Путешествие через Америку Часть 034

Игорь Дадашев
34


На седьмой день библейский Бог почил и заповедал человекам хранить субботу в память о Творце...
Кому-то повезло получить традиционное образование. Как на Востоке. В Азии. Или на Западе. В Европе и Америке.
Кому-то досталось лишь обрезание. Даже без религиозного образования.
Как в СССР, где официально господствовал атеизм, но в кавказских и среднеазиатских республиках никто не отказывался от обряда обрезания. Но при этом все были пионерами. Все были комсомольцами. А став постарше, мужчины вступали в коммунистическую партию. Насколько сильны национально-религиозные традиции!
Я в детстве читал книгу Садриддина Айни «Бухара». Каждая страница его воспоминаний о дореволюционном детстве автора пронзала до глубины души. Знакомыми картинками. Пережитым опытом в прошлых воплощениях...
Я рождался и на Западе, и на Востоке. В Америке времен революции и освоения континента. Это обо мне писал Джеймс Фенимор Купер. О таких как я, как Натаниэль Бампо и его друг Чингачгук. Вот почему я люблю американские леса, горы, прерию.
Я жил в Азии. Гораздо раньше. Носил расшитые халаты. Писал каллиграфическим почерком по-арабски. Стихи и ученые трактаты. Дамасский клинок у пояса. Горячий скакун. Пустыня.
Я был солдатом чаще, чем литератором. Но всегда – поэтом. У походного костра ли. В карауле. В ночном дозоре. В одиночном странствии мои мысли неторопливо складывались в ритмичные строки. Отливались метафорами. Встречали рифму, как страстный влюбленный обретает свою пару. Находит отклик в ее сердце. Слагались песни. Протяжные и долгие. Как путешествие на верблюде. Сквозь сердце пустыни.
Солдатом русским... Офицером... Всегда был верен своей присяге. Среди всеобщего разора. Поражения. Позора. Разгрома и разброда. Революции. Гражданской смуты и усобицы.
Что есть мои былые воплощения? Зачем я жил? И повторялся раз от раза. Все тот же сон. Все та же явь. Скорее схожая с виденьем иллюзорным. Мираж в пустыне. Морок. Обман. Во сне и наяву.
Советский Союз. Господствующий атеизм. Но и в красной России тайно, неявно, по старой традиции, все еще крестили детей. А в мусульманских республиках СССР мальчиков обрезали.
Как можно отличить верующего иудея от практикующего мусульманина в бане? Да никак. Оба прошли в детстве через обряд обрезания крайней плоти.
Как можно отличить среднестатистического американского мужчину от жителя Ближнего Востока, неважно, араба мусульманина, или израильтянина? В бане. Опять же никак. 
Еще в свой первый приезд в Америку я случайно услышал это от знакомых. Семья имела наполовину христианские, наполовину иудейские корни. Не зная об атеистических взглядах обоих супругов, как то раз я спросил, а какой религиозный обряд вы совершили над ребенком? Крестили, или же сделали обрезание? Мне ответили, что во многих, если не во всех американских родильных домах мальчиков обрезают по медицинским и педиатрическим показаниям. И таких мальчиков, по статистике, больше пятидесяти процентов. В независимости от того, посещают ли их родители мечеть или синагогу.
История обрезания крайней плоти у мальчиков и мужчин уходит в седую древность. Этот обряд был присущ и египтянам, причем только членам высших сословий. Начиная с фараона и кончая чиновниками. Эфиопы, финикийцы, некоторые другие народы Азии тоже практиковали обрезание. И у древних евреев, и у их потомков этот обряд распространяется на всех мальчиков, а не только на аристократию, как в Египте.
Согласно Библии, Авраам перенес обрезание в 99 лет. Его сыну Измаилу, родоначальнику всех арабов тогда было 13 лет. Он тоже вместе с отцом прошел через этот обряд посвящения себя Богу. И с тех пор мусульмане придерживаются обычая делать обрезание своим мальчикам с началом полового созревания. Кстати, в древнем Египте обрезание юношей благородных сословий совершалось именно в четырнадцать лет. В знак перехода от детства к взрослой жизни.
Второй сын Авраама Исаак подвергся обрезанию на восьмой день после рождения. С тех это стало нормой для всех иудеев.
У отдельных исламских народов эту операцию делают в разные годы. Тюрки в восемь-тринадцать. Персы в три-четыре. Арабы от пяти-шести до тринадцати-четырнадцати лет.
