Бывают такие минуты

Вера Козарь 1
Эта  статья была опубликована   в   ангарской  газете
«Подробности» 24.09.09 г.
Но  мне  не  давала покоя мысль, что  тему, которую  она
пыталась  поднять, не  нужно  замалчивать.
И  я  решила  разместить  её  здесь.

Статья  при  публикации  была  сильно  сокращена. Это – её  полный  вариант



«Бывают   такие  минуты»


В издательстве  «Иркутский  писатель»  в  августе 2009 года вышел  в  свет  сборник  прозы  и стихов «На   перекрестке», в  который  вошли  произведения участников Первого Съезда  писателей  Иркутской  области.


Бывают  такие  минуты –
Дуб  устает  быть сильным,
Море  становится  мутным,
Насытясь благостью  синей.

Тучи, что  вольно кочуют,
Зябко прячутся  в нору.
Горы  подошвами  чуют
Землю – свою  опору.

Откинув  закон  притяженья,
Нежданно  мужают  дети.
Волшебные  превращенья
В  минуты  случаются  эти

                Виктория  Буржатова
                п. Новонукутск

Держу  в  руках  сборник  и  пишу  невзирая  на  лица, ибо  перед  глазами  не  лица, а  стихи  и  проза, как  отражение  этих  лиц.
Сгусток   «того»  времени  давно  просочился, протолкнулся  через  вены  и  капилляры   бурных  поэтических  событий  к  сердцу  читателя.  А  впечатления   от   встречи   на  Перекрестке  еще  очень  свежи  в  памяти.
Да,  «бывают  такие  минуты», когда  сильные  вдруг  становятся  слабыми, а  слабые  «неожиданно  мужают»  и  двигают  горы, но  не  для  того,  чтобы  столкнуть  их  лбами,  а  чтобы  объединить  их  усилия.
В  эпоху  всеобщих  распадов, катаклизмов  и  глобальных  перемен  может  показаться  незаметной  попытка  к  объединению  писателей  и  поэтов  Иркутской  области.  Но  призыв  к  объединению  литературных  сил  стал  тем  ключевым  моментом, который  буквально  остановил  над  пропастью  невидимый  атомный  распад  СЛОВА,  объединяющего  все  и  читающие   и  не  читающие  силы  нашего  общества.
Сила  слова  и  сила  Божия, Русь  и  духовность – понятия  неразделимые.  Так  же  как  писатель  и  правда, поэт  и  истина. Человеческие  ценности  снова  выходят  на  передний  план.  Жить  по  правде, творить  добро, прощать  и  помнить, кто  мы.
«Только  вера  помогает  выжить» -  говорит  патриарх  Кирилл.
Где  бы  мы  все  были  сейчас, если  бы  не  наша  встреча на  перекрестке  съезда? Неужели  снова  спрятались бы  за  страницы  своих  произведений  и  не  знали  бы  друг  о  друге  ничего?  А  ведь  многие  там  впервые  увидели   тех,  с  творчеством  которых  были  знакомы  давно.
Сидели  бы  в  своих  провинциях, где «В  огородах   поникла  осыпавшимися  розами  цвета картофельная  ботва, пожухла  капуста, закручинилась  морковь  и  свекла   в  бетонной  корке  земли, которую  то  и  дело  протыкают острой  лучинкой  деревенские  бабы, чтобы  овощ  вконец  не  затянул» (Андрей  Антипин  «Теплоход  рассказ «Благовещенск» с.Казарки, Усть-Кутский  р-н).  Или  увидели, как «Управившись, Солдатенчиха  тяжело  опустилась  на  нижнюю  ступеньку   некрутого  крылечка, глубоко   вдохнула  пьянящий  аромат, густо  пахнувший  из  сада…»( Валентина  Астапенко рассказ «Солдатенчиха» г.Усолье-Сибирское)
Или  отправились  бы  в  Китай.  А  там:

 «Рыбы, рты  растворив, серебром  отражают  пейзаж,
В  ледяных  самоцветах  храня, словно  девственность,  свежесть.
Но  броня  изо  льда (за  такую  юаня  не  дашь)
Утекает   ручьем   в  предназначенную  неизбежность»
                Андрей  Сизых
                «Рынок  на  причале  Далянь» г. Иркутск

И  жили  бы, и  были  бы, и  запечатлевали  бы  бьющую  ключом  жизнь  для  тех, кто  прошел  мимо  и  ничего  не  заметил. А  некоторых  останавливали  бы  и  поворачивали  за  плечи  и, глядя прямо в  лицо,  говорили  бы  уверенно   и   прямо:

«Будет  влажен  последний  воздух.
Будут  пахнуть  упруго  травы,
И  не  важно –
Папаха   ли, посох,
Будет  жатва  в  полях  державы!»
                Игорь Аброскин «Будет…» г. Саянск

Но  воздух, к  счастью  не  оказался  последним, не  высохли  огороды, хватило  дыхания  для  следующего  глотка:

«…где  между  корнями  и  высью
душа  заосинилась  и –
…в ы с т о я л а ! »
                Игорь  Аброскин «На  перекрестке» г.Саянск

Учитесь  аргументировать  свои  мысли, дорогие  граждане! 
Учите  жить  современных   чиновников  не  криками  и  кулаками, а  поэтическими   цитатами:

«Цветы  грустят,
но  надо  ли  грустить?
Какой  пустяк:
Печали  отпустить»
                Людмила  Белякова «Цветы  грустят»  г. Ангарск

Ассоциация  писателей  Иркутской  области  состоялась.
Слава  нашим  общим  усилиям!  В  этом  деле  мы  были  первыми. Первыми в  России подали  пример  в  литературном  объединении   литературных  же  объединений  и  творческих  порывов.  Потому  что  только  для  настоящего  писателя   успех  собрата  по  перу – его  успех. Удача  друга – личная  удача.
А  чем, как  не  удачей  назовешь  открытие  новых  литературных  имен. И  где!  На  первом  в  этом  тысячелетии  съезде  писателей  Иркутской  земли.
Отныне  кругозор   читателя  расширился, угол  зрения  изменился, взгляд  посвежел, ссутулившаяся  от  искусственного  «кризиса»  спина  распрямилась  и  он  задышал  в  унисон  с  теми, кто  раскрыл  перед  ним  свою  душу  на  страницах  «Перекрестка».
Волна  свежего  ветра  принесла  с  иркутских  литературных  полей  и  вести   для   знатоков  глубоко  классических   традиций, и  для  сторонников  строгого  стиля,  и  для  сочувствующих  новым  веяниям  и  в  поэзии  и  в  прозе,  и  в  детской  литературе.
Река  Иркутской  прозы  расширилась  и  вступила  в  новое  русло  плавно  и  размеренно, не  отступив  ни  в  чем  от  себя  самой, не  изменив  свое  легко  узнаваемое  лицо. Питающие   ее  ручьи, речки  и  глубинные   ключи  пополнили  ее  живые  словесные  воды   новыми  литературными именами, открыли  новые  грани знакомых читателю талантов. Эстафета  творчества  продолжилась, невзирая  ни  на  какие  внешние  факторы.  Ибо  живительная  глубина  Байкала  и  великих  сибирских  рек   продолжает   свое  ровное  спокойное  дело – вливать  жизнь  во  все,  к  чему  ни  прикоснется.
И  так  река. На  ней – теплоход. Внутренний  мир  спокойных  с  виду  героев  рассказа «Теплоход  Благовещенск»  самого  молодого  из  иркутских  прозаиков - Андрея  Антипина  из  села  Казарки  Усть-Кутского  района  широк, богат  и  разнообразен. Характерные  для  юного  автора  хороший  художественный  вкус, склонность к  яркой  живописи  и   пейзажности,  переплетаясь  со  свежей  чувственностью  и  глубоким  психологизмом, умением сопереживать и  передавать  и  настроение, и  простую  человеческую  боль, создают  полное  целостное  произведение,  удивляющее  своей  живостью  и  слаженностью. Быт  простого  сибирского  труженика, который  испокон  веков, какие  бы  вокруг  не  шумели  ветра  перемен, остается  все  тот  же.  Радости  деревенского  детства. Словно  пишет  об  этом  не  двадцатипятилетний  юноша,  а  умудренный  жизненным  опытом  зрелый  мужчина, которому  снится  белый  теплоход  его  детства:  «Он  плывет  по  утренней  реке, полный  дерзких  помыслов  и  надежд. По  палубе  теплохода  чинно  гуляет  нарядное  общество. Они  смеются,  пьют из  хрустальных  бокалов  и  наслаждаются  музыкой, неторопливо  льющейся  из  репродуктора…». Но  меня   немного  коробит  прямая  речь  некоторых  персонажей, словно  срывающая  внешний  глянец,  и  делаешь  странное  открытие – а  народ-то  там  с  гнильцой!  И  удивляет  молчаливое  согласие  автора  с  их  репликами. То  ли  это  еще  не устоявшаяся  жизненная   позиция, то  ли  плохо  скрытое  лукавство. От  подобных  выпадов  надо  освобождаться. И  это  однозначно. 
