Мастер- класс 1, от Савика М

Михаил Савик
 Мастер- класс  №  1,  от Савика  М.

Для  того,  чтобы  писать  яркие, необычные  стихи  поэтам   необходимо  выполнять  несколько  довольно  простых  правил.
Не бойтесь  выходить   за рамки  и формат  обычного  восприятия  жизненных  процессов  и  явлений,  применять  необычные  аллегории,  метафоры  и  сравнения.
Не  бойтесь  прерывать  ассоциативный   ряд  и  последовательность  изложения, вставлять в  ассоциативный  ряд  слова и выражения , на первый взгляд не  совместимые друг с другом.
Надо понять  и  стараться  этого  придерживаться, того что   в каждом  произведении   должна  быть  какая- то  своя  "фишка".  В чём  она  будет  заключаться:  в новой ли идее,  удачных фразах,  их  построении, размере, ритме  стиха -  это дело автора, но она должна быть, иначе стихотворение будет скучным, неинтересным.
Тематические  стихи  и стихи с нудной  последовательностью  изложения  я  называю:       « стихами  по технологии производства  туалетной  бумаги»
Многие  из  нас  знают,  что  стихи в  нас появляются  неведомо  как и откуда.  Как  будто  кто- то подсказывает нам  эти необычные  рифмованные  слова и строки.
Причем, как  правило,  стихи  появляются  в  нас  в  период  трансформации  организма,
расслабления  тела и разума.
 Когда человек напряжен, его поведение искусственно, но когда он расслаблен - он естественен. Когда устранены баррикады и завалы, как источники напряжений, свободный ветер естественности проветривает все наше существо для  свободного  творчества.

В  нашем  мозгу  происходит  постоянный  процесс мышления,  при   котором  параллельно  просматривается  и  анализируется   множество  различных  тем.   Так  устроен  наш  Разум.   И  ему, нашему  Разуму,  нравится,   если  наше  творчество  адекватно  и схоже  с  процессом  нашего  мышления.

Прекрасным  примером  необычности  сравнений  действий  персонажей,  скачков  мышления  и  просмотра   различных  тем,   является  известное  стихотворение,  пожалуй  моего  самого  любимого  поэта,  Сергея  Александровича   Есенина  "Клён  ты  мой  опавший".  Приведу   текст этого  стихотворения,  сделав  его небольшой разбор  для  пояснения  предыдущих  мыслей.
.
"Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойки.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым.

И, утратив скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал березку."

   В  первых  трёх  двустишиях  автор  пишет  о клёне,  очеловечивая  его,  придавая   ему  человеческие  черты  и свойства.   В четвёртом  двустишии автор пишет о  себе, своём  состоянии автора,  сравнивая  своё  поведение  с  поведением  клёна,    в пятом,  - без  всякого  перехода  снова о клёне,  в  шестом снова о себе.  Параллельные  темы в одном  произведении и скачки  тем. 
Это придаёт   дополнительный  интерес  произведению.
Считаю, что в  современных  стихах  можно и  надо параллельно  воспроизводить  сразу  несколько  тем.  По сути,  каждый  катрен  может  быть  отдельной  темой. Это придаёт сюжетной  линии остроту и многомерность.
Пример  такого моего  стиха.

                Изгой и мачо

Захлёбываясь в рёве водопада, 
Я падал вниз и струями дождя,   
К восторгу  невменяемых закатов.   
Кричал: "Мой Бог, возьми скорей  меня..."

Бродил изгоем… слишком  юным   мачо.    
Клинком был мечен острым и мечом. 
Весь мир  объездил  на  костлявых клячах   
На пару с жирным,  жадным  толмачом.   

Прожечь  желал  трёхмерное пространство
Лукавостью надменных  биссектрис
И  жить в непостоянном постоянстве,
Любя всю жизнь хорошеньких актрис.

Хотел  загнать  в  единство лунной фазы
Седое состояние Души
И, нанизав на расстоянье  фразы,
Упрятать Вечность в сердце за гроши.


Приведу  навскидку нарезку  интересных  на мой взгляд,  метафор,  сравнений  и  аллегорий  из  своих стихов.