В Америке, как и в Англии обрезание получило широкое распространение еще во второй половине девятнадцатого века. По медицинским и гигиеническим соображениям. Некоторые современные врачи считают, что у обрезанного мужчины больше шансов НЕ заразиться венерическими заболевниями и СПИДом. Не знаю, так ли это на самом деле. Потому что мнения эскулапов и педиатров в Америке на сей счет сильно разнятся. И если Американская ассоциация педиатров рекомендует советоваться с родителями новорожденных мальчиков и ни в коем случае не принуждать их к обрезанию, мотивируя это не только болезненностью операции, но и тем, что крайняя плоть не является чем-то лишним в организме, требующим непременного удаления. Девиз педиатров в Америке «Чье тело, чьи права? Пусть решает сам».
Но в то же время Американская ассоциация урологов считает полезным эту операцию в качестве меры, предотвращающей венерические и урологические заболевания.
Для религиозных общин иудеев и мусульман вопрос с обрезание целиком относится к области веры и национального самоопределения. Светские люди в Америке оперируют мальчиков по гигиеническим причинам. Хотя никто твердо не доказал, что именно обрезание, а не целомудренное воспитание помогают людям не заразиться венерическими болезнями.
После второй мировой войны еще одна причина нашлась для широкого распространения обрезания в Америке. Известно, что нацисты именно по этому признаку определяли евреев, и затем отправляли их в концлагеря на смерть. Многие американцы, как и та семья, от которой я впервые услышал о массовой практике обрезания в современных США, считают это правильным. Все мальчики должны быть обрезаны еще в роддоме, невзирая на то что это очень болезненная операция. Особенно для новорожденного младенца. Тогда, в случае повторения геноцида, никто не сможет определить национальность по этому интимному признаку.
Еще один резон современных медиков по поводу обрезания состоит в том, что жены необрезанных мужчин более расположены к раку шейки матки. Но позиция противников этой точки зрения, так же как и врачей, несогласных с мнением, что обрезание уменьшает риск заразиться сифилисом или СПИДом, состоит в том, показатели эти ничтожно малы. Меньше одного процента. Основной аргумент американских педиатров против обрезания в родильных домах это даже не сильный болевой шок, испытываемый крохотным существом, так как операция обычно проводится без анестезии, но грубое попрание прав младенца. Поскольку он не может дать своего согласия на отсечение крайней плоти, то операция эта, говорят американские педиатры, антигуманна и подлежит полному запрету.
Разговор на тему обрезания не очень удобная тема в приличном обществе. Особенно за столом...
Если кто-то практикует его из религиозных соображений, как иудеи и мусульмане, то это дело его совести и традиции. А в светском обществе операция по отсечению крайней плоти, наверное, все же не может быть общеобязательной и принудительной, какими бы медицинские и гигиеническими соображения она ни мотивировалась. Даже с точки зрения уравнивания всех граждан в этом вопросе. История знает немало иных примеров гонений евреев, помимо гитлеровского геноцида. Именно по признаку своего обрезания евреи подвергались гонениям еще во втором столетии до нашей эры. Антиох Четвертый Епифан, пожелавший эллинизировать иудеев, не разрешал им совершать этот обряд над мальчиками. Затем римский император Адриан, после подавления восстания Бар-Кохбы во втором веке нашей эры под страхом смертной казни запретил обрезание. И хотя латинские авторы высмеивали этот обряд как варварский и жестокий, постепенно он проник во все слои римского общества и стал практиковаться даже в домах императоров. 
Первые христиане следовали это иудейской традиции. Пока апостол Павел не упразднил ее. Не важно, обрезан ты или нет, главное – вера в Христа, считал апостол.
Итак, все копья, сломанные вокруг «нефритового посоха», по китайской терминологии, в спорах о том, нужно или не нужно мужчине обрезание, не стоят и выеденного, пардон, яйца. Если исключить иудеев и мусульман, которым обрезание просто предписано основателями их религий, то все упирается лишь в вульгарно понятую гигиену. Дескать, в жарком климате это просто необходимо. А сейчас идет глобальное потепление. Ну и с точки политкорректности, чтобы никто не выделялся из общей массы. Так что если вдруг вернется Гитлер и с ним возродится практика геноцида людей по этому признаку, давайте будем всем делать эту операцию, чтобы никому не было ни больно, ни обидно. Жара. Всеробщее глобальное потепление. Самим же мужикам лучше будет. Давайте отсечем и выбросим эту штуку вон. Все равно оно лишнее... 
