Путешествие через Америку Часть 061

Игорь Дадашев
61

В Америке твист, в СССР Перкосрак, мы в космос взлетели, но что-то не так, и лысый чудак кукурузу хотел сажать в Заполярье, оркестр гремел, мы сбили шпиона, мы съели сапог, Зиганшина буги, Зиганшина рок, Хрущев башмаком бил в ООН по столу, во дни урожая поможем селу, студенты, солдаты, картошка, морковь, шнурок развязался, такая любовь весь мир охватила при виде его улыбки широкой, Гагарин – герой!

Имя Перкосрак в СССР стали давать новорожденным мальчикам еще в 1957-м, когда мы запустили первый в мире искусственный спутник земли. А уж в 1961-м, после триуфального возвращения Юрия Гагарина, открывшего дорогу в космос, число Перкосраков, наверняка, увеличилось. Не владею информацией, сколько людей до сих пор носит это забавное имечко. Но в своей бакинской юности я знал чувака, которого именно так и назвали впечатлительные родители в честь гагаринского орбитального облета земли. Первая космическая ракета – Перкосрак.  Традиция давать детям имена новой социалистической эры началась вместе с победой русской революции. Иногда старые привычные имена удавалось приспособить к новым условиям, как, например, лютеранка Гертруда превратилась в большевистскую «героиню труда», а Нинель, популярное в СССР женское имя, на деле – обратное написание партийного псевдонима Владимира Ульянова – Ленин с мягким знаком на конце, вполне походило на привычную дореволюционную Ненилу. Но все прочие имена новой эры звучали уж оченно смешно и довольно коряво.
Даздраперма – Да здравствует первое мая, Оюшминальд – Отто Юльевич Шмидт на льдине, Вилорик – Владимир Ильич Ленин Октябрьская революция и коммунизм, Тролебузина – Троцкий Ленин Бухарин Зиновьев, и так далее. Хотя некоторые большевистские имена напоминали древние славянские, как Заремира – Заря мировой революции, в целом они не прижились на Руси.
Годом ранее полета Юры Гагарина в космос, 1 мая 1960-го советские зенитчики сбили американский самолет-шпион Локхид У-2 и захватили в плен пилота Фрэнсиса Пауэрса. До этого американцы четыре года совершали разведывательные полеты над советской территорией, фотографируя военные и промышленные объекты. Эти высотные и скоростные птицы были недоступны для советских ПВО, пока у них не появилась подходящая ракета.
Первый сбитый американец наконец-то отрезвит ястребов в Пентагоне и НАТО, кричал с пеной у рта Хрущев. Мы вас похороним! Догоним и перегоним. И в 1980-м году построим наконец коммунизм...
Так же за год до полета Гагарина весь мир восхищался подвигом сержанта Советской армии Асхада Зиганшина. Он и несколько его товарищей были унесены в шторм на старой ржавой барже в Тихий океан, где дрейфовали сорок девять дней. С собой у них оказалась лишь одна буханка хлеба и пара килограммов картошки, частично подпорченная пролившимся мазутом. Они растягивали еду, в надежде, что их найдут и спасут. Варили себе жидкие супчики, куда вместе с одной картошиной стругали собственные кожаные ремни и сапоги. А в это время тот район, куда их отнесло штормом, был объявлен закрытым для судоходства из-за военных маневров НАТО. Так что обычно оживленная морская трасса внезано оказалась пустынной. Парней носило по волнам. Они доедали последние сапоги, тощали на глазах, еще немного и умерли бы от голода. В похожих ситуациях, когда, например, один корабль с галантными французами в середине девятнадцатого века потерпел крушение, изысканные соотечественники д’Артаньяна не стали долго терпеть голод, а оказавшись на плоту, убивали женщин и детей, поедали их мясо. Не помню, как называлось то судно, но таких случаев описано немало. И когда спасатели наконец находили потерпевших крушение, те вальяжно ковыряли в зубах спичками, отрыгивая человечину.
