Мама о дочери

Марина Калиниченко
«Знаю-ты сильная
знаю-я слабая
время бесчисленно
на нас доля малая»

        Кто из нас сильный, а кто слабый - трудно сказать. Иногда я вспоминаю все эти 19 лет жизни и Маришка для меня по-прежнему маленькая девочка, которую надо оберегать, подсказывать, учить. А когда я читаю её стихи и рассказы, когда я вспоминаю наши с ней беседы о жизни, о Боге, о друзьях, то понимаю насколько она мудрее, глубже, разумнее и более осмысленней смотрела на жизнь.
Она была цельным, открытым и честным человеком, честным по отношению к людям.

        Родилась Марина 22 марта 1988года в небольшом военном городке Вилючинске у берега Авачинской бухты на Камчатке. Там с ноября по май можно кататься на лыжах, там чудные места, горячие источники, нетронутая природа. Дочка родилась крупной, 5кг. Баловать её было некому, да и некогда, хотя после двух сыновей дочка для нас была как цветочек.

         Перестроечные времена в стране были непростыми и для нашей семьи. Чтобы выжить, приходилось много работать, но дети для нас были самое главное. Мы всегда были рядом с ними, жили их интересами. В самом Вилючинске не было ни театра, ни филармонии, ни церкви. Мы с мужем умудрялись возить детей в Петропавловск–Камчатский в театр, на Пасху в церковь, для меня это было важно. Кроме того, в самом Вилючинске был самодеятельный театр, мы водили Маринку и на его спектакли. По утрам бегали с детьми в лес, который был  рядом с домом, на зарядку, приучали их к закаливанию. Когда Маришке исполнилось 6 лет встал вопрос : «В школу или в садик?». Решили в школу, так как она умела уже читать. Она вообще всегда очень много читала. Почитать перед сном –  это было не нами придуманное правило – так хотела она сама. Ну, и параллельно со школой поступила в музыкальную школу по классу «фортепьяно». Были и кружки: танцевальный (неудачный опыт) и вязальный. Здесь более удачно, так как это ей нравилось. Музыкой она занималась без особого энтузиазма, но добросовестно. И я думаю, мы не зря дали дочурке музыкальное образование. Когда мы впоследствии переехали, там же на Камчатке, в город Елизово, то у Маринки был прекрасный музыкальный педагог Галина Петровна Эштекова. Это была вторая мама для Маришки. Столько она вложила души, терпения, внимания в нашу дочь! Прививала ей любовь к музыке, учила упорству и трудолюбию. Спасибо этой прекрасной женщине и педагогу.
        Маришка говорила мне: «Мама, такого учителя, как Галина Петровна, у меня никогда ещё не было». Она искренне уважала её, и, если учесть подростковый возраст моей девочки, то эти слова многого стоят.
         Отличницей в школе Марина не была, так как совмещать две школы не просто, но и в троечниках никогда не ходила. Училась ровно: 4 и 5. У неё всегда было много друзей. Обострённое чувство справедливости позволяло находить ей тех людей, которые нужны были её душе, с которыми ей было хорошо. Очень любила лыжи и много на них ходила, так как оба брата занимались лыжами и мы по выходным дням, всей семьёй , постоянно ходили в лес на лыжах. Когда мы переехали в Елизово, то она ездила в Перопавловск- Камчатский в бассейн, и там под руководством тренера выучилась хорошо плавать. Очень любила походы, трудностей походных не боялась. Могла развести костёр, поставить палатку, сварить на костре обед. Просить её не надо было, сама вызывалась. Работа по дому её тяготила, это не её. Ей бы на волю: в поход, на воздух, в лес, в поездку. Больше любила работать с папой – ремонт велосипеда, машины, плотницкая работа. Это было больше по душе, чем стоять на кухне у кастрюль, но и их не чуралась. Если надо было что- то приготовить и кроме неё было некому, то бралась спокойно и за эту работу.
               

