Путешествие через Америку Часть 057

Игорь Дадашев
57

Ну вот и добрались до моего любимого года. Чёй там было? В Москве первая Волга, а Америке мой любимый красный Шевроле «Бель эйр». Другие подобные машины, схожие с акулами и дельфинами. Хвостатые, крылатые, стремительные, смахивающие на реактивные самолеты. И действительно, еще немного и они взлетят по бетонке хайвея!
В Москве прошел первый международный фестиваль студентов и молодежи. Съехалось много народу со всего мира. Такого шума и веселья белокаменная наша столица, наверное, и не видывала доселе. Не ведала. Наряду с новой музыкой – рок-н-роллом, пришедшим на смену другому модному саунду в среде отечественных стиляг, джазу, молодые советские люди узнали КАК на самом деле одеваются их сверстники. Первые джинсы все оттуда же. Из 1957-го. Младенцы, родившиеся в конце того года, в начале следующего, безусловно, дети фестиваля! Первое свободное поколение, не знавшее войны и голода.
В Америке уже несколько лет шумел, гудел и взрывался рок-н-ролл. В штатах царил его безусловный король – Элвис. А в СССР снова стали много снимать. Конец 40-х и начало 50-х с их «малокартиньем» остались позади. Ту-104. Волга. Красный мистический Шевроле. Джинсы. Рок-н-ролл. Жвачка. Мир. Дружба. И первые международные сексуальные контакты.
Занятно, но у некоторых девушек лишь через несколько лет после фестиваля родились младенцы с несколько иным цветом кожи. А говорят, что телегонии не существует...
Полтораста лет назада один английский лорд, друг Дарвина, решил скрестить своих кобылиц с зебрами. Эксперимент не удался. Лошади и зебры это два разных вида.
Через несколько лет он случал своих кобылок и породистых жеребцов. И они принесли полосатое потомство. Обычных жеребят. Но с полосками. Лорд посоветовался с Дарвиным. Тот лишь пожал плечами. Он такого не видывал прежде.
Телевидения тогда еще не изобрели. Кроме как в Древней Руси, где Баба Яга издревле катала наливное яблочко по серебряному блюдечку и видела, как дружок Кощей над златом чахнет. Вуайеристка та еще была Богиня Яга. Это потом, с приходом христианства ее разжаловали из божеств в ведьмы. А она все равно продолжала помогать русским богатырям да Иван-царевичам, не говоря про обычных русских дурачков Иванушек. Ведь одного корня. Богиня и богатырь.
В общем, дальновидение существовало пока только в России. Так же как и первый рентгеновский аппарат, изобретенный Иваном Грозным, который опробовал его на мятежных боярах и князе Курбском. «Я вас, суки, насквозь вижу! – вскричал Иван Васильевич и добавил, - тут четко видно, как вы, ****и, замышляете Руськую землю продать иноземцам!»
Вы думаете, он ошибался, увидев в рентгеноскоп с темпоральным эффектом события Смутного времени?
И тогда старик Дарвин сказал, - «Понимаешь, дорогой мой лорд, это отдаленное родство. Дальнее семя. Брошенное на каменистую почву. Если вспоминать слова Иисуса. А если еще припомнить историю Онана, как этот библейский отрок не хотел жениться на вдове своего брата, потому что его семя бы превратилось в братнину. И та родила бы потомка не его, Онана, и покойного братана. Вот и пишет автор Библии, что входя к жене брата, Онан изливал на землю...
За что Бог Авраама, Моисея, Исаака и Иакова покарал его смертью.
А хитрая вдовушка своего добилась, переспав со свекром. А он, наивный, думал, что с блудницей...»
Веселится и ликует весь народ. Мчится поезд в чистом поле...
Пароход! Веселится и ликует весь народ!
«Короче, мой милый лорд, - сказал Дарвин, - это отблеск зебрячьего семени. Назови сие явление по гречески. И будет все научно. Теле – далее, далече, а гоно – это то, что выходит из самца во время гона. Телегония».
Правда, после второй мировой сия лженаука была заклеймена, как позорная служанка и продажная девка уже не просто империализма, но гитлеровского немецко-фашизма и гнусного расизма. Так что и мы ее оставим в покое. Хотя непонятным образом младенцы с иным цветом кожи и разрезом глаз рождались не только через девять месяцев после окончания фестиваля, но и через несколько лет.
В теле гоно сохраняется? Надолго ли?
Изида взяла рассеченный труп Озириса. Собрала его по закоулочкам, куда злой Сет-Сатана раскидал его по всей Египе, по всей Кемьской волости. Собрала. Соединила, как Франкенштейн. Легла с мертвецом. И зачала Гора-Хора-Солнышко. Ну не чудеса ли?
Чудеса еще случаются!
Таков девиз на фронтоне Научно-исследовательского института чудей. А также дежурная шутка старшего лаборанта при чудесариуме на вопрос молоденькой практикантки, готовы ли чудеса к кормежке...
Чудеса еще случаются!
И в истории было немало чудесных рождений. Только все они объявлены сказочными. Небывальщиной. Это все выдумки буржуазных идеалистов и зловредных расистов. Не будем об этом говорить больше...

