Путешествие через Америку Часть 012

Игорь Дадашев
12

Оставим в стороне зайцелопа или по местному «джаколопа», ибо белые американцы производят это название от «джек раббита», то есть кролика, и антилопы, и перенесемся-ка из Вест-Индии в джунгли Индостана. О, я не знаю более таинственной и полной волшебных чудес страны! Поистине, планета Индии такова, какой ее описывал старина Хоттабыч. Индия это отдельный мир. Трансцендентный по отношению к остальной планете. Кажется, глядя на карту миру и школьный глобус, что она расположена, как и все прочие страны и континенты на нашем земном шарике. Но на самом деле это не так. Индия повисла в мировом пространстве. Над водами вселенского океана. Ее поддерживают три слона, стоящие на ките, а тот, в свою очередь, весело помахивает хвостом на гигантской черепахе. Ну а медлительная красавица в панцыре лениво нежится средь колец вселенского Змея. Безграничен и безконечен Великий Змей. Он служит опорой всему мирозданью. На нем покоится сам Всевышний, дремлющий из юги в югу, и во сне видящий наш иллюзорный мир.
Индейцы Америки все-таки имеют как прямое, так и опосредованное отношение к азиатским индийцам. Тут вполне уместна аналогия с потерянными коленами Израиля. В принципе, мормоны не так уж и не правы, когда почитают американских аборигенов за древних иудеев, забредших в своих кочевьях на Чукотку. А оттуда через Аляску расселившихся по обеим Америкам.
Мы едем по Вайомингу. Пересекаем границу со штатом Айдахо. Меняем друг друга за рулем. Я еду то с Камилом, то с Сашей, то с Юрой. Пересаживаться из машины в машину нас вынуждает необходимость. Не только оба багажника, но и задние сиденья в Мазде и Бьюике забиты вещами, аппаратурой. Саша посоветовал всем не мучиться со стиркой и просто взять из дому все наличные трусы и футболки. А если не хватит, то в дороге можно будет прикупить за доллар-два новое белье. Я прихватил комплект сменной одежды на всю дорогу. Трусы, носки, футболки, чтобы менять их каждый день, если будет сильная жара и пот обольет меня ручьями. Несмотря на то что возможность принимать душ у нас была каждый день, я вдруг почувствовал излишнесть этой своей городской привычки к ежедневному омовению. Мы в дороге. Как древние кочевники. Как покорители Дикого Запада. Каждый день мы вставали в четыре или пять часов пополуночи. Еще до рассвета. Здесь не Чукотка, не Аляска, не Магадан и не Питер. Белых ночей в западных штатах США не наблюдается. Так что часы для сна здесь вполне черные и многозвездные.
Пару раз я сознательно избегал утреннего душа. Впервые после подъема в Гранд Титон, когда мы до рассвета встали и уехали снимать горы и озеро в лучах восходящего солнца. Это тот самый лагерь, где всю ночь душераздирающе рыдали голосами человеческих младенцев койоты и мишка-гризли шебуршился по палаточному городку. Мы оставили Юру досыпать десятый сон в съемном тенте армейского типа, а сами сели в сашин Бьюик. Душевые кабины в этом лагере имелись, но в отличие от других кемпингов и мотелей за них надо было платить отдельно. И не то, чтобы меня жаба задавила, просто утром еще было довольно морозно в тех высокогорных местах. И пар вырывался изо рта, а температура за ночь упала до ноля градусов по Цельсию. Я был не сильно вспотемши накануне. И вообще вдруг вспомнилась мне буйная молодость. Походы с рюкзаком по кавказским горам. Сплавы на байдарке по башкирским рекам. А еще армия с ее помывкой личного состава лишь раз в неделю.
Да, шампанское по утрам пьют лишь аристократы и дегенераты. Живя в городе как-то само собой подразумевается ежедневный душ по утрам, а в жару и по вечерам. Но в сущности, это излишество в походных условиях. Ну вас в баню, подумал я, узнав от помывшегося Саши, что за душ в этом кемпинге надо отдельно платить. Потерплю до вечера. А в Йелоустоунском мотеле основательно помоюсь. Пока же можно просто в бесплатном туалете побриться, протереть торс влажной губкой, да сменить белье.
Мы едем по горной дороге от Гранд Титона. Периодически нас тормозят дорожные строители. Наблюдать как работают в Америке, меняя дорожное полотно, просто загляденье. Мускулистые парни в комбинезонах и касках, в желто-зеленых жилетах, фосфорецирующих ночью, без аврала и штурмовщины просто делают свое дело. Переговариваясь посредством портативных раций, они по очерели останавливают негустой поток машин то в одну сторону, то в другую. Пока не проедут встречные машины, мы стоим караваном перед бородатым дорожником со знаком «Стоп» в руках. На оборотной стороне знака надпись: «Проезжайте медленно».
