Дух сокрушен

Прихожанка
« с чего начну я оплакивать дела моей жизни?...»
                Канон Великий Андрея Критского




I.Храм

               «Все мы – одно тело, и если один какой-нибудь член
                будет оставлен в пренебрежении,  то все тело приходит
                в запустение и растлевается…»
                Свт.Иоанн Златоуст

Осень к храму подошла сиротой,
попросилась жалобно на постой,
распустила волосы – жухлые кусты,
пролила на купол жёлтые листы.
Бросила под окна грязный половик,
расписала стёкла в серый черновик.
Ветром постучалась в храмовую дверь.
Сироту впустили. С ней живут теперь.

Не приходит солнце больше на крыльцо,
не ломает дождик радуги кольцо,
поседела крыша, высохли венцы,
мутно потускнели окон леденцы.
Ныне там не пишут красочных  икон
и с бедой не ходят на земной поклон.
Правит службой осень, делит Благодать.
Храм смиренно просит и ему подать…


II. Пастырь
                «Пролей предо мною горькие и обильныя слезы,
                да я соединю мои слезы с твоими…»
                Свт.Григорий Нисский

– Пастырь добрый, пастырь мудрый
раны уврачуй мои.
Пастырь, путь случился трудный,
помолись и помоли!
Пастырь, грешен! дай мне руку,
благодатью ороси,
силы нет умаять муку.
исповедуй и спаси…

Батюшка, в судьбе ненастье,
ветры бродят, дождь сечёт,
дни, в которых  билось счастье,
назову наперечёт!
Не ропщу, покорен Воле,
всё приму, что Бог пошлет,
да на вытоптанном поле,
что  полезное взойдет…

Яко червь в грехах толкуся,
недостоин глаз поднять,
споболей, и уязвлюся
не оставь мя, погибать!
Не томи, промолви слово,
горькой речью обличи.
Что же, смотришь ты с укором,
в огонек моей свечи?

Гонишь прочь… Мне нет спасенья!?
Пастырь честный, как мне жить?
у Того ли нет прощенья
кто учил врага любить?


III. Душа
                «вопросим Его: что носишь на раменах?
                «Овцу» - говорит Он – «Погибшую»
                Свт. Василий Великий

Ты куда, душа, торопливым шагом?
По осенней хляби, безотрадной мгле?
Скользкой ли тропою, глинистым оврагом,
промысел Господень вышил путь тебе?
В трепетные пальцы собираешь слёзы,
жалко тянешь губы, будто в удилах.
Что, ты потеряла в слякотном морозе,
Что, ты распустила на гнилых  ветрах?

По земле колючей, под наждачным небом,
блудишь, сжавши плечи, звуки заглуша,
в одеяньи жалком, в колпаке нелепом,
ни куска не спросишь, не возьмёшь гроша.
То молчишь, то плачешь, то, как будто стонешь,
то с немым вопросом глянешь в небеса.
Что, тебе блажится в хмуром небосклоне?
В чём ты провинилась, Божия овца?

Во смятеньи  душном, во печали сирой,
от лихих ли тягот, от людских обид,
над собой и миром ты как над могилой
бесконечный служишь чин из  панихид?
Или ты не знаешь, что Пастух Предвечный
за тобою ходит на рамена взять?
По земной юдоли, с раною  сердечной
не судить Он ищет – от  судей спасать.



IV Просфора
                « когда насытились, то сказал ученикам Своим:
                соберите оставшиеся куски, чтобы ничего
                не пропало…»
                (Ев. от Иоанна 6,12)

Два естества  у маленькой просфорки,
две части слитых воедино,
где – тайна Духа, хлебной корки
соблюдены неизъяснимо.
В ней горсть зерна с  тяжёлой  нивы,
вода святая, соль – песок,
десницей Божею квасимых
дрожжей живительных исток.

В ней труд старухи незлобивой,
молитва, боль, усталость рук,
тень от судьбы неприхотливой,
пережитого горький тук.
Надежда, праведность и сила,
долготерпимой веры  свет – 
всё, что любовию  скопила
она вложила в этот хлеб. 

Просфорный круг – Земля и Небо
запечатлённые Крестом,
частица Божьего посева
и вдруг – оставшимся куском!
В зыбучем хламе, в сорной яме
просфора пламенем горит.
О, стадо Божье, что же с нами,
не к нам ли Слово вопиит?!


V. Покаяние
                «Господи! Не надмевалось сердце моё
                и не возносились очи мои»
                (Пс 130,1)

Тем, что несу Ти, не спасаюсь,
секундой следущей уже грешна,
с усердием лукавым каюсь,
в том, что  пред совестью честна.
Перед собой, наставником, соседом,
перед любимым, другом, пред врагом.
Всё каюсь, будто бы, да каюсь,
а всё как будто не о том…

Перед отцем духовным сокрушенно
склоняю голову, и слизываю соль.
Открыта, Господи! Грешна, несовершенна.
И снова боль, и снова боль…
Что ж ты, душа, на белом  так заметна?
Что же следы твои,  как прежде не чисты?
Всё ль принесла? За всё ль ответна?
Сухие все ли сорвала листы?

Во всём я, Господи, не мытарь – фарисей,
как о Тебе душа б не ревновала.
И дай, мне сил на   недостаток сей,
в притворе чтобы у Тебя
              побольше мытарей стояло.



VI  Прощёное воскресенье
                «…и остави нам долги наши, яко же и мы
                оставляем должникам нашим…»
                (От Матф.6,12)

Простите люди! Бог простит.
В прощёный день не в суе тщимся,
касаемся чужих ланит.
В иные дни, стыдимся.
Лобзаем плечи, слёзы льём,
долги слагаем и обиды,
раскаянья верёвки вьём,
подпоясать стыда хламиды.

