Итоги финала 2009 - 2010. Алексей Ивантер

Большой Литературный Конкурс
Алексей Ильич Ивантер – душевный человек.
Два месяца назад, когда я попросил его снова принять участие в "экспертизе" БЛК, он ответил коротко и сочно: для тебя, дорогой, всё, что хочешь…
По мере приближения конечной даты получения экспертных оценок, беспокойство моё стало беспричинно расти, поскольку душевность Алексея Ильича, как мне помнилось, превалирует над его непредсказуемостью далеко не всегда.

5 мая он мне ответил, что весьма сожалеет, но охренительно занят, что у него какие-то там прожекты-объекты, запарки-зоопарки  и может я как-то сам всё устрою, без него… 

Нет, я не запаниковал, не впал в депрессию, а очень энергично и доходчиво начал объяснять Алексею Ильичу, почему он не имеет права сравнивать обязательства перед БЛК с какими-то там своими запарками и бизнес-планами, цинично пользуясь моей трепетной верой в его душевность. В сущности, я был настолько хладнокровен и уверен в своей правоте, что был готов послать дорогого моему сердцу Ивантера туда, куда обычно посылают с особенной проникновенностью и нежной доверительностью.

Что-то Алексей Ильич, кажется, понял. А как не понять, когда так доходчиво… и ответил:   


Отметки ставить не готов, честно всё прочёл, выделил то, что понравилось.
Всё это похоже на Русскую Литературу.
Что-то похоже, что-то она сама и есть.

 
ЛАДА МИЛЛЕР, "Поэт"
http://www.stihi.ru/2009/04/11/6162

ДАН КЕШОН, «Я доходил до самой ручки в восточной дикости пиал»

http://www.stihi.ru/2009/10/22/2504

АЛЕКСАНДР КОЖЕЙКИН, «World of Warcraft»

http://www.stihi.ru/2010/03/29/4002

АЛЕКСЕЙ КОРОЛЁВ, «scvrra»

http://www.stihi.ru/2008/05/30/2254

АЛЕКСЕЙ КОТЕЛЬНИКОВ, «Привет, отец!»

http://www.stihi.ru/2008/03/03/4438

АНТОН ПРОЗОРОВ, «сонник»

http://www.stihi.ru/2008/09/19/537

АНТОН ПРОЗОРОВ, «говорит оттуда...»

http://www.stihi.ru/2009/12/16/1475

ВИК, «тихое»

http://www.stihi.ru/2008/11/21/463

ДМИТРИЙ МЕЛЬНИКОВ, «Вот гай германика премудрая Москва»

http://www.stihi.ru/2010/01/10/3030

КАТЕРИНА КАНАКИ, «Вчерашний вулкан, обращённый в цветок...»

http://www.stihi.ru/2009/02/12/5343

СВЕТЛАНА ШИРАНКОВА, «Баллада о проходящих мимо»

http://www.stihi.ru/2008/08/01/1257

- И это всё, на что ты, душевный и непредсказуемый Ивантер способен? – спрашиваю я, - у людей (чёрт бы побрал все эти особые предписания и трогательные церемонии) торжественный месяц, славный юбилей, праздник труда и поэзии, а тут…

- праздник и мелкие амбиции несовместимы. Я вообще не люблю конкурсы - торжество человеческого тщеславия. Не могут соблазны не придти в мир, но горе тем... и далее по тексту. Ставить отметки за стихи - глупо. Большинство текстов по линкам - профессиональная графомания, я выбрал тексты имеющие отношение к литературе - тексты настоящие - за ними реальные чувства, глаз и сердце художника, а не общее образование и умение рифмовать. Можно говорить, что МНЕ ближе - это обо мне, а не о текстах - мне ближе Котельников. Но это к "отметкам" отношения не имеет никакого. По ранжиру ещё можно попытаться расставить сборники авторов - просто по количеству сильных текстов - сборник это длинная дистанция, её мало кто может пробежать. Мне вся твоя идея не нравится, она не от искусства, не от литературы, она от скаутского энтузиазма. Я ещё раз скажу - литература русская конкурсы давно переросла, какой-то ещё смысл имеют премии - да и то основной их смысл привлечь внимание к их учредителям. Примазывается всякая банковская шелупонь к литературе русской. Шла бы она лучше в жопу со своими бабками прямой дорогой. Мне не по херу - ни в принципе, ни в частности. Мне горько.

- Во-о-от, это уже теплее! Ведь можешь!