Несколько советских солдат больше месяца скитались по волнам Тихого океана. Молодые мальчики. Комсомольцы. В отличие от искренне верующих европейцев, безбожные атеисты. Их нашли американские военные моряки. Как потом определили врачи на медосмотре, если бы баржу обнаружили днем позже, то русских солдат уже было не спасти. Их желудки настолько съежились, что не приди американцы им на помощь в последний миг, ничто не смогло бы вернуть их к жизни. Отощавших донельзя героических солдат привели в чувство. Откормили. Доставили в США. Пока они находились у американцев, наших парней все время склоняли остаться на Западе. Но они предпочли вернуться домой. Американская сторона передала русских солдат нашему посольству. Газеты, радио и телевидение всего мира восхищались стойкостью этих советских юношей.
В начале 90-х в Хабаровске мне рассказывали о похожем случае. Но за давностью лет я позабыл подробности и местоположение. Вкратце дело обстояло так. Перед самой войной советское командование забросило роту солдат под командованием офицера на один из маленьких островов на Дальнем Востоке. Они должны были устроить там пограничную заставу. Но тут, мол, началась война и в суматохе о них просто забыли. Часть, откуда они были заброшены, отправили на западный фронт. И там или полностью все погибли, или еще по какой причине, ну словом, про них забыли и осталась сотня наших военных робинзонить на необитаемом острове. О них никто не вспоминал, пока лет через десять их случайно не обнаружили геологи, облетавшие этот пустынный район на вертолете. А солдаты продолжали нести службу. В изношенных, латаных-перелатаных формах, но оружие у них было в исправном состоянии, всегда начищенное до блеска. Каждый день они выстраивались на плацу, поднимали флаг. Питались рыбой и картошкой-морковкой со своего огорода. У них даже рации не было. И они не знали, что на материке была война. Однако твердо верили, что родина их не забыла и скоро пришлет помощь.
Так ли было все на самом деле, или это просто красивая легенда, не знаю. Как услышал, так и передаю эту историю. Но учитывая случай с отделением сержанта Зиганшина и другие подобные моменты, в самопожертвование и героизм советских людей трудно не поверить. Во времена существования СССР тему каннибализма в осажденном Ленинграде не обсасывали столь сладострастно, как нынче. Не из-за табуирования, но еще и потому что наряду с отдельными случаями озверения и потери человеческого образа, большинство ленинградцев, умирая с голоду, от переохлаждения и болезней, все же стояли у станков днями и ночами. В холодных, неотапливаемых цехах они жгли костры, чтобы согреться в редкие и короткие минуты отдыха. Но продолжали делать патроны, гранаты, мины, снаряды, чинить танки и сопротивлялись врагу изо всех своих сил.
Безусловно, случаи озверения и каннибализма встречались в осажденном Ленинграде. Но те, кто питался мертвечиной, или похищал детей, чтобы убить и съесть их, были все же в меньшинстве по сравнению с героями, отстоявшими свой город от фашистов. Еще один пропагандистский миф нового времени гласит, что большая часть населения Ленинграда вымерла от голода. В советское время мы знали, что довольно много ленинградцев вывезли из города. Сейчас эвакуированных из осажденной Ленинграда приплюсовывают к оставшимся в осаде и умершим. Называют их всех чохом съеденными теми подонками, что думали только о себе и трусливо убивали слабых. Как же смогли такие нелюди отстоять город, если они не на заводах трудились в три смены и не в окопах стояли насмерть, а убивали и пожирали соседей и друзей? Гитлер приказал сравнять с землей Ленинград, а его жителей уничтожить всех до единого. И защитники города на Неве знали, что их ждет, в случае победы немцев. Они стояли до последнего. И помощь пришла. А сейчас принято смаковать, изрядно преувеличивая, количество людоедов в Ленинграде, тем самым уменьшая и вообще сводя на нет подвиг ленинградцев-героев...

