О долженствовании мысли вслух...

Антон Анатолич
Центральным мотивом космогонических мифов о борьбе старшего поколения богов, воплощающих хаос, с младшим поколением устроителей космоса является поединок верховного бога с чудовищем — прародительницей (Б. Мардука с Тиамат, из расчлененного тела которой созданы земля и небо) или длительная война (титаномахия — борьба титанов и олимпийских богов в греческой мифологии, ср. также Гиганты). В египетской мифологии Ра еженощно обороняет мир в поединке со змеем Апопом (ср. ацтекского Уицилопочтли и т. п.).

Ефсянам 6:1-4 «Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. И вы, отцы, не раздражайте детей ваших»

Слова дагестанца: почитают старших не за то, что они старше всех, а за то, что они мудрее и опытней. Но если на поверку слова старшего окажутся обманом, то никто более не поверит ему, он фактически станет изгоем. Никто к нему не обратится, его слова никому не будут интересны. Его просто перестанут слушать. Поэтому старейшины на Кавказе очень тщательно взвешивают свои решения. Они не хотят оказаться изгоями в сложившемся обществе. Общество же платит им за мудрость почтением.

«Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов». (Мф. 8, 19–22) это ли не нарушение 5 заповеди?

Опять же почитание описанное в пятой заповеди привязывает нас к Богу, ибо если провести параллель – мы не уважаем родителей, то недолго до бунта против отца небесного. Таким образом, религия обезопасила себя от бунта, то есть религии не нужны думающие критично, требуется только послушное стадо. То есть религия просто боится потерять авторитет. Но ежели требования родителей расходятся с требованиями бога, то нужно отринуть мнение родителей и поступить как того велит Бог. (Средневековые раввины спорили, как быть детям, если родители не одобряют их выбора брачного партнера. Следует ли из заповеди «чти отца и мать свою», что дети должны рвать со своими возлюбленными? Раввины решили, что в этом случае дети имеют право игнорировать мнение родителей. Как рассуждал один средневековый раввин, если ребенок разорвет отношения с любимым и вместо этого женится на том, кого ему навязывают родители, то вскоре возненавидит своего супруга. Принудительный брак с ненавистным супругом равносилен принуждению родителями ребенка к нарушению заповеди Торы «люби ближнего своего, как самого себя». А как сказано, родители не вправе принуждать детей нарушать Тору. Источник: http://jhistory.nfurman.com/teacher/12_273.htm)
Какова казуистика. Религия защищена со всех сторон. И вот в таком ключе мы воспитываем своих детей. Но вспомним, что ересь Коперника не была угодна церкви, наместникам Божьим. Общество слишком инертно, слишком неповоротливо в своей морали. Ницше писал «беззубая старость не имеет право на все истины». Если бы мы всегда слушали своих родителей, были ли бы у нас новые открытия? Или остались бы мы жить в полной изоляции, застыв в прошлом, отринув прогресс?

«если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» Луки 14:26

Должно ли почитание быть навязанным? Или все же должно идти от сердца? Вас спрашиваю я, искренни ли вы в своей любви? Ибо если вы не искренни, то как можно говорить об искренности вашей любви к богу?

