Путешествие через Америку Часть 04

Игорь Дадашев
4

Мы проехали в первый день 650 миль. Выезд из Миннеаполиса в половине шестого утра. Значит при средней скорости в 60-70 миль в час до кемпинга в Рапид Сити мы должны были добраться за десять часов. Ограничение скорости на шоссе в отдельных местах – 65, в более безопасных местах – 75 миль в час. Летим вслед за Сашиным Бьюиком. А он гонит и 80, и 90 миль в час. Миля чуть ли не в два раза больше нашего километра. Легкая маломощная Мазда проигрывает Бьюику в скорости. Когда проезжаем через городки и деревеньки, там ограничение скорости до 25 – 35 миль в час. Для человека, лишь недавно приехавшего в Америку, удивительно наблюдать почти тотальное отсутствие полицейских на дорогах. Никто не прячется за кустами. Никто не ловит беспечных ездоков. Какой же американец не любит быстрой езды?
За все время нашего пути лишь дважды пришлось увидеть полицейскую машину с включенными огнями. Они стояли позади остановленных автомобилей на обочине. Но скорее всего копы не штрафовали лихачей, а помогали завести заглохший двигатель. Или еще какую помощь оказывали бедолагам.
Когда мы возвращались из Йелоустонского парка, Саша съезжал с горки со скоростью 45 миль в час. В то время как на том участке стоял знак, ограничивающий движение 25-ю милями. Тут же замигала всеми огнями машина рейнджеров на обочине. Резко затормозили. Молодая женщина офицер в широкополой шляпе и форме оливкового цвета подошла и улыбаясь спросила: «В чем дело? Куда спешим?».
В Америке полиция разделена и подчинена разным штатам, городам и даже деревням. Тут нет прямого подчинения и вертикали. Никакой централизации. Несколько лет назад в Миннесоте одни полицейские арестовали других. Из соседнего городка. Те в свой выходной ехали пьяными на машине. Никаких снисхождений. Будь ты суперполицейский, хоть сам робокоп, или Шварценнегер в одной из своих ролей кинополицейских, или Грязный Гарри Клинта Иствуда. Попался? Будь добёр – в камеру. Если же простой водитель превысит скорость, то в родном штате, или же в своем городе полицейский, скорее всего, отпустит провинившиегося, лишь погрозив пальцем и устно предупредив. А в других штатах могут дать квитанцию. Там строже относятся к чужакам.
Рейнджер забрала водительское удостоверение у Саша. Сходила к своей машине. По компьютеру проверила его данные. Не числится ли он в розыске. На все ушло не более пары минут. Вернулась назад. Отдала права. Улыбнулась на прощание. Сказала нам, парни, не превышайте скорость! Потом глянула на мою камеру. Улыбнулась еще больше. Похвалила ее технические характеристики. И отпустила с миром.
На трассах Америки много рекламных щитов. В штате Юта, например, на них пишут про аборты. «Мы все живые!». «Неужели возможно забыть его?». «Аборт это решение, которые приводит к смерти».
В Вайоминге, где мы посещали Йелоустонский парк, я видел такой плакат: “Click it, or ticket!”, «Пристегнись, иль штрафанись!». А еще много рекламы косметических услуг. Типичный щит в Юте: “We suck… Fat!”, «Мы отсасываем... Жир!». На плакате худющая женщина, оттягивающая широченные джинсы, в которые она когда-то влезала. А теперь, без живота, там три такие талии поместились бы в эти необъятные порты.
Но вернемся в Южную Дакоту к скульптуре Крейзи Хорса. Тринадцать лет работал на горе Рашмор поляк Корчак Циолковский. Как и другие его сотоварищи, динамитными шашками, отбойником и киркой откалывал он куски горной породы, обнажая спрятанные в ее недрах головы титанов. Не зря Микельанджело говорил, отвечая на вопрос, как он ваяет скульптуры, что это очень просто. Берешь кусок мрамора и откалываешь все лишнее. Статуя уже прячется внутри камня. Надо только разглядеть ее.
В 1939 году, когда танки вермахта проутюжили родину Циолковского, а самолеты люфтваффе разбомбили польскую авиацию в небе и на земле. Когда в далекой от США Европе началась вторая мировая война, Корчак, рубивший скалистую породу под руководством скульптора Гатсона Борглума, получил письмо от индейского вождя по имени Генри Стоящий Медведь. Тот писал, что он сам и другие вожди индейцев хотят, чтобы белые люди узнали, не только у них есть замечательные личности, но и у краснокожих аборигенов имеются свои герои. Один из них – Ташунко Витко, или Крейзи Хорс. Дикий, необузданный, сумасшедший конь.
Любимое развлечение для туристов на любом родео в западных штатах Америки – покорение дикого мустанга. Вождь Ташунко Витко умер, не покорившись. Непобежденным. Даже в плену. Разбитый и униженный, он не склонил головы. И настало время воздать ему честь.