В 1957-м молодой врач Скорой психиатрической помощи раскатывал на белой Победе с красным крестом. Этлиса часто вызывали по разным адресам. В мегаполисе случаев психических заболеваний больше, чем на селе. Странно, не правда ли?
Через четыре года Этлис уедет в Магадан. По семейным обстоятельствам. Первая жена, та самая родственница Есенина, что верно ждала его из лагеря, не вытравила плод, хотя «доброжелатели» настоятельно это ей советовали, вдруг стала показывать знаменитый характер. В общем, от греха подальше Мирон свалил на Север. Там рубль длиннее, и можно больше зарабатывать да посылать в Москву семье. А жить все же лучше врозь. Потому как в одной драке, переполнившей чашу терпения, жена даже сумела сильно покалечить мужа, прошедшего лагерную школу драк с власовцами, полицаями и бандеровцами. А тут он не сумел от увернуться разъяренной жены и попался под горячую руку...
Но это будет потом, а пока Этлис раскатывает по Москве, делает успокоительные уколы. Заворачивает буйных в смирительные рубашки. Словом, выполняет свою клятву Гиппократу.
В 1961 году в Москву приехал в очередной раз Поль Робсон. Ажиотаж и шумиха. Этлис с трудом раздобыл один билет на концерт. Пошел послушать замечательного артиста в свой законный выходной. А перед концертным залом уже огромная толпа. Жаждущие попасть внутрь безнадежно спрашивают друг у друга лишний билетик. Тут же мельтешит какой-то негр. Этлис заглянул в его тоскливые глаза, и не смог сдержать собственных слез. Достал заветный билет и отдал негру. Тот не знал как его благодарить. Но впрочем быстро нашелся. Схватил Этлиса за рукав и потащил к служебному входу. И тут как по мановению волшебной палочки появился Робсон собственной персоной. Он шел по узкому проходу в толпе. От машины до дверей. Людей удерживали милиционеры. Новый знакомец Этлиса кинулся к Робсону. Тот понял все без слов. И провел обоих вовнутрь. Так Мирон познакомился с Полем Робсоном.
Великий чернокожий артист до сих пор не забыт в США, в отличие от другого «блудного сына» Америки Дина Рида. Здесь издаются виниловые пластинки и компакт диски Робсона. DVD со всеми его фильмами. Начинал свою карьеру Робсон на бродвейских подмостках. Играл Отелло. И эта роль, по признанию театральных критиков, самая яркая и лучшая среди множества других образов, воплощенных актерами всего мира.
Робсона в СССР называли Поль, а не Пол. Впервые чернокожий гигант приехал в Москву в 1934-м году. На родине он уже прославился и как театральный и киноактер, и как певец, которому были подвластны, как оперные арии, так и джазовые и народные песни. Сын бывшего беглого раба, ставшего католическим священником, и матери-аболиционистки, в молодости был прекрасным спортсменом. Как многие его соотечественники. Достаточно проехаться по улицам любого американского города и поразиться обилию бегунов, велосипедистов.
Известен Поль Робсон своими левыми взглядами. Это был неутомимый и страстный борец за права человека. Юридические знания помогали Робсону выходить сухим из воды во времена маккаритизма. Его несколько раз вызывали на заседание комиссии по расследованию антиамериканской деятельности, подозревая в тайном членстве в компартии. На прямой вопрос, не состоит ли он в ней, Робсон отвечал, что с таким же успехом его можно спросить, состоит ли он в демократической или республиканской партиях. И сам вопрос незаконен. Потому что компартия в США не была запрещена. Но нет, говорил певец, несмотря на все симпатии к СССР, он не коммунист.
В 1917 и 1918 годах он входил во всеамериканскую сборную колледжей по футболу. Хотя блестяще играл и в баскетбол, и в бейсбол, побеждал на состязаних легкоатлетов. Когда он попал в немилость и был заклеймен «предательством Америки», имя Робсона оказалось вычеркнуто из почетных списков этой сборной из 1917-18 г.г.
Робсон ездил в СССР довольно часто. Во время гражданской войны в Испании он несколько лет провел в Пиринеях, выступая в поддержку республиканцев. После второй мировой его стали вызывать на заседания комиссии сенатора Маккарти. Ему вменялась в вину пропаганда против родной страны. Что с одной стороны было правдой. Ведь Робсон действительно выступал с нелестными речами об Америке за границей. Особенно в СССР. Но сын и внук рабов, сам неоднокрантно избываемый расистами в университете, Поль Робсон прежде всего боролся с расовой сегрегацией.
В конце двадцатых годов певец переехал в Англию, где снялся во многих кинокартинах, играл в театре и выступал как певец. Великобритания стала его новым домом вплоть до начала второй мировой войны. В 60-е годах он опять на некоторое время вернулся на берега туманного Альбиона. Каждая кинороль и театральная работа Робсона отмечена ярким и незаурядным талантом этого великого артиста. Носившего по праву звание «Золотой голос Америки». В ХХ веке было лишь два выдающихся баса. Русский Федор Шаляпин. И американец Поль Робсон. Сочный, богатый, густой, изумительный, узнаваемый с первой ноты, уникальный голос Робсона снискал ему заслуженную любовь почитателей во всем мире.
Робсон был и остается неповторимым артистом из всех знаменитостей, кого рождала Америка в ХХ веке.
Я с детства очарован его пением. Мы слушали дома монофонические записи Робсона. От папы и покойного дядюшки мне передалось их увлечение джазом и негритянскими спиричуэлами. Дядюшка как-то подарил мне свою любимую пластинку – Луи Армстронга. Вернее, я сам у него ее выпросил. И дядюшка легко расстался с ней.
Но самым дорогим подарком для меня стала французская пластинка Поля Робсона. Коричневый конверт. На обложке улыбающийся чернокожий человек. Ставишь диск на вертушку. Опускаешь иглу на черный винил. Чуть поскрипывающий звук, идущий от бороздки. И волшебный голос. Низкий, гулкий, богатый, неповторимый. И старые песни негров-рабов. Завораживающее пение.
               
 


С дядюшкой на Чистых прудах в Москве. За полтора года до его ухода.