Путешествие через Америку Часть 042

Игорь Дадашев
42

Берлин начала двадцатых годов. Гиперинфляция. Голод. Всеобщее напряжение. Рост детских смертей. Путчи нацистов. Забастовки коммунистов. Драки. Перестрелки. Наведение порядка. Новый экономический рост. Золотая эра немецкого кино. Лизу Свенсон затянула богемная жизнь в германской столице. Работа в знаменитой русской театральной труппе. Первый опыт в кинематографе. Кто помнит сейчас ту немую черно-белую ленту? Наверное, и негатив ее утрачен. А отпечатанные копии, если и сохранились, то настолько исцарапаны частыми просмотрами, что не подлежат восстановлению? Хотя в цифровой век разве есть что-то невозможное для реставратора?
Снимали в одном из павильонов студии УФА. Фильм был из разряда малобюджетных, но обещавших большие прибыли. Фантастическая сказка про таинственный Восток, пещеру Али Бабы, путешествия в глухие дебри Индостана. Там где забытые древние города и полуразрушенные храмы. Поглощенные джунглями. Перевитые лианами. Гробницы с несметными сокровищами. Секта душителей. Проклятие Кали. Талисман Шивы. Жертвоприношение девственницы. Джин из кувшина. Ковер-самолет. Левитирующие факиры. Бремя белого человека. Тигры-людоеды. Заклинатели змей и прочий антураж.
Михаил Чехов сыграл раджу. А Лизе Свенсон досталась небольшая роль баядерки. Пригодились и уроки хореографии, и азы сценического искусства. Она снялась только в одном эпизоде, но персонаж Лизы запомнился публике экзотическим танцем живота, насквозь пронизанным эротической энергией.
И хотя фильм оказался всего лишь кинофантазией, имеющей весьма отдаленное отношение к реальной Индии, он сыграл большую роль в последующей судьбе Елизаветы Свенсон. Девушка сызмалу увлекалась книгами о путешествиях и приключениях. Прочитала всего Жюля Верна. Причем не только в русском переводе, но и в оригинале, на французском. Лиза с детства мечтала объездить весь мир. Она оставляет маму на попечение берлинской родни, а сама отправляется на Восток. Китай, Япония, Сиам, Индия. Осела в Бомбее. Училась храмовым танцам. Освоила хинди и бенгали. Выступала перед высшим обществом с танцевальной программой, изумляя индусов своей природной пластикой и грацией. Получила приглашение сниматься в кино. Прославилась как актриса в исторических лентах и мелодрамах. В начале тридцатых годов Лиза Свенсон встретила своего учителя Говиндачарью Свами. Стала послушницей в его ашраме. Что было тогда редкостью в среде йогов и ведантистов. Тем более уникальным оказался прием белой европейской женщины в духовный орден.
Гуру учил ее азам йоги и Веданты. По примеру наставника Лиза стала вегетарианкой. Она охладела к кинематографу и танцам. Целые дни напролет девушка практиковала асаны и медитацию. Ее гуру был противником кастовой системы и приверженцем идеи равенства всех людей на духовном уровне, вне зависимости от происхождения, касты, цвета кожи, пола и возраста. Помимо изучения Вед Говиндачарья Свами обязал часть учеников собирать пожертвования на строительство нового мандира, а часть – работать непосредственно на самой стройке. В ашраме Лиза Свенсон никак не могла поладить с одним из учеников. Гуру определил им совместную работу. Вдвоем они месили раствор для кирпичной кладки. Вместе таскали носилки с раствором на стену. Со временем их отношения превратились в настоящую дружбу. А позже переросли в любовь. Она вышла за него замуж.
Лиза прошла курс обучения йоги. Получила посвящение от своего гуру. Он нарек ее – Васави Деви. Подобно другим индийским учителям, дал наказ распространять мудрость Вед и учение йоги на Западе.
Оставив ашрам, ее муж занялся занялся карьерой. Вскоре он получил назначение во Вьетнаме. Вместе с ним покинула Индию и Васави Деви. В Европе в это время уже началась вторая мировая война. После ее окончания Васави Деви успела объездить с мужем полмира. Он умер рано. Похоронив мужа на его родине, Васави Деви не осталась в Индии, но переехала в США. Обосновалась в Калифорнии. Открыла школу йоги. Среди ее учеников было немало голливудских актеров и актрис. Следующие полвека прошли в частых разъездах по всему миру с лекциям о йоге. В 60-е годы Васави Деви пару раз навестила и СССР. На фоне дружбы с Индией, ее приезды воспринимались вполне благосклонно. К тому же отношение к русским эмигрантам первой волны изменилось с безусловно негативного на вполне сочувственное. Белогвардейцы перестали восприниматься врагами. Их разрыв с Россией отныне рассматривался трагической ошибкой.
Васави Деви стала чаще приезжать в Россию после 1991 года. Она брала в ученики и давала посвящение людям, самостоятельно практиковавшим запрещенную в СССР йогу. В первой половине девяностых я часто летал в Хабаровск. Мои тамошние друзья уже около двадцати лет изучали йогу без наставника. И были счастливы обрести милость Васави Деви. Как-то раз, погожим весенним днем, в Хабаровск позвонили питерские ученики матаджи и сообщили моим друзьям, что она приедет на неделю в Москву и Петербург. Старший среди хабаровских йогов мой друг Виталий мигом собрался, члены его кружка сбросились ему на билет, и он улетел в Питер. Движимый каким-то неясным побуждением, я передал с ним привет для Васави Деви. Когда Виталя возвратился домой, то привез от гуру-матаджи благословение всем ее дальневосточным ученикам, а мне в подарок фотографию Васави Деви с ее собственноручной подписью на обороте. Занятно, сказал мне Виталя, когда я рассказал ей о тебе, она на какое-то время задумалась, как бы отключилась от происходящего. Потом оставила нас, вышла в спальню, вернулась с фотографией, подписала ее и попросила передать тебе. Больше никому она не подарила своей карточки...
   


Не Гималаи, а Гранд Титон, но похоже...
Фотография Камила Дадашева