Между прочим, в Индии тоже жарко. В Индии мужчины, если они не мусульмане, не обрезаны. Они всегда споласкивают член после мочеиспускания. Ритуальные правила телесной чистоты тут регулируют все случаи. Поел. Значит частично осквернился. Надо сполоснуть рот. И омыть руки со стопами. И ты снова чист. При условии, если с утра принял душ.
А если среди дня сходил в туалет и помочился,  то снова телесно осквернился. Но если омыл уд водой из ковшика или бутылки, ты снова чист. А вот ежели опорожнил кишечник, то осквернился полностью. И надо снова принимать душ. И менять одежду. Потому что прежняя, даже если она чистая, только что из прачечной, все равно считается оскверненной. И если индуист, сходив по большой нужде, принял затем душ и снова надел ту же одежду, в которой справлял естественные надобности, он опять «грязный».
После ночного сна и дневной дефекации правоверный индуист считается оскверненным. После стрижки волос и ногтей тоже. После прикосновения к нечистым вещам, таким как испражнения, кровь, мясо или кожа, внутренние кости (потому что изделия из слоновых бивней не считаются оскверняющими), надо принять омовение, а еще лучше вместе с водой прочитать очистительные мантры.
В общем, проблема грязного уда в Индии не стоит так, как в других жарких странах. И индуисты не обрезают своих детей. В каждой культуре, в каждой стране свои обычаи и порядки.
По большому счету обряд обрезания мальчиков у некоторых азиатских народов связан не с ритуальной чистотой половых органов. Мусульмане тщательно омывают телесный низ после всякого посещения туалета. В каждом доме, в каждой уборной на Востоке имеется соответствующий кувшинчик, которым можно воспользоваться. Так что вопрос со скапливающимися бактериями под крайней плотью никак не связан с практикой ее отсечения. 
Причина обрезания вовсе не в гигиенических требованиях для жаркого климата, но в древнем обычае что-то жертвовать божеству при инициации во взрослую жизнь. При достижении возраста полового созревания мальчиков отводили в лес, на природу, в пустыню, и там они проходили посвящение в мужчины. Один на один подросток должен был сразиться с диким зверем. Вооруженный всего лишь ножом, юноша вступал в поединок с диким вепрем. Или с медведем. Или с волком, тигром, львом. Когда-то наши предки бросались в одиночку против мамонта, или шерстистого носорога, саблезубого кота.
Конечно, если в схватке побеждал человек, он вряд ли оставался без единой царапины. И этот алый знак доблести – располосованная когтем хищника щека, надорванное ухо, другие рубцы, вместе с отсеченной головой добычи, служили лучшим доказательством его мужества и доблести. За такого с радостью выходила замуж первая красавица племени. Такой со временем становился вожаком и предводителем своего народа. В памяти потомков долго хранился образ героя. Иногда его даже обожествляли. Так рождался национальный эпос в разных регионах мира. Это не означает, что все боги у всех народов были лишь обожественными предками. И что нет над нами некоей Высшей Силы...
В общем, из таких языческих инициаций мальчиков и юношей и родилась традиция отдавать часть своего тела, а именно крайнюю плоть уда, в знак союза с племенным божеством. Сперва у египтян, потом у других народов Азии. В современной Европе обрезание не столь широко распространено, как в Америке. Хотя геноцид евреев совершался именно в Старом, а не в Новом Свете. Однако обрезание стало почти повсеместным именно в США. Здесь эта операция, совершаемая уже не по религиозным, но медицинским показаниям, имеет как своих сторонников, так и противников среди американских врачей. Наверное, это вообще типично для американцев. Они чрезвычайно привержены идеям равенства всех людей. И в отношениях большинства с меньшинствами приоритет всегда отдается последним.
Я в детстве читал книгу Садриддина Айни «Бухара». Каждая страница его воспоминаний о дореволюционном детстве автора пронзала до глубины души. Знаковыми картинками. Как, например, все что он пережил в момент обрезания. Садриддин зашел вместе с дедом в дом. Увидел лежащих под одеялом старших братьев. Красные, но уже сухие глаза. Улыбающиеся лица. И тут кто-то повалил его на спину. Прижал грудь доской. И страшная дикая боль внезапно пронзила низ живота. Маленький Садриддин изловчился и вцепился старику в бороду. Дед обманом заманил его во внутренние покои дома под предлогом, что только там с ним будет играть. А тут такая подлость и обман. И боль! У деда на глазах выступили слезы. Мальчик понял, что ему тоже больно. На лицах его братьев, подвергшихся операции, уже высохли слезы и играли хитрые улыбки. Они терпеливо прошли инициацию в мужчины. Во взрослую жизнь... 


Фотография Камила Дадашева