В ожидании, когда откроют путь, выскакиваю и машины, делаю несколько кадров. В том числе снимаю и дорожника. Он улыбается и машет мне рукой. Затем разворачивает знак. Пора трогаться с места вверх и вниз по горному серпантину, где с одной стороны скалы, а с другой такие провалы, что просто страшно становится смотреть вниз.
Мы едем мимо грузовиков с асфальтом и катков. Дорожники трудятся и днем и ночью. Без суеты и спешки. Солидно и деловито. Красиво!
Обсуждаем с Юрой индейскую проблематику. Его взгляд на историю, на взаимоотношения белых и индейцев схожи с воззрениями другого нашего общего знакомца – Стива. Он республиканец, консерватор, ортодоксальный христианин-протестант и просто славный парень, который каждую среду бесплатно учит играть на гитаре ребятишек в своей церкви. Их общая точка зрения такова, что на самом деле индейцы находились на очень низкой ступени развития. Если они даже колеса не смогли изобрести, то что с них вообще взять, с нецивилизованных?
И все эти пышные уборы из орлиных перьев у вождей, говорит Стив, это сплошная «голливудщина». На самом деле индейцы не носили таких украшений. Это придумали киношники. Культура и быт индейцев были довольно примитивными, сходятся во мнении о туземцах и Юра-ленинградец, и Стив-миннесотец. Так что белые принесли им лишь свет цивилизации. Научили всему, подняли от уровня Каменного века до нового времени – эпохи пара и электричества.
А я думаю о том, нужно ли было колесо индейцам? Тем более, пятое в ихнюю телегу?...
Ведь кроме общепринятой точки зрения на «прогресс», как цивилизационной тяги, есть и альтернативное мнение. Что такое цивилизация с ее развитием науки и техники и какова плата за все те удобства, коими окружил себя современный человек, все более отрываясь от природы?
Телеграф, телефон, интернет. Паровоз, пароход, самолет. Мушкетон, пулемет, миномет. Ракета, компьютер, клонирование. Радио, кинематограф, телевидение. Сделали ли нас счастливее все эти игрушки, сотовые телефоны, айподы, трехмерные голографии и скоростные средства путешествия?
Монах из «Собора Парижской Богоматери» и его коллеги-инвизиторы из романа «Имя розы» считали, что дьявол поселился в типографской краске. Потому и противились всеми силами «прогрессу». Но их сопротивление уже казалось широким трудящимся массам всего лишь мракобесием и косностью отживающего феодализма.
Время, вперед! К зияющим высотам! К коммунизму! В новой редакции – к свободному рынку бесконечных наслаждений тела и души. То есть, к наивысшей стадии капитализма – постмодернистскому и постиндустриальному гедонизму. Разрешено все то, что не запрещено. А запрещено лишь – запрещать. Все остальное – можно! Нельзя никого ущемлять в правах. Если человек хочет наслаждаться всеми доступными ему способами, почему бы не разрешить ему это? Ну не любит этот конкретный чувак в юбке с крашеными губами и орденом Владычицы морей, с пожалованным самой королевой Алисой из Зазеркалья званием «сэра», известный поп-певец (певец поп?) заниматься половыми терками с уборщицами. Он предпочитает черный ход уборщика. Или взять женщину, не любящую полотера, но влажную горничную. Разве это преступление сегодня? Полный вперед!
Да, есть еще люди, чьи права еще не полностью соблюдены. Кто-то предпочитает не только с полотерами, но и с несовершенолетними полотерчиками проделывать все эти сексуальные манипуляции. Кто-то любит веселиться с животными, запихиваясь в ослиц, овец, собак и верблюдиц. Третьим ничего не надо, дайте им только поерзать нагишом по свежему трупу. Но покамест наше толерантное общество еще не дозрело до такой стадии свободы, чтобы законодательно позволить упомянутым социальным группам удовлетворять их запросы легально. Хотя подпольный рынок подобных услуг давно и успешно функционирует...
Кто мог предсказать еще полвека назад, или еще лет двадцать-тридцать, что всовывание всевозможных предметов в полотеров перестанет быть зазорным в наше время?
Традиционные общества издревле противились всякому «прогрессу», в том числе и научно-техническому, безбожному. Вожди и старейшины, мудрецы и жречество всех традиционных племен держали под строгим контролем изобретательскую жилку своих людей. Они считали, что если позволить свободно развивать технику, то это приведет лишь к гонке вооружений, да к духовному упадку и моральному разложению общества.
Вот почему индейцы не изобретали колеса, а сохраняли наивную веру в честь, долг, считали клятвы священными, верили в добро и справедливость.
Я не хочу сказать, что нынешним американцам не знакомы все эти понятия. Отнюдь! Посмотрите, как граждане США слушают свой гимн. Стоя, с непокрытыми головами, приложив правую руку к сердцу. Подпевая солисту или хору, исполняющему их национальный гимн. Это впечатляющее зрелище!