Манера   письма  Валентины  Астапенко (рассказ «Солдатенчиха»), тоже  пытающейся передать  жизнь  простого  народа, совершенно  иная. Ее тонкая  звукопись мастерски  передает  не  только  мелодичные  оттенки   белорусской  речи,  но  и  придает словам   автора, звучащим  в  унисон  с  народной  мелодикой,  необычную  плавность  и  размеренность. Лепка  образов  свежа  и   выразительна. Пластика  произведения  выверена  до  тонкости. Все  в  ней  взвешено  и  соотнесено. Ничего  лишнего. Много  находок  и  приемов, выделяющих  В. Астапенко  из  ряда  других  прозаиков, представленных  в  сборнике.
Но  вышесказанное  совсем  не  значит,  что  другие  писатели  лишены  оригинальности.  Совсем  нет. Просто  бросается   в  глаза   литературная  школа, не  ушедшая  в  прошлое,  а  нашедшая во  многих, представленных  в  сборнике  рассказах  и  зарисовках   своих  достойных  продолжателей. Высшая  школа  простой  русской  прозы,  у  истоков  которых  стоят  Валентин  Распутин, Виктор  Астафьев  и  другие  гиганты  сибирской  литературной  мысли. А  теперь  это  и  Валентина  Астапенко, и  Вадим  Инешин, и  Николай   Московских,  и  Сергей  Чикан.
Несколько  в  другом  ракурсе  работает  Игорь  Корниенко. Его  реализм  и  практический  романтизм в  рассказе «Противогаз»  горек  и  трагичен, как  бывает  горек  на  вкус  серый  и  мелкий  городской  дождик, всегда  приносящий  с  собой  и океан  воспоминаний  и  тихую  боль  в  сердце  от  несбывшихся  надежд  и  ожиданий. Такая  одинокая  боль очень  близка  и  мила  любому  горожанину.
Художественная  образность  точна  и  многопланова.  Последовательная   речь  автора  полностью  соответствует  образу  журналиста, от  имени которого  ведется повествование, и по  своему  написанию  несколько  напоминает  стиль  журналистских   расследований. В  этом  случае  трудно  судить  о  мастерстве  писателя  по  одному  лишь  представленному   рассказу. Но  хочется  надеяться,  что  он  не  менее  интересен  и  в  других  своих  произведениях.
Живописная  зарисовка  Сергея  Козырева  «Зубастая  Ичера»  и  лирические  миниатюры  Ларисы  Липатовой, на  мой  взгляд, лишь  попытки  приблизиться  к  большим  мастерам.  Часто  бывает,  что  выбор  темы  и  описание  сибирской  природы  совсем  не  важны  в  поиске  своего  творческого  «я». А  особенно  для  перепевки    типа  «это  чудо  великое – дети».
Именно  наличием  своего  творческого  «я»  как  раз и отличается   рассказ  Евгения  Перова  «На  всю  жизнь». Солнечная  и  теплая  проза  Евгения Перова, совсем  как  солнечная  и  теплая  осень, описанная  им  в начале рассказа, выдает  автора с  чисто  своим  стилем, пишущего  настолько  легко  и просто, что  буквально  не  чувствуешь  слов,  когда  окунаешься   в  чтение. Словно  и  не  читаешь  вовсе, а  просто  смотришь  хорошее  кино  о  сильной  человеческой   личности,  осколок  жизни  которой  прочно  лег  на  дно  твоей  души  и  всякий  раз  напоминает  о  себе,  когда  одолевает  тебя  уныние   и  становится  до  того  тошно  и  тоскливо  жить, что  нет  сил  ни  читать, ни  вспоминать. И  тогда  оно  само  всплывает  перед твоими глазами  и   мягкими теплыми    прикосновениями оживляет  твое  сердце  тем   единственным  фактом, что  есть  в  ней   сила   и  право  выдергивать  тебя  из  общей  сумасшедшей  жизни, способные  сделать  для  тебя  невозможное. И  все  на  примере  одной  человеческой   личности. Но   сам  ты  достоин  ли  такой  чести? 
Выдержанный  в  едином  ритме  рассказ  держит  читателя  в  напряжении  до  самого  конца. Слова  просты. Обороты  речи  еще  проще. Незатейливая  простота и в  построении  предложений. И в  том  вся  суть. Рассказ  написан  не  ручкой, не  кистью, а  душой.
Поэзия, представленная  в  сборнике  разнолика  и  многопланова  и  чаще  близка  к  классической  традиции. Она не  учит, не  зовет, не  агитирует, но  и не  плетется  в  хвосте  литературных  событий. Она  живет  и  дышит  в  полную  силу, как  и  жила  прежде, порою  незаметно  и  в  несколько    ином   ракурсе:

