Зри в корень

Редакция Журнала Окна
Если хочешь насладиться стихом настоящего поэта, то зри в корень, а корни у мастеров пера всегда мочковатые. Причём эти подземные смысловые направления  непредсказуемы.
Эта иносказательность питает соками основной смысловой стержень стиха, а не просто используется для красного словца.
Чтобы не растекаться дальше мысею (мыслею) по древу, остановлюсь лишь на одном приёме, которым владеют далеко не все авторы.

Амфиболия (от греч. двусмысленность, неясность) — двойственность или двусмысленность, получающаяся от того или иного расположения слов или от употребления их в различных смыслах, смешение понятий...

Что такое хорошо?
Хорошо, когда автор владеет амфиболией.

Не хотелось бы сбиваться на суконный язык научных статей, поэтому основной акцент перенесу на примеры амфиболии в стихах авторов, участвующих в нашем проекте.

Александр Коковихин

http://stihi.ru/2009/03/28/5353

"Скоро взлёт.
Ты - шарик.
Тебя надули."

Виртуозно владеет этим приёмом Леонид Терех

http://stihi.ru/2003/04/14-39

"Чтобы потом, шагая из-за парт
Уже мечтать, не провоняв елеем,
Как тот француз, который Бонапарт
Красиво кончить на Святой Елене"

(В данном случает это классический случай нисходящей метафоры по классификации И. Бродского).

Вот ещё несколько примеров:

Рахман Кусимов

http://stihi.ru/2009/02/19/2044

"зыбко и хрупко, всё зыбко и хрупко,
пусть даже правила связи легки:
не говори в телефонную трубку,
если гудки."

Игорь Царёв

http://stihi.ru/2004/11/02-1423

"Разумно ли платить за путь ценой лишений?
Смыкается в кольцо дорога без конца...
Но если цели нет, а есть одни мишени,
Тем более хочу принадлежать к глупцам"

Дан Кешон

http://stihi.ru/2008/12/19/3105

"Всё то, что ты случайно обронила,
Использует язык как помело.
Тебя лишь девять месяцев тошнило,
Меня 7 лет на родину рвало.

С курил ся от Москвы до Хиросимы,
В дороге непутёвого пойми:
На свете нет людей невыносимых,
Есть трудности с закрытыми дверьми."

Ольга Лебеденко

http://stihi.ru/2010/06/01/5772

"В далёком сне достаточно снА ровки,
Где даже воздух у параши чист,
Я лезу вверх по лестничной верёвке,
А мне навстречу принц-парашютист

Пока кричит, пока ещё кружится,
(Внизу туман и выгнул спину ёж):
«Чтоб вверх ползти, приходится ложиться,
Коль лезешь вверх, то, девочка, растёшь!"


Но у всех явлений, как и у медали, всегда есть и обратная сторона...


Что такое плохо?




Плохо, когда амфиболия владеет автором, то есть когда автор не понимает второго смысла того, что он написал:


"Тут ничего бы не стояло, когда бы не было меня..." (из песни)


"И дорогая не узнает, какой у парня был конец" (из песни)
 

«Ах, у ели, ах, у елки,
ах у ели злые волки». (детский стишок)

или вот такое:

"Они хотели пойти за ними,
а я — как они, как они, как они..."

"Руби лихую голову!"

или вот пример из нашёго конкурса

"Встану рывком, перемещусь к окну..."


Ещё пример:
"большого шалаша, где дули в уши..."


Амфиболия встречается и у великих:

"Весь день стоит как бы хрустальный" (Фёдор Тютчев)

"Мой дядя самых честных правил" (А. Пушкин)

"Души прекрасные порывы" (А. Пушкин)




Многие спрашивают, почему в наших критериях оценки стихов
http://stihi.ru/2010/01/21/621

за амфиболию
в пункте 35  мы снижаем оценку, а за амфиболию в пункте 6 повышаем.


Вся разница в том, осознанно ли автор использует этот художественный приём или же совсем не осознаёт того, куда приводит его стих неосознанная амфиболия.




Дорогие авторы, покажите и вы, какими художественными приёмами уже овладели.
Заходите к нам на конкурс:
http://stihi.ru/2010/05/15/4442

Удачи вам!