Когда в американском посольстве ты получаешь визу в США, тебя могут попросить поднять руку и поклясться, что ты говоришь правду и только правду. Кто или что удерживает тебя от лжи? Что побуждает американцев верить тебе в такой момент? Казалось бы, человек может солгать под присягой. И никто его не поймает. Но для американца это немыслимо. Хотя и в США хватает своих преступников или бесчестных людей. Но для того, чтобы открыть счет в банке, или произвести какую-то финансовую операцию, тут не требуется кучи документов, печатей и рекомендаций. Здесь принято верить на слово.
Когда-то в детстве я читал книгу нашего замечательного журналиста-международника Всеволода Овчинникова «Корни дуба». Там, в частности, он писал насколько легко открыть счет в английском банке. И что в Великобритании тебе везде и всегда верят на слово. На вопрос, а не встречаются ли мошенники, злоупотребляющие доверием, и почему бы не оснастить все банки системой проверки, советский журналист получил ответ, что дешевле просто верить людям. Все эти системы сложны и дороги. Даже если если один или другой банк падет жертвой махинаторов, все равно проще и выгоднее верить людям. Сама система воспитания в англоамериканском обществе построена на доверии к человеку. Пока ты не скомпрометировал себя воровством, другими преступлениями, тебе верят. И даже если ты оступился, но искупил свой грех, отсидел в тюрьме, или заплатил штраф, ты по-прежнему находишься под защитой закона. Презумпция невиновности ограждает тебя от попрания твоих гражданских прав.
Да, были здесь лихие грабители дилижансов и банков. Все эти бандиты с кольтами, позднее с автоматами, развозившие алкоголь в эпоху джаза и сухого закона, обиравшие мелких лавочников, вскрывавшие сейфы и останавливавшие поезда. Шерифы и маршалы, суровые копы Америки повыбили из недисциплинированных буйных голов страсть к быстрому обогащению незаконным путем. И членов мафии, и всех этих Бонни и Клайдов, как и «плохих ковбойцев» безжалостно отстреливали, или словив, как Клинт Иствуд своих кинозлодеев, привозили к судье, а тот, стукув молоточком, приговаривал убийцу, вора и конокрада к петле.
Современная западная цивилизация, конечно, не идеальна. Технический прогресс во многом выхолостил традиционную культуру и духовность. Но взамен подарил человечеству немало приятных игрушек. И я печатаю эти строки не на старой пишущей машинке, но на современном портативном компьютере. Давно уже позабыл я, что такое перо и бумага, и когда в последний раз писал кому-либо письмо не в электронном виде.
Комфорт и уют засасывают. Вот почему я прихватил с собой излишек трусов и футболок. Но очень быстро понял, что можно было бы обойтись и меньшим количеством белья. Ведь обходился же я всю дорогу лишь одной парой джинсов.
Люди жили в древности сообразно природе. Не беря излишнего пропитания. Не переводя попусту ресурсы планеты. Да, у них не было колеса и электричества. Не было теплых туалетов и ежедневного горячего душа. Но были ли они от этого менее чисты? Счастливее? Более подвержены болезням? Или же ежедневные купания в холодной воде, жизнь в суровых условиях закаливали и тело, и дух наших первобытных предков?
Путешествие по Америке для меня это не просто автопробег или познание местных традиций и приобщение к культуре американцев, но продолжение давнего путешествия в Индию духа, начатую мной даже не в молодости, когда демобилизованным солдатом я лечил свою руку на даче у родственников на берегу Каспия. Дядя Энвер сделал мне тогда операцию без наркоза, вычистил гной из разбухшей ладони. Сказал, потерпи, парень, обезболивания тебе противопоказано. И я терпел, пока он не закончил резать загноившуюся плоть. А потом, в награду за мой терпёж-нескулёж, дядя Энвер забрал меня на пару недель к себе на дачу в Мардакянах. А милая тетушка Фатима нагрузила меня кучей книг по индийской и китайской философиям, религии, поэзии. И я погружался в волшебный мир Востока, сидя в тени раскидистой шелковицы на старом шезлонге. И читал, читал, читал.
И не в детстве началось это мое путешествие на Восток, приведшее меня нынче на Дикий Запад. Тогда, ребенком, я читал только Киплинга, да Кришана Чандера, а еще сборники легенд и мифов Древней Индии.
Я помню себя до рождения в нынешнем теле. Я прозреваю все более глубинные слои своей памяти.
Индия духа, Белая Индия – горняя Русь, небесная прерия, верхняя тундра моих чукотских друзей-шаманов, это то пространство инобытия, куда стремится душа прозревшего. Скованная и плененная телесной оболочкой...

Фотография Камила Дадашева