Выверну   карманы   наизнанку,
Разведу  пожиже  купорос

Поздороваюсь  с  седым   швейцаром,
Накачу   у  стойки   двести  грамм,

В полужеланьях  ночь истлела.

Над челобитьем струй фонтанных
Взметает пену облаков.

Над толерантностью стаканов,   
Принять способных  алкоголь,    
Тапёром на фортепиано         
Играет сказочный король.

Желанья  встречного повесы
Куплю...  а  может,.. и продам...

В дыханье старого трамвая   
Ищу  давно утерянный  билет.
 
Меняю прозу жизни
На ночь,  застигшую  врасплох, 
На  яркую  харизму...

Среди хрустящих простыней,
В среде лакейского уюта
Намного горше и больней
И сухость  в горле, как от  Брюта.

Придавлен  смех кастрюльной  крышкой.

Толпой подхлёстнутое эхо
В фонтанах веерной слюны

Как вороного под нагайкой,
Себя я ставлю на дыбы.»

Врываясь в страх ночной оленьими глазами,

Рвал в клетке пустоту на лоскуты надежды,

Ночь  муаровою кошкой  слижет молоко рассвета

Броваста,  хмура  ликом  непогода.

Завёрнутые в фантики слова
Плодят в костры плюющие уроды.

Закручено  в цветные  паранджи
Немое  удивление вопросов.

Нет  сил  уже  быком  бежать на «красный -

Останками  истлевших  междометий, 
С  прислугой, перешедшей  вдруг  на "ты", 
Рисует  равнодушно – стылый  ветер 
Из  "белых  мух"  метельные  холсты.

Где  танцует  в  холмах  голубой  горизонт,

От   кутерьмы   "Московского"  вокзала,   
Приняв   на  грудь  грамм  "надцать"   суеты.

Приветствую  и  люблю  сам  такие  приёмы, как: «аллитерация» -  строфы с повторением  согласных  и гласных   в  строфах , применение Неологизмов- новых  слов( очень осторожно). Много новых слов было в стихах у В. Маяковского.  Применение  жаргонных слов, слов диалекта и др. приёмы.

Примеры  аллитерации в моих стихах:

«Каскад ночи, в ЛиЛовых сумерках  ЛеЛея,       -  на Л
По уходящей вдаЛь аЛЛее босиком...

В Любви, мой АнгеЛ, и в немой печаЛи               -   на Л.
Обетам верности твоим сЛужиЛ.
Тебя всю жизнь: в конце её, в начаЛе-
ХраниЛ, наскоЛько мне хватаЛо сиЛ.


ЗАбАйкАЛье. ДАЛь немАя.  –  на Л и на А.


Значит,  так  Задумано?    Аллитерация на З,С и Л.
Значит, так  и  надо? 

В  небо  беЛым  турманом 
ВЗмыть  под  Звон  набата.   

ВЗреЗать  тучи,  С  подСвиСтом, 
ИЗ  поСЛедней   мочи.   
И  вернувшиСь  на  ЗемЛю,   
РаЗЛететьСя  в  кЛочья.


Неологизмы (новые слова).

 Скулит ( щеняче ), лихо бьётся в дверь     -   щеняче

Применение  жаргонных  слов.

Как  я   желал  бы  искурочить   - искурочить- жарг слово.
Однообразье   глупых   тем.

Всем поэтам  советую  купить Словарь поэтических  терминов  А.П. Квятковского,
Или изучать эту книгу в Интернете.- очень полезная и необходимая.

Считаю  признаком   неверного  тона   когда начинающие поэты  пишут  на своих  страничках:
Я  изложил(а) свои чувства,  как умел(а) и мог(ла).
Вы же, уважаемые, не в тумбочку пишете  и  ни  в ящик стола. Если выставили, так постарайтесь привести хоть  в  какое- то соответствие  с нормальным  качеством.
Учитесь это делать.

   С уважением  ко  всем   поэтам  и  читателям,
                Михаил Савик.

P.S.  В следующем мастер- классе мы можем  рассмотреть примеры внутренних рифм, разобрать смысловые трактовки отдельных мест  стихотворений и др.
   Обращаюсь с большой просьбой к остальным поэтам: делитесь пожалуйста с нами Вашим опытом и позитивом.

     Ещё раз- с уважением ко всем поэтам и читателям.