуй
а на горе Никко великий учитель
Кукай построил монастырь
«Никко» по-японски означает
«гора Солнечного света»
это имя ей дал сам учитель
и Басё по этому поводу замечает
«прозрел он грядущее
удаленное от него на тысячу лет
ныне свет от этой горы исходящий
озаряет просторы небес
благодать достигает самых удаленных
уголков земли и все четыре
сословия пребывают
в покое и мире»

«но вряд ли» подумал я «великий
учитель прозревал будущее
на тысячу двести лет
а именно столько прошло
со времени основания монастыря
до нынешнего года
вряд ли он предполагал что сегодня
в окрестностях монастыря
туристы будут устраивать тайники
а GPS-координаты этих тайников
будут вывешиваться на сайте
Geocaching.com
(не путать с Geocaching.su
разница примерно такая же как между
штатом Нью-Джерси и Пермским краем)
и что не свет а радиоволны побегут
по просторам небес
связывая всех участников геокэшинга
в одну веселую компанию
очень похожую на ту что играла
когда-то в нашем дворе
пряча пуговицы монетки
сломанные куклы
и разрядившиеся батарейки»

я написал все это за сорок минут
и чувствую себя героем

я преодолел отрицательное тяготение
поймал мысли за хвост крылья лапы
или что там у них имеется

непросто было удерживать
нить повествования и следить за ритмом

зато теперь я похож на Чарльза Буковски
выигравшего ночное сражение
с пивом пишущей машинкой
и неуверенностью в себе

не случайно я вспомнил Буковски
если присмотреться или
прислушаться то станет очевидной
связь его имени с темой
стихотворения

отличный повод для завершения
исследования о ручье Кокуй

в этом месте напрашивается
рифма «ликуй»

похоже мне удалось победить
побочный эффект
от приема
финских таблеток Cirrus
так же как им удалось одолеть
поселившийся во мне
вирус

___________________________
     «...великий учитель Кукай основал здесь монастырь...» – Басё. «По тропинкам севера».


МАЛЕНЬКАЯ ПОМОЩЬ БАСЁ

вышел в жизнь
будто в широкое поле
и потерял себя

затворился в самом себе
будто в раковине
и потерял себя

прочел
«Предостережение» Басё
и нашел себя


_______________________
     1. «Предостережение живущим уединенно» – Басё. Проза-хайбун.
     2. «С маленькой помощью моих друзей» (With A Little Help From My Friends) – песня «Битлз».


ПРЕКРАСНАЯ ПОРА ЖИЗНИ

когда находишь
прекрасное всюду
в облаках закатах
цветах деревьях
музыке картинах
книгах

в зданиях мостах
телебашнях

и даже
в автомашинах

когда силой своего внимания
и воображения
превращаешь мир
в библиотеку
концертный зал
галерею

когда чувствуешь себя хранителем
замечательных творений природы
и искусства

и надеешься прибавить к ним
что-то свое

читаешь Басё

__________________________________________
     «Красота гор, равнин, морей и побережий представляется мне проявлением созидательной деятельности высших сил, я устремляюсь сердцем вслед за идущими по пути освобождения от привязанностей, ищу истину, открывающуюся человеку, посвятившему себя служению прекрасному». – Басё. «Записки из дорожного сундучка».


МЕТОДОМ ИСКЛЮЧЕНИЯ

добиваясь продвижения по службе
терпишь неудачу из-за того
что много времени отдаешь
сочинению стихов

занимаясь научными исследованиями
терпишь неудачу из-за того
что много времени отдаешь
сочинению стихов

сочиняя стихи терпишь неудачу
из-за того что надеешься
со временем превзойти
прочих

начинаешь сочинять хорошие стихи
когда понимаешь что
ни на что больше в жизни
не годен
и не беспокоишься
о том пишешь ли ты
лучше всех

______________________
     «...и в конце концов у него, бесталанного и неумелого, остался только один путь в жизни». – Басё. «Записки из дорожного сундучка».


ОБЩЕЕ ДЕЛО

в своих странствиях Басё
останавливался на отдых
у местных поэтов

в дом где он остановился
приходили другие поэты
из близких и далеких мест
и так устраивалось
поэтическое собрание

поэты вместе низали строки
и чувствовали себя
причастными общему делу

история показывает что поэты
всегда делали общее дело
и являли собой образец
сотрудничества

когда двадцатилетний Есенин
приехал в Петроград
он тут же отправился к Блоку
и прочел ему свои стихи

и Блок похвалил молодого поэта
и дал ему рекомендательные
письма к другим петроградским
поэтам

_______________________
     «В те дни нас навещали любители поэзии из Мино, Оогаки и Гифу, и вместе нанизывали мы строфы...» – Басё. «Записки из дорожного сундучка».