«Лежит  за селом, как  лужайка,
Широкий зеленый палас.
За  ним  синтетических елочек  стайка,
Березки  из  белых  пластмасс.

Чуть  дальше, за  рощицей  этой,
Оттаял  искусственный  дерн
На  нем  созревать  успеват  за  лето
В  блестящих  пакетах  попкорн».
               
                Александр  Кобелев  п.Новонукутск
 
Бывает   такое  счастье – оказаться  в  нужную  минуту  в  нужном  месте.
Чтобы  влиться  в   страницы   «Перекрестка», нужно  было  пережить  минуты  съезда, выплеснувшиеся  в  несколько  дней    дискуссий  и  встреч   не  только  с  коллегами  по  перу,  но  и   с  жителями  Ангарска, гостеприимно   представивших   съезду   свои   здания – Дворец  культуры, музей  часов, библиотеку, лицей, турбазу.
Были  «такие  минуты»  и  в  судьбе  дорого  для  всех  здания. Да, минуты, которые  решали  его  участь – быть  или  не  быть  пристанищем  литературных   талантов. И  участники  съезда  отстояли  его  гордое  имя – «Степана  Разина  40» и  право  называться   литературным  центром  Иркутской  области.
Рассвет  над  Россией  естественно  начинается   с  востока.  Поэтический  рассвет  тоже.  А  мы  живем  в  Восточной  Сибири  и  часто  забываем  об  этом. Но  мало  кто  способен  увидеть поэтический  рассвет, не  от  того, что  мало  печатают  хороших  стихов,  а  от  отсутствия  душевной  чуткости.  Настоящая  поэзия   идет  из  глубины  и  из  глубинки.  И  прежде  чем  попасть  в  центральную  печать, она  сначала  посещает  страницы   городской,  районной  и  сельской  периодики. Но  такова  душа  обывателя, привыкшая   к  ярлыкам  и  лэйблам – не  раскроет  твои   стихи, пока  на  обложке  книжки  не  прочтет:  «издано  в  Иркутске»  или  «издано  в  Москве».  И  лишь  после  этого  радостное  узнавание – так  я    же  это  уже  читал  в  нашей  районке! Не  попросить  ли  автограф?
Откуда  такое  отношение  к  поэтическим  ценностям?  Да  все  оттуда  же – с  центрального   рынка, куда  попала  по  словам  В. Распутина  вся  наша  Россия, да  до  сих  пор  там  и  осталась.
Так  и  живем, друзья-товариши, то  продаем, то  покупаем. Но  счастье  наше еще  и  в  том, что  есть  среди  нас  неподкупные  души, которые  нельзя  ни  купить  ни  продать.

«пройдут  года  и  та  вражда
что  сеешь  возрастет
бурьян-трава  и  лебеда
ростки  любви  убьет

ты  можешь  это  не  читать
и  бросить  за  забор
и  этим  самым  подписать
свой  личный  приговор

по  терниям  стекает  кровь
пот  льется  по  плечам
и  кто-то  помогает  вновь
понтийским  палачам»
             Анвар  Хаиров  г. Иркутск
 
Не  нужны  средства  для  волос и иноземные  румяна сибирским красавицам. Тайга  полна  животворных  сил  природы  настолько,  что хватает их  даже  китайцам  делать  из  наших   же  растений  эликсиры  и продавать  нам  же  за  баснословные  суммы. Не  нужны  подпорки  сибирскому  кедру,  так  же  как  не  нужны  тайге  свалки  и  захоронения  радиоактивных  отходов. Но  молча  исподтишка кто-то  от  нашего  с  вами  имени покупает  «европодпорки» и для промышленности, и для экономики.  А американские средства  для  волос  духовно  облысевшие  чиновники  тоннами  вместе  с  генетически  модифицированными  продуктами и  «очень  ценными»  мировыми  отходами,  памперсами  и  импортной  зубной  пастой  и  жевательной  резинкой ввозят  и  ввозят в  страну вместо  того,  чтобы  пополнять  запасы  кальция  в  организме  россиянина  развитием  отечественного  животноводства, запасы чистой  воды – отсутствием  мусора, а  запасы  кислорода – чистым  воздухом  от  несрубленных  деревьев.
Говорят, что  эти  темы  не для  поэзии  и  даже не для  прозы. Как  сказать. Вернее  как  написать  и  под  каким  соусом  подать. Иначе, выбив   у  Поэзии  из  рук  все  жизненно  важные  темы,  мы  умертвим свою собственную  душу.
А  нам  пока  доступна  лишь  одна  простая  вода, которой  пока  еще  много  в  лесах   нашей  области:

«ты  утоляешь  жажду   в  жаркий  день,
и  ощущаешь  на  зубах  прохладу,
и  видишь, как  играет  светотень
через  стекло  и  редкую  усладу

от  первородной  этой  чистоты
ты  чувствуешь  и  воду  пьешь  глотками.
Она  не  дистиллят: ее  грунты
целебными  насытили  солями.
Живительна, целебна, холодна
вода  артезианского  колодца.
Стакан, не  отрываясь, пьешь  до  дна
и  через  донышко  рассматриваешь  солнце» 
                Максим  Орлов  Братск

Радары  и  антенны  русских  душ  так  же   как  всегда  и  ныне  и  присно  и  вовеки   веков  были  и  будут  настроены  на  хорошее  свежее  слово.
Откуда  добывают  новые  слова  поэты  и  писатели?  Где  и  в  какой  местности  и  на  какой  глубине  залегают  живоносные   пласты  «словесной  руды»?  В  нашем  подсознании  и  в  генной  памяти  таится  удивительное  мастерство – добывать  живую  воду  слов и  память  о  том, что  Слово – это Бог, из  высоких  духовных  небес, потому что  человек  создан  по   образу  Бога  Творца. Картины  родной  природы, совмещаясь  с глубинной  душевной  болью  о  потерянном  рае, о  добре  и  зле, об  истории  человечества, открывают  в  сердце  художника  некий   тайный  источник и извлекают из  него на  свет  порой  целые  куски  яркой  живой  действительности.
Но  с  веками  становится  все  труднее  и  труднее  добывать  живое  «словесное  вещество». И  мало  «добыть».  Его  нужно   еще  и переработать, «перевести»  на  современный  язык. И  эта  работа  не  прекращалась  и  не  прекратится  никогда  в  сердце  и  российского  писателя  и  российского  читателя. И  только  поэтому  мы  никогда  не  утратим  врожденный  навык – отличать  добро  от  зла.

Что-то  в  мире  скрежещет,
Как  в  плохом  механизме.
И  душа  не  трепещет
От  разнузданной  жизни.

Не  смешно  и  не весело
Не  один  уже  год,
Пьет  поганое  месиво
Мой  голодный  народ.

Не  смешно  и  не весело,
Если  губят  леса.
Когда  души  из  плесени
Раздают  словеса.
  Надежда  Антипкина  г.Саянск

Но  и  добывать  для  себя  ослепительные  крупицы  жизни  из  уже  написанных  произведений  бывает  так  же  трудно,  как  и  создавать  их.
Для  того, чтобы  правильно  преподнести  свою  поэзию, прежде  всего  важна  техника  стиха, умение  так  построить  фразу, чтобы  она  легко  и  свободно   проникала  в  сердце  и  в  сознание читателя  и  будила  в  нем  все  здоровые  и  добрые   чувства.  Из  представленных  в  сборнике  поэтов  на  мой  взгляд  в  плане  мастерства  пальма   первенства  принадлежит  представительнице  женской  лирики  Светлане  Шегебаевой  из  Ангарска и  мастеру  настоящей  мужской  поэзии  Андрею  Савельеву  из  Усолья  Сибирского.

Конечно, жизни  суета
Нас  разведет. Но  будет  прожит
Прекрасный  миг, и  вновь  встревожит
Глазниц  огромных  темнота…
                Светлана  Шегебаева

 Слова  и  метафоры, прочно  слитые  с  их  глубинным  смыслом,  могут  вводить  читающего  в  художественный  мир  автора  часто  против  его  воли. Научиться  этому  невозможно. Это  дается  от  Бога. Но  куда  поэт  направит  это  свое  врожденное  мастерство – зависит  только  от  его  свободной  воли:

 А  я  хочу  свалиться  в  травостой,
Закидывая  голову, немея
От  песни, летним  зноем  налитой,
Простой  мотив  ее  прервать  не  смея.