- Королёв хорош, но я как когда-то обозвал его "креативщиком" так на том и стою, уж слишком с подвывертом. С утра прочитать можно с удовольствием, к вечеру, после тяжёлого дня в реале - уже не тянет. От клоунады устаёшь, хотя под настроение она и радует и завораживает. (Лёша, я тебя люблю - не обижайся, дорогой).
Я бы назвал Королёва виртуозом, в моих устах это мало похоже на похвалу, но у Алексея есть не просто виртуозные тексты, а шедевры - "Почтовый служащий Рогозин", например. Королёв умеет делать удивительные вещи с языком, и иногда это умение воплощается в тексты убедительные, цепкий глаз художника и сердце поэта в сочетании с искусством жонглёра, порою, завораживают. Но часто верх берёт жонглирование, и такие тексты меня сегодня не трогают.

С годами начинаешь ценить светлые, нужные людям тексты. Светлые - это не обязательно радостные. Свет бывает разный. Машу Маркову люблю за тёплую искренность, за сердце русского писателя, в ней это крепко, но голос дрожит и срывается, нет той твёрдости духа пока, от которой и происходит твёрдость руки и слова.

Стихи, которые мог бы написать кто угодно, меня не трогают. Написать гладкий профессиональный текст человеку начитанному не слишком сложно. В молодости я чётко разделял литературу и искусство - много глупостей на эту тему и сказал и написал. Сегодня для меня поэзия, в первую очередь, литература. Говорить о конкретных текстах не очень тянет - конкретика в бизнесе хороша, тут же есть нечто, что конкретизировать не всегда уместно. Подлинность текста. Величина, ширина, высота, если хотите, масштаб… Как сказано, о чём, с какой силой прорыва через нашу толстокожесть и привычное безразличие…

- Тебя не пугает многословие в стихе Ширанковой?

- Многословие Ширанковой меня не пугает так же, как и многословие Толстого в "Войне и мире". В стихотворении всё точно, по делу, без болтовни, керн, срез геологического пласта - как есть, так и пишет. Как говорят теперь - "респект и уважуха".

- А текст Канаки - только красиво или что-то ещё? что?

- Канаки - это была бы красивая болтовня, если бы текст не был пропитан морской солью, пряным запахом вялых в полдень трав, горячим камнем античных развалин - греческой кровью Катерины. Писать так - её КРОВНОЕ право - у других это будут впечатления туриста, наброски на пленэре - у Канаки - голос крови, несовершенство текста забывается, оно как бы мимо, а то, что ЗА текстом - ударяет в ноздри.

- У Мельникова есть собственная интонация?

- Мельников традиционен - но я люблю и чту традицию - без неё нас бы не было - все рождается или в ней, или в споре с ней. Мельников - в ней.

- что было решающим для тебя в выборе стихотворения Вика, ведь неровный стих?

- Вик ровный или неровный? "А было неровно, так жизнь вразнобой!" За текстом виден человек мягкий, добрый, доброжелательный, поэтичный. Робинзон немного на осколке Русского Мира среди океана Америки.

- Прозорова ты выбрал уверенно, а если выбрать между двумя текстами, какой тебе интересней? это автор со своим почерком?

- Прозоров мне интересен. Настороженно интересен есть некая дистанция. Может, он слишком умный, а мне ближе, когда ум отшибает, когда душа нараспашку, когда ум не из головы, а из сердца, из влажного глаза - ум сострадательный, русский, а если еврейский, то иден биней рахмонес - евреи дети сострадания…

- текст Котельникова ты, кажется, ставишь на первое место, ему удалось затронуть что-то личное?

- Текст Котельникова я ставлю на первое место, потому что это большая русская литература. Она всегда затрагивает что-то личное, если ты об этом спросил. И "Братья Карамазовы", и "Война и мир" и "Евгений Онегин" затрагивают в русском человеке что-то личное.

- А теперь, если хочешь, провокационные вопросы. Я, например, считаю, что стихотворение  Кожейкина - умелая трескотня, Дан Кешона - не дешёвая, но спекуляция, а Лады Миллер -  закомуфлированный под поэзию шансон - разве не так?

- Кожейкин тебе показался умелой трескотнёй? Но это диагноз не Кожейкину, а тебе - оторванному от реального русского общества. Текст Кожейкина высокая поэзия - так что не пи.ди, а то взорвёшься. Как ты высокопарно выразился "Спекуляция" Дан Кешона меня возвращает в порядком подзабытый Харбин 20-х. Есть некий опыт в тексте, или память об этом опыте - кто понимает - тот поймёт. Про конкретно именно это стихотворение Миллер - оно расплывчатое, но капелька секрета в нём есть. Мало одной капельки на такой текст. Но всё равно есть.

Вот каким душевно непредсказуемым бывает большой литератор Алексей Ильич Ивантер, если его, конечно, как следует расшевелить, напомнить о его недовыполненных обязательствах перед русской поэзией и, выражаясь его же языком, попросту взять за хобот...


По поручению главной редакции

 Павел Самсонов