Вместо свадебных песен

Давид Эйдельман
Из старых тетрадей (не отправленное письмо бывшей возлюбленной вышедшей замуж)

I
Я не могу писать эпиталамы.
Особенно тебе. Ты понимаешь,
что получив известие о свадьбе,
от радости я чуть не удавился.
Поэтому не свадебную оду
пошлю, а философские сужденья.
Пускай в ответ мне ждать головомойку.

II
Но не могу я пожелать супругу
здоровья и успехов в личной жизни,
хотя через тебя мы породнились…
Но это слишком зло. Прошу прощенья!
Итак восславим же мужчин женатых,
что скармливают женщинам свободу,
которая и так на три рубля.

III
Да здравствуют супружеские койки,
окованные скукой постоянства,
где вместе спят и вместе умирают
день ото дня. Жизнь приближенье к смерти.
Но чувствую, перехожу к сатире,
к иронии – оружью побежденных.
Хоть я не побежден и не раздавлен.

IV
Мне написать бы, что любовь как Феникс
восстанет из растоптанного пепла;
как Финист Ясный Сокол устремится
в твое окно на лезвие ножей;
что обернется теплотою хладность,
быть может запоздало, но наверно,
что огородами идут на площадь…

V
Коль человека обошли дороги,
то он пройдет через леса, болота,
и к черту на рога, и меж рогами
пройдет их по дороге поломав….
Что я сношу семь башмаков железных,
сгрызу хлеба из мрамора и стали.
Я мог бы написать. Жаль не хочу.

VI
Чего скрывать, есть счастье кроме женщин.
«Какое же?» - ты спросишь. Я отвечу:
«Беспечная как сотворенье мира,
свободная как духи после смерти,
безумная, как буйный взрыв органа,
смесь магии и пустоты и ритма
Поэзия – как функция Игры».

VII
Как сущность атмосфер и гравитаций
Игра нас не влечет, а существует,
включая в разновидности моделей
и нашу жизнь без окрика и зова.
«Окончена игра! Довольно! Баста!»» -
кричит невежда, но не понимает:
Игру окончить – значит умереть.

VIII
Но если верить Данте Алигьери,
то оставляя все земные игры,
и забывая бренность притяженья,
размеренность походки, верность часу,
и духоту последнего мгновенья…
Не исчезаем мы, а переходим
В игру иную – под названьем «Вечность».

IX
И сниться нам убогим полотерам
(я в смысле пола, то бишь в смысле секса,
полирования мотивировок
кивками на возможность обстоятельств
и полевую муть приспосо****ства,
полярность деланий и деклараций)
Что вексель будет предъявлен к оплате.

X
Мол проигрались, граждане, извольте…
Уже давно пора бы расплатится.
Коль задолжали – то не обессудьте.
Процесс окончен – время приговора.
Пожалуйте-ка в долговую яму,
в многоголосье, девитиэтажность
и безнадежность абиссальной глуби.

XI
И вам на ухо просвистит «финита»
покрытый словно язвами глазами
ваш ангел смерти (местные узбеки
посланца величают Азраилом).
Вы вспомните про все дела благие,
но бурная седая добродетель
заявит гневно: «Вас тут не стояло»

XII
Когда бы роль великого наитья
мы б поняли во тьме импровизаций,
что нужно угадать, а не придумать…
то после, может статься, было б легче
не бунтовать, а думать и смиряться;
бояться не людей, а только Бога…
и потому быть гордым и бесстрашным.

XIII
Потворствовать сюжету, что созвучен
и времени, и месту постановки.
И в действии участвуя стараться
не поломаться, не смутиться, выиграть
не мизансцену, а пути к финалу.
Но помнить, что всесильный Бог деталей
учитывает каждое явленье.

XIV
Какой позор внезапно проиграться.
Вы знаете, конечно, что мешает
плохому неумелому танцору…
Игра плохая - пошлость, скука, глупость,
хорошая – согласие на тайну,
что мир не познаваем, но познанье –
великое условие Игры.

XV
Природа есть не храм, не мастерская,
а стертое изображенье Бога.
Во всем он растворен. И в то же время,
куда не кинься, сразу крикнешь: «Боже!
Зачем меня оставил? я твой стебель!»
И нам всегда чего-то не хватает.


XVI
Нам не хватает многого и всюду.
Тирану – власти. Дураку – ливреи.
Зимою – солнца. В летний день июля
прохлады декабря…
…возможности увидеть день грядущий
и знать как правильно…
…чтоб после не стыдится…

1990г.
Узбекистан
http://davidaidelman.livejournal.com/684639.html