        В восьмом классе, в Елизово, Маришка попала к очень хорошему педагогу, классному руководителю, учителю русского языка и литературы. Ирина Петровна Ли первая обратила внимание на Маришкины способности в литературе. Когда я засомневалась по поводу того, что мою дочь посылают на  областную олимпиаду по русскому языку, она сказала мне с укором: «У Вашей дочери талант и зарывать его нельзя». Маришка заняла на этой олимпиаде второе место. Я очень благодарна Ирине Петровне Ли, педагогу школы №8 города .Елизово за то, что она смогла разглядеть в моей дочери то, что я сама не замечала. Наверное, есть ещё такие педагоги, как говорят «от Бога».
       После 9 класса наша семья, в 2003году, переехала жить в город Тверь. Из знакомых только сын и его семья, всё новое, незнакомые люди. Это было не просто и для нас и для девочки-подростка. На Камчатке у неё были люди, которые её ценили, уважали, знали с детства. И вдруг всё с начала. Надо было утверждаться, надо было остаться цельной личностью, верной себе, своим идеалам. Нам с мужем было очень непросто: поиск работы, устройство на новом месте, бытовые проблемы. Марине, в её 16, очень тяжело. Она пришла  в новый класс, где совсем иные отношения. Но она смогла и здесь остаться цельным человеком, имеющим собственное «Я», уважающим других и сострадающей  тому, кому непросто в коллективе. Придя от хороших педагогов, она и здесь хотела, чтобы с ней обращались уважительно и относились справедливо. Класс, в который попала Маринка, хоть и не блистал отличниками, но был очень дружный. Классный руководитель Хормёнкина Наталья Валентиновна умела сплотить ребят, поэтому они до сих пор остались дружны.
        Перспектива большого города дочку, конечно, привлекала. Пока мы, взрослые, обустраивались после переезда, Маришка обрастала всё новыми друзьями. Стали чаще посещать театр, филармонию, бассейн. Она приводила всё новых друзей. Они появлялись внезапно. Кто-то оставался в её жизни, а кто-то так же внезапно исчезал – значит, не по душе. Класс, в котором училась Маринка, был не обычным – лицейским. Ребята обучались в школе и одновременно в Тверском технологическом колледже. Так что, вместе с аттестатом об окончании школы она получила диплом колледжа и специальность «менеджер гостиничного сервиса». Мы радовались, ведь мы оба уже в возрасте и торопились дать дочурке образование. И как бы нам не было сложно, решили дать ей высшее образование. К этому были приложены все наши и её силы. Как мы радовались, когда она поступила на истфак ТГУ! На бюджетное финансирование обучения!
       Я так гордилась собой и своей дочерью.
       Ведь она так много занималась. Маринке казалось, что у неё теперь новая жизнь. Она очень радовалась, что будут новые друзья,  что перед ней открыты все дороги! И она внутренне стала искать осмысление жизни, пыталась понять её суть, её правду, её истинную цену.
       В это время она пишет свои многие рассказы и стихи. Она мечется, ищет своё: то пытается организовать свой музыкальный ансамбль вместе с однокурсниками, то вступает и ходит в литклубы «Иволга», «Голоса», ездит с подругами «автостопом» по городам России. Когда поняла, что семье непросто в финансовом отношении, стала после занятий в университете подрабатывать. Она мечтала после первой ступени университета перейти на специальность историко-культурный туризм и хотела на это платное обучение заработать денег. Она очень хотела работать в турфирме, работать с людьми, чтобы рассказывать им интересное, новое.

      И вот эта нелепая смерть!!!
      Одна из её подруг написала в память о ней :
«Всё равно, что подумают люди,
Ты всегда улыбалась в ответ.
По кусочкам, как солнце на блюде,
Раздавала другим яркий свет!»    
 
         Она действительно была такой. Она была очень добрым человеком. Как-то я дала ей деньги на репетитора. На остановке автобуса к ней подошла бабушка и попросила немного денег. Она отдала ей все деньги, вернулась домой и сказала, что она не могла поступить иначе.
         Вот ещё эпизод из её жизни. На чтениях в литклубе очень хотел выступить ветеран войны, пожилой мужчина, со  своими стихами, а до него очередь никак не доходила. Маринка очень за него переживала и говорила мне : «Мама, ну как же так, ведь он такой старенький, ведь надо же было ему дать в первую очередь  выступить!».
         Сколько людей  всколыхнула нелепая смерть Маришки!
         Я часто рассуждаю, почему это произошло с нами? Мне очень тяжело об этом писать. Бывают моменты, когда нет сил жить. Часто перечитываю её стихи и удивляюсь, сколько в них мудрости, жизненного опыта, попытки осмысления жизни, честности и правды. Может быть они не совсем стройны и правильны по стилю, но в них её душа! Когда я про-
сматривала её записи после смерти, я наткнулась на запись (просто среди лекций):

«Люди! Я люблю вас!»

        Что было в этой головке, если на лекции, среди записей по теме лекции, идут эти слова.
        Многие её стихи пророческие, она как бы чувствовала, что надо торопиться жить:

«И уже не мы и....не суть
В небе очертил самолёт,
Траекторией кривой весь мой путь»

       Маришка всегда была как лучик света, радовалась самому малому, прощала обидчиков, была хорошим другом и дочерью. Я хочу, чтобы прочитав её стихи и рассказы, вы задумались о том, что в 19 лет можно не только радоваться жизни, получать все её блага, но и думать о смысле жизни, о Боге, о чести, достоинстве, милосердии и любви.


                Маришкина мама.