В 1961-ом году мой старший товарищ и друг, магаданский наставник Мирон Этлис перебрался на Север. Как и его далекому предшественнику, ссыльному ученому-народовольцу Богораз-Тану, Этлису довелось хорошо узнать и изучить быт колымских аборигенов. Он ездил по поселкам, кочевьям чукчей и эвенов. Лечил больных. Принимал роды. Прямо в яранге. Ел с ними из одного котла оленину. Да так пристрастился к туземной пище, особенно к сырой рыбе, строганине, медвежатине, что порой обижался на меня, когда я отказывался от его угощения. На Севере надо есть мясо, говорил он мне. Мирон Маркович, я вполне обхожусь растительным белком, отвечал я, отнекиваясь, на что старик лишь усмехался. Однако, уважая мой выбор, он не настаивал. Я видел, что ему очень хочется угостить меня олениной. Но эта пища не для меня.
Окажись я на необитаемом острове, даже там не стал бы убивать зверя, или рыбу. Питался бы корешками, листьями, ягодами. Пусть товарищи по несчастью, если таковы оказались бы рядом, ловят дичь и жарят ее на костре. Но сам я не изменил бы своему принципу. Каждый выживает как может. Я не в праве запрещать другим есть мясо, если конечно, это не человечина, но сам не стану поддерживать свою жизнь ценой чужой смерти, пусть даже это смерть низшего животного.
Мне приходилось слышать «детские отмазки» от взрослых людей, типа, человек находится на вершине пищевой цепочки. Все едят друг друга. Умрем мы, нас съедят черви. Так давайте будем есть, пока мы живы.
А ни who-ya! Терпеть не могу это выражение «пищевая цепочка»! Ненавижу сведение человека на уровень простого животного. Жрущего, испражняющегося, совокупляющегося среди костей и объедков. Разве мы живем для того чтобы есть? Жрать себе подобных? Или все же едим, чтобы жить?
Лет девять назад в современной, рафинированной, цивилизованной Германии случилось страшное дело. Два высокообразованных и обеспеченных чувака нашли друг дружку по интернету. Один из них очень хотел съесть кого-то, другой же мечтал быть съеденным. И что же? Они нашли друг друга. Встретились. Меж ними, как водится, возникла страсть. Люди цивилизованные. Юридически подкованные. Составили договор, подписали его. Так что с судебной точки зрения тут не подкопаешься. Потом потрахались-потибидохались. Все эти играща чудаки на букву «Пэ» снимали на видео. Затем приступили к самому главному. Вколов анестезию первый начал расчленять второго. Этот пассивный сначала хотел, чтобы активный партнер зубами откусил ему член. Но у того не получилось. Тогда он просто отхватил пипиську ножом. А так как сделал это под местным обезболивающим, то убиваемый даже не почувствовал боли. Вот, смотрите, они весело помахали перед видеокамерой отрезанным членом, как все просто! Потом первый поджарил член как сосиску с яичницей. С большим кайфом они вдвоем съели это страшное блюдо. И дальше уже шло как по маслу. Медленная смерть, с растягиванием удовольствия. Уда довольствие...
Убив со всей возможной «гуманностью», не причиняя по возможности мук своему любовнику, этот чувак, работавший в крупной корпорации, кажется программистом, не помню точно, потом еще две недели ел мясо своего постельного друга, пока его не арестовала полиция. На суде случился конфуз. Вот договор, подписанный обоими любовниками. Вот видеозапись. Ничего незаконного нет. В уголовном кодексе ФРГ не предусмотрен такой случай добровольной отдачи себя на съедение. Сперва ему дали пять лет. Но адвокаты убийцы-людоеда протестовали, как же так можно? Он же не виноват в своих гастрономических вкусах, и все по закону...
Но суд все же увеличил ему срок заключения. Общественный шок? Помилуйте, он давно прошел. Ну пошумела пресса. Ну люди повозмущались. Да и забыли. Сидит себе этот каннибал в комфортабельной тюрьме. Никто его не заставляет шить тапочки, или гонять вагонетку в шахте, вырубая уголек. В своем последнем слове этот тип сказал, что таких как он еще много. И они поддерживают связь между собой. Они живут среди нас, обычных людей. А вы говорите, Лениград, людоеды...
Асхад Зиганшин был советским человеком. Ленинградцы, отстоявшие свой город от фашистов, тоже были советскими людьми. Русскими, евреями, татарами, украинцами, белорусами, людьми других национальностей. Но в основном русскими.
Почему люди теряют человеческий облик и превращаются в каннибалов? Не знаю? Но сам я никогда не соглашусь поддержать свою жизнь ценой чужой смерти!

