Путь творчества - Путь к себе

Вера Великих
Вся наша жизнь - самообман
И плен иллюзии случайной.
Так почему же так отчаянно
Боимся мы своих программ?..
Боимся с ними подружиться,
Узнать их, чтобы измениться.

Есть метод творчества - он прост.
Но каждый метод - это Мост.


В настоящее время все больше внимания уделяется феномену творчества, изучению его влияния на жизнь человека.
Известно, что литературное творчество может являться психодиагностическим, психокоррекционным и психотерапевтическим инстументом.
Психологический анализ прозы и стихов позволяет автору лучше понимать особенности своего характера, поведения, жизненных сценариев. Происходит психологическое воздействие на отдельные структуры психики, что дает возможность позитивного изменения и коррекции, змещения неэффективного стиля поведения на более продуктивный. [6]
Исходя из позиции юнгианского направления, сюжеты литературного творчества выражает некое сущностное значение, содержащееся в ряде сменяющих друг друга символических картин и событий, посредством которых оно и может быть раскрыто. Считается, что автор описывает один и тот же феномен во всех его разнообразных проявлениях, феномен, которых К.Г.Юнг назвал самостью. В самости, по мнению Юнга заключено все психическое содержание личности, а также она является регулирующим центром коллективного бессознательного. [9]
Кроме того, творчество высвобождает большое количество позитивной энергии, любое творчество целебно. [2]

Став автором литературных порталов, я с интересом занялась изучением феномена творчества, будучи и автором, и читателем.
Приступив к знакомству с творчеством авторов, я вскоре ощутила повторяющееся, как лейтмотив, чувство: многие произведения, талантливо изложенные, по прочтении оставляют привкус некоей горечи. Вероятно, той самой, что испытывали главные герои, или сам автор, в процессе написания.
Возможно, причина была в том, что такие авторы, повествуя о событиях, раскрывая образы (не обязательно реальные, но расцвеченные сопереживанием) с легкостью прощались с главными героями, бросая их в пучине нерешенных проблем и "безвыходных" ситуаций (отражающих собственные внутренние "тупики"), даже не пытаясь помочь им (себе).
- Но ведь творчество реалистично, - скажете вы.
- Устраивает ли вас такая реальность?..
- Но творчество - отражение жизни.
- Но тогда и жизнь - отражение творчества. А работа с творчеством - это работа со сценариями жизни.

Большинство авторов литературных сайтов согласятся, что творчество помогает жить.
Это и способ общения, и поиск друзей и единомышленников, и средство повышения самооценки, даже независимо от оценок произведений читателями, и метод самопознания, повышения уровня осознанности жизни, и постановка актуальных вопросов... Вот только каждый ли пишущий находит ответ?..

Для многих пишущих творчество - выход из душевного кризиса, когда нереализованные желания и ожидания сублимируются в произведения, каждое из которых - крик души. Вот почему так болезненна бывает "объективная" критика. Ведь пишем мы очень лично и субъективно...

Очевидна и утилитарно-лечебная функция творческого процесса: описание собственных переживаний способствует не только осознанию, но и выведению их "вовне" (экстериоризация), на чем основаны методы психотерапии.
В этом смысле литературный сайт напоминает тренинговую группу, где авторы активно избавляются от навязчивых идей, мыслей и эмоций, попутно активизируя левое полушарие головного мозга, что, как известно, повышает тонус и настроение. (Т.е. творчество как продукт очистительных процедур.) И многие ли задумываются при этом, какие мысли и чувства оседают в умах и душах доверчивых (не)уважаемых читателей?..
У самих авторов также могут закрепиться неудачные стереотипы: так бывает, когда в сюжетах выбирается уход от решения проблем, а не поиск выхода.

Нередки высказывания авторов, что после написания произведений с печальным завершением у них возникало чувство тоски и безысходности. А как испытать чувство радости при помощи творчества?..

Творчество - зеркало, отражающее наше текущее, - но такое текучее, - состояние.
Творчество - проекция внутреннего мира, и в этом смысле оно подобно сновидению, где каждый образ и персонаж является аспектом нашей личности.

Творчество - способ изменения своих отражений, а значит, и себя.

Непросто управлять сновидением, но каждый из нас - автор и мастер своих сюжетов, в том числе - и в жизни.
Но, если мы принимаем ответственность за свою жизнь, то - прощай позиция жертвы. (Вот только многим ли хочется взрослеть?..)
Пусть исполнятся заветные желания! (Но многие ли из нас готовы к их исполнению?..) Попробуем изменить свою жизнь! (Начиная, как обычно, с себя...)

Хорош даже кошмар, если он заканчивается пробуждением.
Что мы чувствуем, увидев проблемный сон, который чудесным образом благополучно завершился (что, к тому же, трактуется как удача, перемены к лучшему, исполнение желаний...)?
Вспомним ощущение радости и полета, - какие произведения вызвали их?

Наше творчество - не только образы подсознания, но и целенаправленная работа с ними.
При этом внутренние сценарии не просто осознаются, но и показывают выход, решение сложившихся проблемных ситуаций. Воздействие происходит прежде всего на подсознательные структуры то есть на те области нашего Я, которые, на самом деле чаще всего и управляют нашим поведением. На уровне сознания способов решения проблемы нет, но кто сказал, что они не появились в нашем глубинном Я, которому более понятен, и для которого более приемлем язык образов и метафор? [3] Меняется наше отношение к миру, а мира - к нам.

Творчество помогает понять, что любая данность - наша сила, трамплин, наши скрытые (пока) крылья.
Творчество - грань непознанного.
Воздействие творчества на наши эмоции - это алхимия, меняющая автора и читателя. Творчество - сила, а значит - магия.

Не забудем и об истинном предназначении творчества, - о приобщении к искусству, которое вдохновляет как читателя, так и автора.
Вспомним древние мистерии, где всегда побеждали боги и герои. Резонанс публики возникал именно в процессе сопереживания главному герою, отождествления себя с тем, кто преодолевал внешние и внутренние препятствия, что вело его к конечной победе, а зрителей и участников, - к катарсису и инсайту.

- А влияние на жизнь? - спросите вы
Но, может быть, именно поэтому на Земле рождались Боги и Герои!

Надеюсь на пробуждение интереса читателей к целям и задачам творческого процесса. Но ничто не убедит нас лучше, чем собственный опыт.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алексеев К.И. Метафора как объект исследования в фиилософиии и психологии. //Вопросы психологии, 1996. № 2, с. 73-84.
2. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М. Академический проект, 1999.
3. Вачков И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическ6ю сказку. 2-е изд. М: Ось-89. 2003.
4. Выготский Л.С. Психология искусства. Мн.: Современное слово, 1998.
5. Гнездилов А.В. Авторская сказкотераоия. Дым старинного камина. СПб.: Речь, 2002.
6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь, ТЦ Сфера, 2001.
7. Обухов Я.Л. Для чего нужны страшные сказки. //Школа здоровья, 1997. № 3, с. 115-117.
8. Пезешкян Н. Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия. М.: Прогресс, 1992.
9. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 1994.
10. Великих В.Ю. Магия слова. http://www.stihi.ru/2010/05/31/2216
11. Великих В.Ю. Стихи сбываются однажды. http://www.stihi.ru/2009/11/22/8474