Итоги июня. Светлана Марковская

Большой Литературный Конкурс
Привет участникам соревнований!

Церемонии:

Искренне восхищена подвижничеством организаторов, настойчивостью номинаторов, терпением редакторов. Ну, и, разумеется, талантом и упорством отдельных авторов.

Откровения:

Получив от Павла Самсонова приглашение поработать в БЛК экспертом, я тотчас же умерла от страха и неловкости. В поэзии я мало чего понимаю, вкус имею обывательский, ссор и споров избегаю, в журналистике – ремесленник, в литературе – самозванец, не написавший ни одного рифмованного текста, которым была бы окончательно довольна. Мне ли судить других?..
Очевидно, я не оправдаю надежд организаторов БЛК, а уж авторов и подавно, за что сразу прошу извинить. Но считаю нечестным не сознаться, что стихи выбирала исключительно пристрастно и необъективно. Сказать бы еще тут про кумовство, но совру: всех знакомых и друзей из списка намеренно исключила. Они поймут и не обидятся.

Критерии:   

Из почти 50 работ мне предстояло оставить 10. Убрать 40 стихов  - это тоже нужно иметь силу воли и убедительный предлог. Но все проще, когда отделяешь техническую работу от творческой.
Я не включила в свой топ-лист неформатные произведения, определив таковыми «крупные формы». Согласитесь, что невозможно соревнование между сборной по дзю-до и шахматистом из дворового клуба «Белая Ладья». 12 строк не могут конкурировать с поэмой, хоть бы и все – поэзия. Здесь формально поэм не было, но были неоправданно большие произведения.
Я с чистым сердцем убрала из списка стихи маститых, известных поэтов, имеющих имя, славу и вес. (Прости, Миша Дынкин!..) Им от нашего конкурса ни жарко, ни холодно, а для кого-то, может, это вопрос жизни, смерти, почета и самоуважения. 
Я не пустила в свой список авторов, которые смело вступают в диалог с Богом.  И не потому, что оттуда нет ответа. А потому, что из представленных стихов на молитву ничего не тянуло, а по пустякам Бога не тревожат.
 И тех еще, кто считает что «алел восток», «не спишь Париж», «мчит ямщик», «царица…небылица» etc.,  придуманы лично ими, и не тиражированы многократно.
 Еще авторов, отсылающих меня к классикам. Не надо, а?.. Все равно так, как у Цветаевой не выйдет. Пусть будет лучше, я не против. Или хуже. Что  тоже случается. Но мне хотелось услышать авторский голос, тон, мысль. А получалось «Абрам напел».
Убрала и тех поэтов, которые написали гладко-гладко! красиво-красиво! умно-умно!.. Простите меня. Но лошадь называется лошадью, а не «распространенным парнокопытным, с горделиво выгнутой выей». Или это не стихи. Или не для меня. Ну и по мелочам. Навроде обычного дурновкусия.

Наказы и советы:

Номинаторам.

Уважая вашу преданность авторам, все же хотела бы просить о тщательности. Работа может быть не принята жюри, а хороший поэт получит обидный щелчок по носу только потому, что представлено не самое сильное произведение.
(Отдельно вопрос к Александру Илайше. Как, скажите, могла попасть в конкурс «Канализация» Игоря Лукшта? Вы ему, что, мстили?.. Нет, я знаю:  Игорь Лукшт хороший и известный автор, умелый и талантливый. Но именно этот стих, спорный, провокационный, на узкую аудиторию любителей эскапад и выпендрежа, был Вами номинирован на конкурс. Или там не из чего выбрать?.. Игорь, мое почтение!)

Редакторам.

Отдавая дань вашему мужеству, терпению и усердию, хочу спросить, как через тройное сито все же просачиваются пустые, тенденциозные или неинтересные тексты? На вас одновременно находит морок?.. Ведь в иных-то вопросах есть и жесткость, и принципиальность, и позиция?.. Мечтаю всем сердцем, чтоб однажды, сев с вами выпивать, мы поговорили  о стихотворениях, скажем, Натана Хлебника или Владимира Тищенко. Или Светланы Малышевой. И вы б мне попросту рассказали, про что это, и почему вы посчитали эти работы конкурсными. Я сейчас не в терминах «плохой/хороший стих». Я говорю о работах, достойных/не достойных Большого Литературного Конкурса.
Хотя, вполне допускаю, что тут дело во мне, и что-то такое в этих стихах я просто не разглядела. Амсорри.

Поэтам.

Читайте классиков, чего там.

Собственно топ:

1. НЭССИ, "О рыбаке и рыбке"
http://www.stihi.ru/2010/06/06/5553 номинатор Ноев Ковчег

женское и страстное.
А все остальное – чешуя сверкающая, чтоб нас запутать.

2. ЛИЯ КИРГЕТОВА, "началось все с ангела"
http://stihi.ru/2008/10/08/1701 номинатор Галина Щёкина

самоирония, печаль, нега. Женское и резонирующее.

3. НАТАЛЬЯ ЧЕРКАС, "Слеза космонавта Иванова"
http://www.stihi.ru/2004/04/24-740 номинатор Лайда

учитесь, понтовики.
Вот вам пример яркого, самобытного, индивидуального голоса.

4. НАСТЯ РОМАНЬКОВА, «как лускерия шла»
http://www.stihi.ru/2010/04/02/5630 номинатор Ноев Ковчег

красивая и горькая баллада.
Думала, читая, отчего-то про Марию Магдалину. Хотя с некоторым медицинским термином я категорически не согласна.

5. ЗЕНЦОВ КОНСТАНТИН, "Apis"
http://stihi.ru/2008/07/10/3043 номинатор Алекс Павлов

стих с секретом.
И как сделан вроде понятно, и все равно волнительно. И пчела эта видна с любого ракурса, хотя точно знаешь, что ее нет и быть не может.

6. ЮРИЙ КАТИН, "давай на минуту забудем, что есть слова.."
http://www.stihi.ru/2003/08/08-1116 номинатор Анука

нежный городской стих.

7. АНАСТАСИЯ САФРОНОВА  «варя»
http://www.stihi.ru/2010/04/14/3463 отборочный тур БЛК

Таинственная и тончайшая работа. Импрессионизм как есть.

8. АНДРЕЙ ПШЕНКО, "Очарованье обычных вещей"
http://www.stihi.ru/2009/12/03/7246 номинатор Выход из-под контроля

КСП в хорошем,  в первородном  смысле. Ясное, простое стихотворение.
 

9. САФРОНОВ АНДРЕЙ, «такая ночь»
http://www.stihi.ru/2009/10/22/3954 номинатор Ноев Ковчег

да просто очень приличная работа, нечего и выдумывать.

10. МИХАИЛ СВИЩЁВ «Когда, наконец, мы получим покой…»
http://www.stihi.ru/2009/08/28/4869 отборочный тур БЛК

крепкий стих про любовь. Михаил, только вот чего «устами»?.. Так красивше, да?.. Вот там выше я писала про то, что следует называть лошадь лошадью. Так это не я придумала, а Пушкин А.С.

Спасибо за внимание. На частные вопросы, буде такие появятся, отвечу публично.


С. Марковская,  с уважением и признательностью.