Калошки на босу ногу

Ирина Расулова
Калошки на босу ногу или урок молодому учителю

  Знаний – воз и две тележки. Передо мной должны были двери распахнуть лучшие школы города. На выбор предложить старшие классы. «Инна Алексеевна, мы так ждали такого специалиста, как вы». Ученики, затаив дыхание, слушали бы мои рассказы о Пушкине, Лермонтове, Тургеневе... «Как хороши, как свежи были розы...» Наизусть бы им читала стихи лучших поэтов Золотого и Серебряного века.
И Раскольникову помогли бы, наконец, решить вопрос : «тварь ли он дрожащая или право имеет». Судебный процесс провели бы, и ученики вынесли бы суровый приговор: миловать нельзя казнить.
И обязательно организовала бы школьный театр.
   А меня распределили в сельскую восьмилетнюю школу! Учить узбекских детишек
русскому языку.  Полетели мои мечты за тридевять земель.
Школа в трёх километрах от основного шоссе. Доезжаю на автобусе до развилки, выхожу на остановке и на высоких каблучищах топаю по дороге до школы.
Вокруг хлопковые поля, коробочки открылись почти все, свисает белоснежная вата. Вдали пылят комбайны, работы на два месяца,  хлопка много.
   Из-за поворота показалась школа. Собираются  дети. По дорожкам, по тропинкам  спешат ребятишки  из соседних кишлаков. Девочки в  разноцветных  платьях, будто из кусков радуги сшиты их наряды. Поверх надеты белые фартуки. Сегодня Первое сентября, праздник. На головах у всех тюбетейки , шитые бисером и золотыми нитями. Из-под тюбетеек россыпь мелких косичек. Раз в неделю заплетают мамы девочек, голова всегда в порядке. Мальчики в белых рубашках, тёмных брюках, как везде. Не все носят тюбетейки. У мальчиков вышивка иная на головных уборах, более строгий орнамент.
- Издрасьтите, ущителниса! – приветствуют меня младшие школьники. Со многими детьми я уже знакома. Вместе убирали школу, готовили классы к учебному году.
Старшие здороваются вежливо, прикладывая руку к груди.
Некоторые девочки стараются незаметно провести рукой по моим пышным распущенным волосам, тронуть рукав замшевого пиджака. Но я ведь строгая учительница. Пресекаю все эти нежности.
Справедливости ради  надо сказать, что село расположено было недалеко от города. Помогая родителям торговать овощами-фруктами на городских базарах,  дети неплохо освоили русский язык. (О красоте и зрелищности восточного базара надо писать отдельно. Боюсь, слов не хватит).
  Проблем особых с овладением русской речью не было. На изучение грамматики больше времени уходило. Дети послушно выполняли на уроках всё, что предлагал учитель. Трудности были с выполнением домашних работ. Отдельных комнат с письменными столами у детей не было. Частенько тетради в масляных пятнах приносили из дома. Вот и держала тетради для классных работ. Комиссия придёт, разбираться не станет, дома писали или в школе, и что дома условий нет.
Ученики с уважением относились к учителям. За советом к учителю и родители шли. А директор школы почитался так же, как председатель колхоза.
Что ж, приходилось и хлопок со старшими ребятами собирать. В помощи колхоз нуждался. Осень тёплая в наших краях, дождей до ноября не бывает, до снегов цветы цветут.
Но и осень прошла, вот и «зима катит в глаза». В классах на два-три месяца устанавливают буржуйки. Печками громоздкими место не занимают. И в домах то же самое. Топят стеблями хлопчатника.
  Зима выдалась холодной в тот год. Еле добегала до школы, грелась в учительской у печки, потом в класс. И вот однажды захожу в класс, достала свои наглядные пособия: кукол, которых надевали дети на руки и разыгрывали сценки из сказок.
По-русски, конечно. Кукол сама шила. Это вместо школьного театра. Детям очень нравился самодеятельный кукольный театр. Так вот, раздаю тетради ... и что я вижу: возле печки сидят два малыша года по 3-4, в старенькой одежде и калошках на босу ногу. А за печкой развалилась большая среднеазиатская овчарка. Как вам?
На меня ни у малышей, ни у овчарки никакой реакции. Детей от тепла разморило, глазенки осоловелые, калошки еле держатся. Внутри калошки выстланы соломой.
- Это что такое?- строгим голосом спросила я. Один из учеников втянул голову в плечи, видимо, его братики сидят у печки.
- Учительница, у них мама в больнице, пусть посидят здесь сегодня.
-А собака?- ещё строже спросила я. Чувствую, что боюсь её.
- Она с ними пришла. Не уйдёт.Прогонять жалко, на улице холодно.
Ну да, минус 8-9 для наших краев холод собачий.
Следующий урок тоже был в этом классе. Малыши равнодушно смотрели и на кукол, и на картинки, которые я показывала ученикам. Казалось, что они вот-вот упадут со стула. А на перемене я завучу, старому узбеку, сказала про детей и собаку. Тут он заглянул в класс и всю компанию увёл с собой. В конце урока мне понадобились кое-какие пособия , я зашла в учительскую, она была напротив класса. Малыши сидели за столом и ели плов, в руках держали куски лепёшки, пили чай. Завуч весь свой обед отдал детям. Они повеселели, что-то рассказывали старому человеку. Калошки свалились на пол, дети болтали босыми ногами в воздухе. В углу лежала собака и грызла косточку.
На следующий день детей не было. Их забрали соседи к себе на то время, пока их мама будет в больнице.
Появлялись на уроках и другие дети. Но меня это уже не удивляло. Для них в шкафу лежали игрушки, чтобы не так скучно им было.
А урок старого мудрого человека я запомнила на всю жизнь. 
Драгоценный камешек добавлен был в мой багаж знаний. Много я их собрала за годы работы в школе, встречи с умными книгами и людьми наполняли мою скромную "тележку". Это поначалу она казалась доверху забитой знаниями...