Должен ли ребенок своим родителям? Имеется в виду, конечно, его обязанность (не определенная семейным кодексом) заботится о своих родителях и выполнять все их прихоти. Чаще всего же родители считают, что да ребенок им обязан, они же воспитали его, вложили в него средства и силы. Таким образом, понятие родительской любви превращается в бизнес. Только вот бизнес этот какой-то мутный. Без четко очерченных обязанностей и прав. Все как-то на словах. Без свидетельств (ну слова – я тебя кормил-поил не в счет). Другое дело, когда выросший ребенок, сам по своему желанию, из побуждений собственного сердца, заботится о своих родителях, не понукаемый ими а добровольно совершая  благодеяние. И должен ли он по первому зову родителей бросать все свои дела, свою нынешнюю семью и сломя башки нестись выполнять волю своих родителей? Тут, конечно, родители припоминают слова – почитай отца и мать своих, забывая конечно следующее: «И оставит человек отца и мать и прилепится к жене и будут двое одна плоть» (Быт.3:24). Но любая религия в первую очередь социальный закон и слова эти относятся всего лишь к тому, чтобы человечество перенимало опят старшего поколения. Это связано исторически сложившимися устоями, в том числе с малым количеством проживающих в племени, роду. Но если старший из другого племени говорит правильные и здравые вещи, а собственные родители не согласны с этим, должны ли дети встать на сторону родителей? Как бы такая слепая вера не привела к пропасти. А как тогда верить своему вождю, которому присягнул, если с его мнением не согласен отец? Какому долгу отдать предпочтение? Кровным узам или племени? Но я ушел немного в сторону. Вернемся же к нашей основной теме «Долженствование». Резюмируя промежуточный итог, понятие долженствования в семье стоит рассматривать как классический способ вложения средств. И мне искренне не понятна обида родителей, которые не могут дождаться благ от своего чудовищно-жестокого дитяти. Простите, но значит у него нет желания самому помочь им. Если бы такое желание было, то благодарный потомок создал бы такие условия, при которых не возникает момента напоминания о долгах. Значит ли это ошибку в воспитании ребенка? Может быть и так, но ограничиваться только воспитательной деятельностью родителей нельзя. Потому как можно ли воспитать любовь?
Итак… Не успели мы родиться, мы уже должны Господу за подаренную жизнь, не успели начать трудовой путь, как должны за это государству, а достигнув успеха -  должны обществу (социальная ответственность бизнеса), а потом еще и родителям и много кому… Не жизнь, а сплошная кредитная история. Но в кредите более-менее все честно: есть займ, есть процент, есть погашение и уменьшение долга… А в жизни все наоборот, как-то долг растет год от года. Может пора перестать кривляться, лгать, мутить воду и установить честные правила игры?
Давайте зайдем немного с другой стороны, если ребенок должен… то получается Господу Богу, как отцу, мы вообще обязаны не мелко. И все наши поступки должны проистекать не из любви к нему, а из чувства долга. Но в вере нет принуждения. Как быть с этим? Как быть с тем, что Бог в первую очередь это любовь, а не бизнес и обязанности? А еще обратная обязанность родителей перед детьми… тоже долг. И взаимная паутина долга окутывает общество, вызывая круговую поруку и лицемерие. Почему бы не сказать я не люблю своего ребенка? И отдать тому кто его полюбит… А если не полюбит? Ну не судьба. Мир вообще жестокая и неправильная штука. Проведите параллель с животным миром, мать-самка заботиться о потомстве в силу инстинкта, так как ее цель продление вида. Но она же, в самом деле, не ждет, что выросший и воспитанный организм будет приносить дряхлому животному пищу. Нет, конечно, просто функция заложенная природой (или там Богом) выполнена! Шабаш! Баста! Получается, мы рождаем детей не просто, чтобы продлить в них себя, а чтобы в старости кто-то поднес стакан воды (а пить-то и не хочется), чтобы иметь собственную сытую и устроенную старость. Ну ладно, на ранних этапах человечества это классный механизм обеспеченности. Но сейчас-то ежемесячно идут отчисления в пенсионный фонд. Так чего же мы тогда ждем дополнительные проценты от детей? И вот как-то в этой погоней за процентами мы забываем о собственном счастье, о своих желаниях. Мы не можем реализовать себя в полной мере, так как скованы взаимными обязательствами и вложением сил в рискованное будущее. Я совсем не призываю вас бросить своих детей и родителей. Я хочу обратить ваш взгляд на то, что мы становимся слепы к себе. Мы теряем себя как личности. Я хочу, чтобы ваша забота о близких людях шла от сердца, чтобы вы не ждали за это благодарности, чтобы вы не чахли над златом морального долга. Будьте искренни в своих желаниях  и поступках. Любите себя, ибо сказано: «возлюби ближнего своего, как себя самого».

29.06.2010