И  слушать, как  вливается  покой
В  гудящие  суставы, кровь  и  жилы.
Моя  Россия!  Именно  такой
Тебя  я  тридцать  с  лишним лет  любила
                Светлана  Шегебаева

Несколько  иной  мотив  и  привкус  несет  в  себе  следующее  ироничное  изречение:

А  скажи-ка, русский  Вилли,
Десяти  неполных  лет,
Как  тебе  в  заморской  вилле –
Офигенно  или  нет?
                Андрей  Савельев, г. Усолье-Сибирское

Грустный  юмор  настоящего  русского  мужчины, про которого  говорят, что  он  совсем  забыл  о  своей   России, проживая  в  ней, проступает  сквозь    строки  поэта. И  объясняет   он  всем  любопытным – где  он, этот  настоящий  мужчина, что  с  ним   происходит  и  каково  ему  сейчас,  в  несложных  и  емких   строчках:

Паркуется  «ижик»
Вдали  от  «саабов» -
Не  просто  быть  рыжим
В  стране  баобабов…

Поэты  все  реже
Чернявы, чубаты…
Не  просто  быть  рыжим,
Когда  не  Чубайс ты.

Хрустит  под  ногою
Неузнанный  рыжик –
Грибочку-изгою
Не  выжить, не  выжить…

Сердечную  рану
Никак  не  залижем,
Но  в  пику  Корану –
Прекрасно  быть  рыжим!
                Андрей  Савельев
И  еще:

Ах, продавщица  бакалеи,
Дождись весны. Февраль  суров.
Зачем  ты  в  пору  Водолея
Просила  счастья  у  ветров?!
 
Сильная мужская  личность  предупреждает женскую  ветреность  об  опасности, и  это  выглядит  банально. Но  очень  символично, потому  что  весь  западный  мир  уже перешел  в  эру  Водолея и  пророчит  большое  будущее  женщине  с  мужским  характером.  Справится  ли  она  без  мужчины?  Мало  вероятно. Мир  этот  создан  для  двоих.
Великолепные  точные  метафоры  и  живая образность, присущая  только  его, савельевскому   стилю   и  слогу.  Если  и  дальше  Андрей  Савельев  будет  продолжать  в  том  же  духе,  мы  в  его  лице  обретем  еще  одного поэта  для  русской  классики  новейшего  времени.   
Особой  женственной  нежностью  проникнуты  стихи  Людмилы  Беляковой. Ее  лирическая  героиня  грустна, мила, беззащитна и порой  противоречива. И очень  часто  готова  опустить  руки. Но  и  руки  она  опускает  чисто  по-женски. Тонкая  ирония  и  высокий  художественный   вкус, сложная  внутренняя  жизнь и  природная   чуткость  проступают  сквозь  слова  то  как  оттенки  вечерней  зари  сквозь  листву  деревьев, то  как  ослепительные  лучи  солнца  сквозь  приспущенную  штору:

Клонилась  ветка  до  земли,
А  снег  все  падал, падал, падал…
И  освещали  путь зимы
Сугробов  чистые  лампады.
            Людмила  Белякова      

Нерастраченный  запас  нежности  рисует  тот  вечный  женский  образ, к  которому  всегда  стремится  мужчина, чтобы  защитить  и  заслонить  собой  от  любой  опасности. И  не  важно, что  современная  женщина  предпочитает  сама   выбираться   из  трудностей:

И  решила, что  мне  не  годится
В  облаках  безоглядно  витать,
Вырываться  из  плена  традиций,
Чтоб  потом  возвращаться  опять.

Стала  видеть  в  обычных  явленьях
Купола  поднебесных  церквей,
Понимать  многоликость  Вселенной,
Красоту  облаков  и  червей.
                Людмила Белякова

Умение  выслушать  другого  и  лишь  потом  вставить  свое слово – самое  ценное,  что  есть  у  русского  человека. Самое  ценное,  что  есть  у  любого  гражданина   любого  государства.
Но  что  значит – быть  гражданином  в  наше  время?
Александр  Федюкевич  из  Усть-Илимска  говорит:

Грузнеет  поклажа,  с  которой  иду…
Пускай  это – жизненный  опыт.
Идущий  вперед  по  непрочному  льду
Рискует, но  знание  копит.

