О литературных шедеврах советской эпохи

Александр Абрамов 1

    Сейчас Россия переживает труднейшую пору перехода от жизни по социалистической модели к жизни по канонам капитализма. Многие считают, что, как раньше настоящего социализма у нас не было, так и сейчас у нас нет настоящего капитализма. Но если не брать в расчёт бесспорно имеющиеся отклонения от идеальных моделей (а, как известно, ничего идеального вообще никогда не бывает), то основные элементы социализма раньше и основные элементы капитализма теперь у нас имели и имеют место. В связи с этим возникает существенная проблема: как относиться к литературе так называемого социалистического реализма. При Ленинско-Сталинском социализме вопрос о произведениях, не соответствующих  духу строящегося коммунистического общества, решался просто. Запретить и не печатать. В настоящее время официальная цензура отсутствует и, вроде бы, можно печатать почти всё, что угодно. Правда, при рыночных законах государство на печатанье художественных произведений денег практически не даёт, и авторам и издателям приходится изворачиваться, чтобы издание книг себя окупало. Но я сейчас не об этом. За годы Советской власти было издано громадное количество художественной литературы. Ясно, что мировая классика и наша, и зарубежная своей ценности не потеряла. Многие произведения советских писателей назывались произведениями социалистического реализма только условно. Например, «Тихий Дон» Шолохова, «Василий Тёркин» Твардовского, да и многие другие произведения имеют общечеловеческую ценность и будут востребованы при любом строе. Я полагаю, что даже те произведения, где искренно и на высоком художественном уровне воспевался революционный пафос, тоже не умрут. Например, «Как закалялась сталь» Островского.
      Мне представляется, что это же относится и к некоторым стихотворным шедеврам советской эпохи. Приведу конкретные примеры. Вот поэма Багрицкого «Смерть пионерки». В этой поэме умирает от скарлатины пионерка Валя. Мать умоляет её надеть нательный крестик, полагая, что Бог поможет дочке выжить. Валя отказывается и, делая слабеющей рукой пионерский салют, умирает. Казалось бы, сейчас эту поэму можно выкинуть на помойку.
Но неужели могут погибнуть эти строки:

Пусть звучат постылые,
Скудные слова -
Не погибла молодость,
Молодость жива!

Нас водила молодость
В сабельный поход,
Нас бросала молодость
На кронштадтский лед.

Боевые лошади
Уносили нас,
На широкой площади
Убивали нас.

Но в крови горячечной
Подымались мы,
Но глаза незрячие
Открывали мы.

Возникай содружество
Ворона с бойцом -
Укрепляйся, мужество,
Сталью и свинцом.

Чтоб земля суровая
Кровью истекла,
Чтобы юность новая
Из костей взошла.

Чтобы в этом крохотном
Теле - навсегда
Пела наша молодость,
Как весной вода.

Валя, Валентина,
Видишь - на юру
Базовое знамя
Вьется по шнуру.

Красное полотнище
Вьется над бугром.
"Валя, будь готова!" -
Восклицает гром.

В прозелень лужайки
Капли как польют!
Валя в синей майке
Отдает салют.

Тихо подымается,
Призрачно-легка,
Над больничной койкой
Детская рука.

"Я всегда готова!" -
Слышится окрест.
На плетеный коврик
Упадает крест.
И потом бессильная
Валится рука
В пухлые подушки,
В мякоть тюфяка.

А в больничных окнах
Синее тепло,
От большого солнца
В комнате светло.

И, припав к постели.
Изнывает мать.

За оградой пеночкам
Нынче благодать.

Вот и все!

Но песня
Не согласна ждать.

Возникает песня
В болтовне ребят.

Подымает песню
На голос отряд.

И выходит песня
С топотом шагов

В мир, открытый настежь
Бешенству ветров.

Нет, такие строки умереть не могут. Прав здесь Багрицкий или не прав, значения не имеет. Могучий талант и безусловная вера в то, что он пишет, спасает эти стихи от тления и смерти.
     Другой пример. Стихотворение Владимира Луговского «Костры». Здесь Луговской пропел гимн коммунизму. Но как пропел. Вспомните

Унеси мое сердце
В тревожную эту страну,
Где на синем просторе
Тебя целовал я одну.
Словно тучка пролетная,
Словно степной
Ветерок —
Мира нового молодость —
Мака
Кровавый цветок.
От степей зацветающих
Влажная тянет
Теплынь,
И горчит на губах
Поцелуев
Сухая полынь.
И навстречу кострам,
Поднимаясь
Над будущим днем,
Полыхает восход
Боевым
Темно-алым огнем.
Может быть,
Это старость,
Весна,
Запорожских степей забытье?
Нет!
Это — сны революции.
Это — бессмертье мое.
 
Или я ничего не понимаю в поэзии, или такая поэзия не должна умереть никогда.

 О стихотворении Михаила Светлова Гренада

     Стихотворение Михаила Светлова «Гренада» - это классика советской поэзии. Я полагаю, что его следует относить и к классике русской поэзии, не смотря на очевидное несоответствие  политической направленности этого стихотворения с современностью. Оно отражает большой исторический период в жизни нашей страны, когда идеи мировой революции захватили умы не только идеологов этой революции (особенно создателя теории перманентной революции Льва Троцкого), но и умы простых россиян (украинский хлопец в стихотворении Светлова).  «Гренада» относится к жанру баллад. Блистательным автором первых баллад на русском языке был Василий Жуковский. Анализу происхождения стихотворного размера и содержания «Гренады» посвящена большая статья Елены Михайлик "ГРЕНАДА" МИХАИЛА СВЕТЛОВА: ОТКУДА У ХЛОПЦА ИСПАНСКАЯ ГРУСТЬ? http://a-pesni.org/grvojna/oficial/a-mihajlik.php. Я в своей заметке хотел бы обратить внимание на следующие обстоятельства. 1. Гренада – это не волость в Испании, как утверждается в стихотворении Светлова, а государство и одноимённый остров в Вест-Индии. Провинция в Андалузии называется Гранада. Именно там жил и погиб великий Федерико Гарсиа Лорка. 2.Идея Всемирного Интернационала и перманентной революции, так ярко прозвучавшие в стихотворении «Гренада»,  были пугающим жупелом для мировой капиталистической системы. Стихотворение «Гренада» было переведено на многие языки мира и было популярно во Франции и других странах.  Ведь это были не только слова. В РСФСР, образовавшейся после победы Октябрьской революции, активно проводились акции поддержки революций в Германии и других странах. Вплоть до развала СССР наша страна поддерживала революционные движения во многих странах. В частности, подкармливала коммунистические партии и коммунистическую печать во многих странах. Поддержка гитлеровского нацизма со стороны ведущих капиталистических стран в 30-х годах XX века не в последнюю очередь была связана с надеждой на то, что Гитлер покончит с СССР,  и, тем самым, отведёт от них угрозу мировой революции.