Дух мирен  в храме растворён –
им  Райский Сад благоухает.
Кто смертью Крестною прощён,
в прощении – не промедляет!
Друг друга тяготы носите –
велел. И нёс. Один за всех.
А на алеющей ланите
сквозь пот, и кровь,
наш гнев и смех…

Простите люди! Бог простит.
В прощёный день всяк поклонился.
Кто лицемерьем  не грешил?
Злословием не осквернился?
Суд покаянья нестерпим,
порой до пепла  выжигает.
И  только тот, кто сам простил,
всегда горит и согревает.


VII  Крестопоклонная неделя
                «Утверди Владыко Христе,
                крестом на камени  мя  веры…»
                Песнопения Великого Поста


Летучей мышью гнев
под куполом метался,
и, Божий страх презрев,
крылами слов хлестался.
Смущавшиеся свечи
дрожали  огоньками
их робко гнулись плечи,
и таяли слезами.

На аналое Крест
ждал горьких поклонений –
призывный Божий жест,
ступень к вратам спасений.
По золоту икон
мольбы катились взоров,
но иссушал их звон
прещений и укоров.

Целуя в храме пол,
на крестный путь ступаю.
Кто раньше им прошёл
не оставлять взываю!
Суд человеков – скор,
где б он не совершался,
Голгофа иль Собор
ему в удел достался.

Вем!  Крестный Судия иначе рассудил,
Он Райские ключи   Апостолу вручил.
Мир согрешающий  любя
       от Ада ключ оставил у Себя.

Вем* - знаю


VIII Искушение
                «Господь кого любит, того наказывает…»
                (Евр. 12. 6,4)

Гонением осталось возгордиться,
венец мучительный  надеть,
уж на виске и капля рдится,
а взгляды тщатся рассмотреть!
Оно и в самом деле больно
срываться в несмиренья грех,
там, где одной слезы довольно,
чтоб облегчить страданья всех.

Когда смущенье на смущенье
приходит как лукавый тать,
молчать ли? Утонув в смиреньи.
Или как Он учил – стучать!?
За всех одно подавши слово
за обижаемых вступясь,
дождавшись злого приговора,
как удалиться не гордясь?

Блаженны изгнанные! Нам дано
Евангельским обетом мерить,
но  наказание своё
как нимб спасения примерить…?
Податель Света – света дай,
увидеть все углы и  ямы!
Душа,  о  них лишь  помышляй,
а у  Любви – дороги прямы.



IX. Дух сокрушён
                «тело осквернися, дух окаляся, весь острупихся…»
                Канон Великий  А.Критского

Ни в притворе, ни  в углу, ни на паперти
моей молитве  места не нашлось,
за стол, парчовой крытый скатертью,
не подойти, не сесть не удалось.
– Нет места, – строгий взгляд служителя
вложил слова в  безвольную ладонь.
но ярко-голубой хитон Распорядителя
манил и звал. Как благостный огонь.

Я студный гость, я нищая старуха.
От любопытных глаз свечою оградясь,
в углу угла,  пуста как побируха,
во струпьях боли, мучаюсь, таясь –
услышишь? со стола подашь ли,
мне, оскверненной телом и душой?
служитель Твой, лишил заветной Чаши,
но Ты!? Хоть Ты, пренебрежёшь ли мной?!

В окалине греха, во ржавчине унынья,
дух сокрушенный сердце плавит как свеча.
Не молит, не радит, немая от бессилья
как тень в углу душа,  забилась яко тля.
Я на пиру Твоём стою за подаяньем…
В неделю ваий мой  Царь, Ты помнил о Кресте.
Ты перенес в любви безвинные страданья,
хоть каплю той любви, подай Своей рабе.



X. Истина
                «… не предпочитай согласие истине…»
                Свт.Иоанн Златоуст

Ползла старуха в гору как улита,
на палку собирая каждый шаг,
платком тяжёлым перевита,
в кошёлке вязаной пустяк.
Крутая лестница накрыла
её  тяжелою волной,
но бабка  путь не отменила,
хоть и поникла головой.

Едва живой – дыханье сбилось,
к крылечку храма подошла,
сухой рукой перекрестилась,
и в двери плотные вошла.
Храм тишиной обнял лампадной,
иконным светом приласкал,
но тут,  с неловкостью досадной,
старухин посошок упал.

За то её и отхлестали
по жёлтым высохшим щекам.
Почтенные!  вы замечали
как тяжки слёзы старикам?
А вы измучились литаньем –
вступиться или потерпеть…
Под малодушным послушаньем
не смея  Истину  узреть!

Поступки подлые не можно,
без подлости  своей  терпеть.
Согласию быть невозможно
там, где приходится подлеть.


XI. Спасение
                « В жертву Богу, преимущественно
                пред всем прочим, приноси душу»
                Свт. Григорий Богослов


Восходит солнце веры – Пасха,
как не была бы ночь темна.
Сквозь бурелом ты не напрасно
плелась, нетленная душа!
И обнищах до потемненья,
в лохмотья платье изорвав,
ты добрела до Воскресенья,
Христос Воскресе! прошептав.

Обильна трапеза Господня,
никто прощеньем не забыт,
смерть попрана Крестом сегодня,
проси, душа, Он   исцелит.
Протягивай к Нему ладони
разбитые сучками  дней,
светися ныне на Сионе
Любви спасительный елей!

Омой  земные прегрешенья
слезою радости, душа,
неси в надежде! сокрушенья.
свободой благостной дыша.
Воскрес Христос – дверь отворяся,
за ней – Начало из начал.
Дух мой – иди! не спотыкайся,
ибо Спасение познал.
 
               
Великий пост 2006г
СПб – Н-ск