Россия-Мачеха

Евгений Глебов-Крылов
авт. пес.
 
            Позвал в Россию  с а м  Владимир Путин!
            Честь офицера – это верный тыл…
            Но кто из русских, кинутых, забудет
            Как Павлов их, затем Гайдар топил?

            Грызню народов самостийных рядом,
            Сёл, деревень похмельно горький сон:
            Всё — на торги из древнего уклада,
            Всё, что за доллар скупит Вашингтон.


            Езжай в Россию! — новым кличем будят:
            Здесь нам, в Приморье, крепкий нужен люд!
            Последний шанс иного уж не будет,
            Отечество в ладонь не подают...

            Кто Выдрино заброшенный, что снится,
            Вновь оживит – с ним, сказку детских дней?
            Зажжён костёр для русских за границей —
            Не тают льдины в сердце у людей!


            Что сбор трубить? Хотя бы не мешали
            Былые корни влагой оживить,
            Но люд тупой, чиновничий, рогами
            Переселенцев тычет и любить...

            Россию-мачеху любить — им сил нет
            И на полях надежд гниёт зерно
            Любви к Отчизне. Безвозвратно гибнет
            Желанье  жить с родными заодно.

                2005


Почему я спокойно живу в Казахстане и не переезжаю в Россию? Я уроженец Казахстана, но детство провёл в Бурятии с отцом. Там и пошёл в школу. В середине первого класса я переехал в Алма-Ату к матери, где и живу всю жизнь. С чего бы мне переезжать куда-то?

1. ЛИЧНЫЕ МОТИВЫ

1.1. Никто меня за годы жизни в моей Алматы (бывш. Алма-Ате) не упрекнул, что я русский. Спрашивал только национально озабоченный доморощенный политик почему-де я не выучил казахский язык, но увидев мой значок народного депутата, сделал "отсутствующее лицо". Был  я у соседа в гостях, прицепился ко мне подвыпивший озабоченный казнаци, его заткнул хозяин. И это всё, что я помню за 63 года жизни.

1.2. В 2006-м я был в Москве проездом в Подмосковье и Рославль, к родственникам. Выходящих из поезда азиатов стали шмонать менты. На мой вопрос о чине старшего тот, молодой и толстомордый, бросил реплику: — "Ну и тупые же вы, казахи", будто не видел моей седой славянской бороды. Мне противна такая визитная карточка города, в котором я когда-то учился. В семье не без урода и Москва не вся Россия.

1.3. В 1993-1995 году я переписывался с двоюродной сестрой из Улан-Удэ о возможности переезда в Бурятию. она мне отписала неожиданно резко: "Никто тебя здесь не ждёт. Тебя не гонят? Не дёргайся!" Пусть так, но могла бы и не рубить с плеча?

1.4. Когда был в гостях у родственников. Не было ни дня, чтобы не сели за стол без бутылки водки. А за меня всё отец на ещё на фронте выпил. И сердце у меня водки не переносит на дух. А в подъезде там пьяные бабы валяются. Из алкашей видел я лишь одного казаха. Не нравится мне всё это.

1.5. Здесь у меня годы жизни с 7 лет, здесь могила матери. В посёлке Выдрино (Бурятия) – могила отца, бабушки, дедушки и мачеха в Мурино похоронена... Я виделся с мачехой и родной по отцу сестрой алкоголичкой в 1998-м. Посёлок практически вымер, но тянут могилки-то. И чья могила дороже? Моя Родина СССР, а не Россия или Казахстан, в котором не зарегистрированные родители родили меня в геологоразведке под Карагандой.

2. МОТИВЫ ОБЪЕКТИВНЫЕ

2.1 Национализм в любой стране постсоветского пространства есть, был и будет. Дело только в том, каковы его размеры, не выросли ли они до паранойи, как в Прибалтике или в Украине (западной)? Я понимаю чувства западных украинцев, сталкивавшихся с проявлением великодержавного шовинизма россиян. На время подзабыли россияне, что национализм и у них есть, как в любой стране мира. Но легче тыкать в соседа, чем себе в глаз. Как же скучно мне это писать...

2.2. Чем интересен Алматы – тем, что в нём и области действительно сосредоточены многие нации – корейцы, татары, уйгуры, чеченцы и ингуши и все общаются между собой на русском языке. Квитанции печатаются согласно закону на двух языках. Но вывески в городе для привлечения иностранцев наш мелкотравчатый бизнес пишет на английском :-) Языковой проблемы нет, хотя в городе казахи уже составляют большинство за счёт миграции. Более того, последнюю работу я имел в КазУМО и МЯ: обучал на русском языке таджиков обманывать тест приёма в вузы Казахстана по физике и математике.

2.3. Никто не навязывает мне ни православие, ни ислам. казахи исконные тенгрианцы и тем они мне дороги. Простодушный, доверчивый, гостеприимный народ. Посмеяться и поболтать любят, лодыря погонять. Не чуждо и злословие, как другим народам.

2.4. Может, один Алматы такой в процентном отношении, что он интернационален и националисты тут спекулируют только на трудностях южных казахов, которые приезжают из южных областей, чтобы найти работу. Сами казахские нацики преимущественно из образованцев, когда-то приехавших из аула и по квотам получившие дотированное образование.

2.5. Когда Союз рухнул, в каждой бывшей республике националисты показывали зубки. Но Назарбаев прагматик и центрист. Он не дал разжечь психоз, как в других республиках. Он перенёс столицу из Алма-Аты в Астану не только, чтобы увести правительственный комплекс из сейсмозоны в несейсмичную зону, но чтобы уйти из под давления шебутных южных казахов (Младший жуз). И это во всех отношениях было правильное решение.

2.6. С развалом Союза в областях, где русские жили в подавляющем меньшинстве, они почуствовали дискомфорт и стали массово драпать, чем вызвали только только ответное желание гнать их. В Алматы такого не было никогда, хотя именно в Алма-Ате в декабре 1986 года были избиты протестующие студенты, которых пригнали на площадь в знак протеста против решения горбачёвского ЦК поставить вместо Кунаева варяга из Ульяновска руководить национальной республикой, игнорировав все нормы партийной жизни, ленинские нормы, на которые так любил ссылаться тогдашний улыбчивый иудушка Генсек, лауреат нобелевский.

2.7. Предприимчивые казачки стали вести бизнес в виде обществ, помогающих оформить переезд в Россию под флагом политического преследования. Люди выучивали легенды или сильно приукрашали действительные факты. Уезжали в Россию, мотали сопли на кулак и в половине случаев возвращались обратно. Сколько они приплачивали казачкам – тайна, скрывать которую заинтересованы все.

2.8. Самое интересное, что половина моих стихирских друзей-россиян национально озабочены, но настолько принюхались к этой озабоченности, что не видят её сторонним зрением – так, как я из Казахстана, зато видят отчётливо озабоченность украинских "укров", "правосеков". Тут можно было бы улыбнуться, но мне изменяет чувство юмора. Я дистанциируюсь. "Скучно на этом свете, господа!"