Превращение человека в хищного зверя может случиться в силу разных причин. Животный мир полон жестокостей. Выживает сильнейший. Но даже в этом бездуховном мире, где каждое живое существо служит пищей другому, мы не встречаем тех изощренных дьявольских мерзостей, свойственных человеку. Одни только люди способны как подняться к небесным, космическим высотам духа, так и низвергнуться в адские провалы полной потери себя самих.

Лебединая верность. Многие птицы, в отличие от сухопутных млекопитающих животных, моногамны. И всю жизнь хранят верность своему единственному партнеру. Киты и дельфины тоже отличаются этим качеством.
Есть ли душа у животного? Традиционные мировые религии отрицательно отвечают на этот вопрос. Мой миннесотский приятель Стив, обожающий своих собак, но твердо верящий в догматы собственной протестантской церкви, с грустью говорит, что его собачкам не суждено попасть в царствие небесное. Хотя он очень хотел бы этого. Но увы!
Стив, неужели, твои собаки бездушные? Посмотри, сколько ума светится в их глазах. И какие они разные по характеру. Прямо как люди! Да, это так, отвечает мне Стив. Но моя церковь учит другому. У собак, как и у других животных есть душа. Но нет духа божьего. И я согласен с моей церковью.
Дух. Душа. Тело. Люди не могут придти к согласию. Просто к общей терминологии. Кто-то считает, как Стив, что у собаки есть душа, другой же отказывает ей даже в этой милости... малости...
Я помню, как одна моя учительница в средней школе как-то ляпнула: «У собак нету мозга, у них одни лишь инстикты!». Наверное, она имела в виду ум? Но я чуть не заржал во весь голос на том уроке, представив себе собаку без мозга. А ведь она была учительницей биологии...
Когда разговариваешь с людьми, подобными Стиву, когда просто упоминаешь иные религиозные воззрения, например, индуистские или буддийские, говоришь, что не все философские системы отказывают животным в душе и духе, такие люди начинают нервничать, даже кричать, ругаться. Стив вежливый парень. Как все миннесотцы. Но и его просто-таки затрясло, заколотило. Он сказал мне, тщетно пытаясь унять дрожь, больше не говори мне об этом. Не подвергай мою веру искушениям! Мне даже нельзя слушать подобные вещи! Это грех! А что я сказал ему? Просто рассказал два случая. Так же как сейчас перескажу их тебе, мой читатель. Но для Стива они оказались чересчур крамольными, вызывающими.