Выход  один – быть  гражданином  в  наше  время – идти  вперед  по  непрочному  льду  и
Духовностью  жить  а  не  корысти  для,
Без  зависти, зависть – она  же  петля,
Опорою  стать, не  помехой.
                Александр  Федюкевич г.Усть-Илимск
               
С  ним  полностью  согласна  Лидия  Юрьева  из  Усолья-Сибирского:

Мы – соль Земли, мы – дети  Солнца,
Когда  мы  доброе  творим.
Мы  с  одного  на  всех  колодца
Пьем  песни, были, тропари.

 А  как  же  быть  духовному  человеку  без  любви? Как  жить, если  милой нет  рядом?  Вечные  вопросы. А  ответ  один: написать  стихи, поместить  на  страницы  книги  или  журнала  с  одной  надеждой – а  вдруг  любимая  увидит, прочтет  и  придет.
Так  и  делает  Карлос  Балян:

Я  открою  дверь  в  полночь  свежую,
А  за  дверью  тьма  жутким  омутом.
И  звезда  горит – ближе  к  Господу…
Что  же  ты  ко  мне  не  приходишь  в  дом?

Ты  лети  ко  мне  птицей  белою,
Пей  любовь  мою  сердцем  преданным.
Пусть  судьба  твоя  вновь  наполнится
Тихой  радостью. Приходи  в  мой  дом.
                Пер. с  армянского  В.Козлова