Узнав историю вождя Ташунко Витко, Корчак Циолковский заболел идеей воздвигнуть скульптуру, превышающую меморил горы Рашмор. Загвоздка была в том, что при жизни Ташунко Витко ни разу не фотографировался. Не осталось и рисунков его лица. Тогда Корчак по воспоминаниям стариков, помнивших вождя Крейзи Хорса, нарисовал собирательный портрет индейца. Он долго искал подходящую гору. Наконец искомая скала была найдена и в 1948 году Циолковский приступил к воплощению своего замысла. Федеральные власти предлагали скульптору миллионы долларов. Частные фонды, богатые люди Америки тоже хотели внести свою лепту. Но скульптор неизменно отказывался от всех этих предложений. Он начал рубить скалу при содействии простых людей. Белых и индейцев. Он принимал только добровольные частные пожертвования. Целью благородной миссии Корчака стало возведение центра по изучению и популяризации индейского наследия западных штатов США. Он умер в 1982 году. И до сих пор замысел Корчака не завершен. В настоящее время готово лишь лицо Ташунко Витко. Сколько продлятся работы над всей скульптурой не могут сказать ни вдова художника Рут, ни их десять детей. Семья продолжает дело своего мужа и отца. Когда мы приехали к скале Крейзи Хорса, нас попросили в качестве платы за проезд на территорию или несколько банок консервов для рабочих, или денег, сколько не жалко. До этого мы уже устроились в кемпинге КОА. Поставили палатку и сложили в ней все лишние вещи. В том числе и кучу консервов. Потому просто протянули в окошко будки охранника двадцатку и он открыл перед нами шлагбаум.
На территории монумента царило оживление и было много народу. Когда мы спросили, в чем дело, нам рассказали, что сегодня, 26 июня, день рождения Рут, вдовы Корчака. И после захода солнца будет устроено лазерное шоу на скале.
Голова Крейзи Хорса была закончена двенадцать лет назад. 88-футовая голова самой большой и грандиозной скульптуры в мире. Чтобы освободиться от излишков скальной породы, рабочие взрывают ее динамитом. А после долбят вручную. В своей окончательном виде статуя будет иметь размеры 563 на 641 фут. Но никто не может с уверенностью сказать, когда же она будет закончена. Возможно, еще сто лет понадобится на ее завершение.
Примыкающая территория к скале Крейзи Хорса организована гораздо интереснее, чем склоны горы Рашмор. Тут выстроен большой павильон с музеем индейских древностей, с сувенирными магазинами, с кинотеатром и эстрадой, на которых демонстрируется документальный фильм, рассказывающий о ходе строительства монумента, а также проходят концерты индейских музыкантов.
Ночь постепенно опускало свое черное покрывало на скалу с лицом вождя Ташунко Витко. В 21.30 началось лазерное шоу. Громкоговорители покрывали огромную площадку перед скалой. Собралась не одна тысяча человек. Звучала традиционная индейская музыка. Стихи и песни. Голоса вождей. Голоса детей Рут и Корчака. Наконец к микрофону подошла сама именинница. Динамики разнесли по площади ее здоровый и бодрый голос. Столь контрастирующий с возрастом Рут. Многие лета тебе, великая женщина! Мать десятерых великих подвижников и вдохновительница тысяч людей. Жена и подруга Корчака Циолковского.
Луч лазера чертил на темной, чуть освещенной скале с лицом Ташунко Витко компьютерную анимацию. Перед нами представали картины былого и нынешнего. Мы вглядывались в мечты о будущем. Мы слушали песни о единстве всех людей. Всех цветов кожи, рас и национальностей. Когда умирает легенда, пелось в одной из песен, рождается мечта. Перед которой отступают страхи, суета, все мелкое, наносное. Я думаю, что лучший удел человека – умереть на своем посту. Совершая свой подвиг. Превозмогая боль и отчаяние. Кто бы мог подумать больше ста лет назад, когда убили плененного Ташунко Витко, что память о нем не сотрется, но возродится и будет вдохновлять других людей на труд и на подвиги?
Две тысячи лет назад в Италии был распят вождь рабов, поднявшихся против своих хозяев. И все его товарищи умирали медленной и мучительной смертью на крестах вдоль Аппиевой дороги из Капуи в Рим. В иудейской провинции римской империи чуть позже распяли другого человека. Человекобога. В момент казни все ученики его разбежались в страхе и отчаянии. А один из них поступил, как и соплеменник Ташунко Витко. Подло и мерзко.
Так почему же до сих пор мы помним этих двух столь разных людей, объединенных одним способом казни? Почему робкие ученики второго, разбежавшиеся по укромным углам, легко отрекавшиеся от своего Учителя, через некоторое время воспряли духом и оказались готовы сами вынести мученическую смерть, но неся миру его идеи? Почему и после них не угасло новое движение? Почему сотни и тысячи людей были готовы на гибель, только бы не поступиться своими принципами, своей верой?
Мы ехали с горы Крейзи Хорса и я все задавал и задавал себе этот  вопрос. Я задавал его своим попутчикам. Мне было отвечено, что 99,5 процентов людей инертны и живут по принципу «меня это не касается, моя хата с краю». Так откуда же появляются герои? Чем выделяются они из общей массы? И как увлекают людей за собой?
Жизнь или смерть. Честь или безчестие. Верность или предательство. И какова цена жизни?
 
 
Фотография Александра Никитина