Случай первый. Я услышал его от своего знакомого ламы из Бурятии. Как все буддисты он не просто верит в реинкарнацию, но всегда вспомнит и найдет случай, подтверждающий его верование. А там уже ваше дело, согласиться с ним, или же нет. В одной семье, живущей в Улан-Удэ, умер дедушка. Это был уже довольно старый человек. Ветеран войны. В последние годы жизни дед впал в маразм. Постоянно ссорился с дочкой и зятем. Упрекал их в черствости и невнимании к своей персоне. И даже маленькую внучку не хотел привечать. Единственное живое существо, кому он дарил все оставшееся сердечное тепло, была их собака. Она всегда сидела у старика на коленях. Он с ней целовался, миловался, жаловался на судьбу, на дочку, на то, что его старуха ушла преждевременно на тот свет, оставив его доживать свой век в одиночестве.
Вскоре дед умер. Через некоторое время собака в той семье ощенилась. Они раздали всех щенков, кроме одного. Маленькая девочка упросила маму оставить ей последнего, потому что он напоминал ей дедушку. Время шло. Щенок подрастал и проявлял просто-таки неживотные сообразительность и ум. Так в частности, он нашел и вытащил откуда-то дедовские ордена. Дочка после смерти отца никак не могла их найти. Старик так хорошо припрятал свои награды, что, даже перерыв весь дом, их не смогли найти. А тут пес, рыча и скалясь, вытащил невесть откуда пыльный узелок с медалями и орденами. Он любил сидеть в дедовском кресле. И когда внучка звала его именем деда, пес охотно откликался.
Семья позвала на помощь того самого ламу. Он посмотрел на это дело, прикинул чё к чему, составил гороскоп, промедитировал, вышел в астрал, поговорил с душой усопшего, и в общем, подтвердил-таки, что этот пес – очередное воплощение их покойного отца и деда...
Второй случай рассказал мне Этлис. В Москве у него в квартире жили кот и кошка. Он обретался на двенадцатом этаже. И как-то раз кошечка вышла погулять на балкон, да сорвалась, упала и разбилась насмерть. Не помогло и природное умение кошек приземляться на четыре лапы. Все-таки высота там приличная оказалась. Этлис сбежал вниз и сразу похоронил бедную кошечку во дворе. А кот был сильно привязан к своей подруге. Он выл и бесился, рвался наружу часа два. Потом Этлисова жена вышле на балкон за чем-то, недосмотрела за хвостатым любимцем, кот тут же выскочил вслед за ней и... бросился вниз. Естественно, мозги всмятку.
Пришлось Этлису хоронить и кота...

Нет, больше не рассказывай мне такого, резко сказал Стив. И я заткнулся. Зачем обижать хорошего человека? Я просто поведал ему эти два случая, так как услышал их от своего знакомого ламы и от старика Этлиса. Точно так же, как повторил их сейчас тут, в этих записках. Я хотел спросить Стива, что он думает об этом? Но он был так шокирован и до сих пор не могу понять, что же взбесило его? А какого твое мнение, читатель?

И чтобы поставить точку в этой главе, еще один эпизод из той же оперы. Магадан. 2005-й год. Очередной юбилей Победы. Каждую неделю в течение всего года я делал передачи с нашими ветеранами войны. Приезжал в гости, снимал интервью, потом спешил на студию, монтировал, добавлял военной кинохроники и выпускал в эфир. В очередном доме снимаю деда с бабушкой. Оба воевали. Он в пехоте, она медсестрою. У них была замечательная сиамская кошечка. Все время терлась об ноги деда, или сидела у него на коленях. Через год или два я зашел к ним в гости снова. Дедушка уже умер к тому времени. Бабушка очень обрадовалась мне. Мы посидели, она угостила меня чаем с рябиновым вареньем. А их кошечки что-то не видать было. Я спросил, где же ваша Мурка? И бабушка, утерев глаза платком, рассказала следующее. После смерти деда кошка сильно загрустила. Перестала прыгать и играться. Через год бабушка достала из шкафа дедов пиджак с орденами, когда перебирала старые вещи. Вытряхнула нафталин из карманов и положила на диван. Кошка почуяла дедов запах. Прыгнула на пиджак. Принялась кататься по нему и тереться мордочкой о медали. Как ни отгоняла ее бабушка от пиджака, кошка не хотела уходить. А через полчаса она просто умерла, зарывшись в одежду своего любимого хозяина. Ветеринар сказал, что у нее просто разорвалось сердце...

В 1961-м году Юра Гагарин первым из землян поднялся в космос...





Иллюстрация из "Плейбоя" середиы 1970-х. Космическое соитие. Правда, из более позднего времени, когда СССР и США встретились на орбите. Союз-Аполлон. Но это уже другая глава наших взаимоотношений...