А  еще  бывает,  что  хорошие,   от  души написанные  стихи, вдруг становятся  носителем  информации  о  любви  совсем  других,  незнакомых  поэту,  людей. И  читают их  двое  влюбленных  и  находят   друг  друга, и  наполняются  их  сердца  вечной  благодарностью  поэту  за  то, что  помог  соединиться   им. И  великое  чудо  Поэзии  становится  живой  реальностью, каким  и  должно  быть  по  роду  своему.
А  один   поэт  очень  гордился  тем,  что  написал  стихи:
Я  осень, граждане,  люблю
За  то, что  ценники  сливают.
В  плащи  нас  осень  одевает…
Дальше  продолжать  не  буду. Вы  и  так  каждый  день  слышите  их  в  телевизионной  рекламе. Каждый  день  по  нескольку  раз. Но  почему  же  хорошие  стихи  не  звучат?  Потому  что   одна  минута  на  телевидении  стоит  кругленькую  сумму.  А  настоящий  поэт  в  России  всегда  был  и  остается  нищим. Чья  вина? Не  важно. Важно – чья  беда. Беда – общая  для  всех.
Есть  люди, которые  пытаются  бороться  с  телевидением. Есть  такие, которые  любят  стихотворный  ширпотреб  и  не  видят в  том никаких  проблем. А  есть  такие, которым  дан талант  каждый  день  видеть  прекрасное  и  умело  преподносить  это  прекрасное  в  своих  строчках. Но  число  невостребованных   произведений  становится  больше  и  больше. И почти  полное  отсутствие  литературной  среды  и  понимающего   читателя  чаще  и  чаще  заставляет  поэта  писать в  стол. Может нужно  самим  воспитывать  своего  читателя  и  предпринимать  усилия  к  созданию  литературной  среды? Об  этом  тоже  говорилось  на  съезде.
И  кому  как  не  детской  литературе  эта  необходимость ближе  всего? Но  и  в  детской  литературе  тоже  много  сложностей.
На  съезде  были  представлены  замечательные  стихи  для  детей  Валентины  Астапенко  из  Усолья-Сибирского. К  сожалению,  в  сборник  они  не  вошли.
Мария  Артемьева  тоже  пишет  стихи  для  малышей.  Они  легко  читаются, легко  запоминаются  и, как  это  видно,  очень  нравятся  автору. Но  нет  в  них  той  изюминки, той  скрытой  недетской  серьезности, которую   теперь  почему-то  принято  называть  моралью. Но  даже  знаменитое  «Наша  Таня  громко  плачет»  учит  ребенка   не  только  физическому  закону, что  воздух  легче  воды, но  и  простой  житейской   мудрости:  плакать, и  тем  более  громко – это  не  хорошо.  Я  уже  не  говорю  о В.В. Маяковском  и  С.Я. Маршаке. Детский  поэт-классик  потому  и  стал  классиком, что  никогда  не  заигрывал  с детьми  и  вел  себя  с  ребенком  на  равных  и  очень  серьезно. Люлюканье  и  сюсюканье  ни  к  чему  хорошему  не  приводит.
Но  кому-то  же  нужно  бороться   с  тем, что современные  родители  порой  даже  не  знают – кто  такие  эмо, байкеры, гопники, монстры, лохи  и  тому  подобные?  И  даже если  знают, то  считают  такие «объединения» невинными   шалостями.  А  у  детей  давным-давно  сложилась  своя  скрытая  от  взрослых  жизнь, свой язык, свой  мир, свои  законы. И  вступают они  в  совсем  не  детский мир  сразу, едва научившись  самостоятельно  передвигаться:  выходят  во  двор  и  знакомятся  с  улицей. И  что  их  там  ждет? Законы  уличного  мира  были  установлены  не  ими  и  не  в  их  силах   что-либо  менять.
Главное  не  в  морали  и  не  в  стихах, и  не в том, как  подать  малышу  эту  мораль  через  стихи.
На  самом  деле  мораль, призванная  учить  человека  нравственности – слово  нерусское. По  крайней  мере Владимир  Иванович  Даль  его  не  знал. То  есть  в  1881  году, когда  вышел в  свет его   словарь, в  живой  великорусский  язык  еще  не  успели   втиснуть  это  иностранное  слово. Детей  во  все  века  на  Руси  учили  не  морали,  а  как  различать  добро  и  зло.  И  как  бороться  со  злом.
Но   в  нашу  «милую»  эпоху   стирания  граней  от  живого  великорусского  осталась  лишь  маленькая   толика  и  он  переживает   последнюю  стадию  профанации, т.е.  уничтожения. А  вся  русская  культура   перешла  в рабство  к  его  величеству  Бизнесу. Из  библиотек  под  общий  шумок  изымается  учебная  литература, изданная  до  1992  года,  И  мало  кто  теперь знает  о  том, что  литература   раньше  называлась  словесностью, гиена – бырсью, а  Москва-река  рекой  Смородиной. Латинизация   Российской  империи, начатая  задолго  до  Петра  Первого, завершает  свой  победный  марш  под  общее  ликование  и  залихватские  выкрики  телешутников. Но  заставить  поверить, что  белое - это  черное,  а  черное  это  белое  русского  писателя  и  поэта  невозможно.  Засорить  и  уничтожить  родник  Великого  и  Могучего  русского  языка – значит  уничтожить  жизнь  на  всей  планете  целиком. Теперь, в  эпоху  общего  кризиса, это  стало  понятно  многим.
Бизнес  и  чужеземная  мораль  в  первую  очередь  бьют  по  детям  и  подросткам,  пытаясь  оторвать  их  от  взрослых, и  тем  самым  делает  их  совершенно  беззащитными. Но  в  наше  время  мало  кто  пишет  для  подростков.
Байка  Сергея  Чикана  «Как  отбить  у  медведя   привычку  драть  коров» – как  раз  то,  что  надо. Если  современный  хакер, скейбордист или  байкер  из  уст  своего  родного  отца  услышит  подобное, у  него  начисто  пропадет  привычка  драть  штаны  о  чужие  заборы, вскрывать  счета  банков  в  тайне  от  родителей  или  сломя  голову  носиться  на  мотоцикле. Привить  любовь  к  родной  природе  и  гордость  за  свою  страну – это  великий  талант. И   очень  хорошо, если  среди  поэтов  и  писателей  будет  таких  талантов  больше  и  больше.
Возможно, что я  не  увидела  в книге  что-то  важное, что-то  пропустила,  кого-то  обошла  своим  вниманием. Простите.
Приглашаю  всех  желающих  продолжить  дискуссию, начатую  на  съезде и отраженную в  сборнике  «На  перекрестке», в  других  изданиях  и  публикациях.
Никто  никого  не  судит. Никто  никому  не  желает  зла.
Мы  анализируем   общую  для  всех  неисчерпаемую  тему – стремление  к  высотам   литературного  мастерства, которые  от  нашей  жизни  неотделимы. И вспоминаем особые  минуты  творческого  вдохновения, в  которые  рождалось  новое   образование – Ассоциация   писателей  Иркутской  области, призванная  решить  и  литературные  и  окололитературные проблемы  нашего  нелегкого  времени  перемен, когда  старое  исчезает, а  новое  еще  только  появляется. И  мы  все  с  вами  творим  это  новое.
Первый  шаг  уже  сделан. Объединение  трех  писательских  союзов  состоялось. И  это – большая  победа.

   
                Вера  Козарь,   делегат  съезда