Продолжаю учиться. Анапест. Схематически изобразим так: /--+/--+/--+/--+/
двухстопный анапест:
До свиданья, медведь! (--+/--+/)
Возвращайся в свой лес. (--+/--+/)
_____________
трехстопный анапест:
До свиданья, мой ласковый мишка! (--+/--+/--+/-)
Возвращайся в свой сказочный лес. (--+/--+/--+/)
_____________
четырехстопный анапест:
До свиданья, мой ласковый мишка! Прощай!
Возвращайся скорее в свой сказочный лес.
За пример возьму стихотворение Иры Конюховой "Парусник", немного подправленное мной. Как видно по схеме, это 4х стопный анапест с неполной 4й стопой
--------------------------Без сверхсхемных ударений.---- Со сверхсхемными ударениями.
Выйду в море с высокими вОлнами (--+/--+/--+/--)*(+-+/--+/--+/--)
И представлю, что парусник белый я (--+/--+/--+/--)*(--+/--+/--+/--)
Паруса будут ветром наполнены (--+/--+/--+/--)*(--+/+-+/--+/--)
Унесут меня в даль, там где не был я..(--+/--+/--+/--)*(--+/-++/--+/--)
Волны били со страшною силою (--+/--+/--+/--)*(+-+/--+/--+/--)
Унесли с собой парусник маленький (--+/--+/--+/--)*(--+/-++/--+/--)
Я остался с надеждою хилою - (--+/--+/--+/--)*(--+/--+/--+/--)
Доплывёт этот парусник старенький (--+/--+/--+/--)*(--+/+-+/--+/--)
В двусложных размерах - ямбе и хорее, встречаются в основном пиррихии. В трехсложных размерах - спондеи ("лишние" ударения).
Целый ряд слов в русском языке может произноситься как с ударением так и без ударения.
Это односложные слова - местоимения, предлоги, союзы... Что очень выручает поэтов. Каких-либо определенных правил здесь нет. Главное - следить, чтобы это звучало естественно. Языковое чутье, ритмический слух - нельзя заменить никакими правилами.
Поэтому для стихотворца важно обратить внимание на развитие этих навыков.