Осторожно, двери закрыва... Страница Юлии130

Юлия Иоаннова-Иванова
На снимке. Цветы у метро Рижская жертвам теракта 31 августа 2004 года.

  Написала я на форум про "третий уровень" и дерзнула на другой день самолично передать дискету модератору Андрею.
 Встреча была назначена на одиннадцать. Внизу на лавочке в метро.
 С утра поторговали мы с Борисом цветами (то есть торговала я, а он сидел с ведром в зале ожидания). Затем без четверти одиннадцать "девушка" отправилась на свидание.

 Прохожу турникет по социальной карте москвича, бегу как обычно по эскалатору...
 Надо же, никакого мандража! И на толпу плевать - толпа как толпа.

 Андрей уже ждёт. Он тоже рад за мои вставшие на место шарики-ролики.
- Вот видишь, даже терактов не боюсь, - хвастаюсь я.

 Воркуем на скамье о том, о сём. Напротив, как ни в чём не бывало, высаживаются пассажиры из первых вагонов с интервалом в минуту.
 На часах - четверть двенадцатого.
 15 июня, среда.
А на другом конце Москвы уже конец света.


  Прощаемся, Андрей садится в поезд, я поднимаюсь по эскалатору.
 Сообщаю Борису, что всё тип-топ, и иду реализовывать оставшийся товар.

 Но дело не спорится - народ, выпучив глаза, чешет мимо.
 Кое-как кому-то что-то впариваю.
 Садимся в электричку, где я сразу же отключаюсь на плече у супруга - отвыкла вставать в шесть
  По дороге со станции узнаём, что электричество в посёлке нет - где-то авария.
 Ну нет и нет, не впервой.
 К вечеру свет дают. Включаю ящик - мама родная!

 Бросаюсь звонить домашним и, конечно же, Андрею, который отбыл на моих глазах в ту самую тьму.
 Дома всё в порядке, а у Андрея телефон всё время занят - и дома, и на работе.
  Как потом выяснится - сбой на линии.

  Лишь назавтра удаётся дозвониться. Слава Богу, жив, хоть и не сразу добрался до пункта назначения.

- Ну ты даёшь! Иванова спустилась в метро - в кои-то веки.
  Андрей и прежде сетовал на катаклизмы, связанные с моим именем или визитом, особенно по части техники.
 Зависал компьютер, вырубался наш изанский сайт, вентилятор в комнате, а то и вовсе электричество во всём здании.
 А теперь, мол, полгорода обесточилось...

- Сидите уж лучше дома, - ворчал Андрей.
  Не поймёшь - шутил или всерьёз.

ГЕЛЬКА

  Но дома не сиделось.
 Предстояло ещё одно неотложное дело - встреча с Гелькой-Ангелиной, которую я живьём до сих пор не видела. Да и в московской квартире не появлялась около двух лет.

  Дверь открывает Вика. Дробный топот ножек - и вот мы лицом к лицу.
 Темноглазая крошка со светлым вихром на темени...Только не испугать.
- Баба, - говорит ей Вика, - Это баба.

  Глазищи ещё больше округляются. Гелька недоуменно указывает на Вику:
 -Баба. (Вот, мол, баба, что вы мне тут мозги пудрите).
  А верно, кто я? От волнения забыла.

 В памяти проносится тот давний весенний день в Комарово, на семинаре молодых прозаиков, когда ещё была беременна Викой и украдкой ревела в подушку, потому что не хотела избавляться от нежданного младенца.
  Так как был он совсем ни к чему в выпускной студенческий год.

 И как потом едва разродилась чуть ли не ценой жизни, и назвала дочь Викторией - то есть "победившей смерть".
 Теперь вот и она - баба. И ещё стоят рядом с ней согласно прописке красивая девушка Рита, и муж её - программист Витя, и Викин муж офтальмолог Алёша...
 Такая большая семейка.

А ведь стоило мне тогда послушаться родню и ту Клавдию Сергеевну...
 Как сейчас помню её лицо, модную тогда морковного цвета помаду.
- Ну чего тебе приспичило - погуляй пока молодая. Ещё нарожаешь кучу-малу. Я тебе и наркозик сделаю, ладушки?

  Уж очень ей хотелось получить свои двадцать пять рублей. О, Господи - всего-то...

  И вот спустя много лет Гелька неотрывно таращится на меня - со страхом и любопытством. Пауза затягивается, пора определиться.
 "Прабаба" - какое жуткое слово!

- Баба Юля, - выручает Вика.
 Но Гельке эти нюансы недоступны. Сейчас заревёт.

 Протягиваю подарок - гном-грибок в широкополой шляпе. После некоторого размышления она хватает игрушку и убегает. Топ-топ...

  Решаю не форсировать события. Пока Вика накрывает на стол, зять Алёша пытается усадить меня за просмотр "Турецкого гамбита", а внучка Рита с мужем Витей скачивают мне на дискету материалы изанского сайта, прохожусь по квартире.

 Наша с Борисом комната похожа на склад - сюда молодёжь стащила всё ненужное, свободны лишь борисов письменный стол с креслом да тахта, где ночуют то сам Борис, то витины родственники из Пензы.
 
А вообще в квартире мало что изменилось, разве что в местах общего пользования.
  И меня здесь вроде бы давным-давно нет, и всё же я повсюду, в любой деревяшке, посудине и вещице.
 Ведь у каждой - своя аура, своя история, да какая!
  Один кузнецовский камин сколько мог бы рассказать.
  Будто не со мной это было - сносимый дом купца Иванова на Горького, рядом с магазином "Трости-зонты", сваленные прямо на тротуаре бело-золотые руины...

  Сажусь на тахту напротив каминного фаянсового зеркала с фавном, закрываю глаза.
 Кто-то трогает за палец - невесомое быстрое касание, будто бабочка задела крылом.   
  Гелька. Она протягивает мне гнома.
  Беру очень осторожно, церемонно благодарю.
- Баба, - говорит мне Геля.
 Где-то в глубинах первозданного своего сознания она уже разобралась, различила нас с Викой по лишь ей известным признакам.
  Возвращаю ей гнома, снова забираю...Это мы играем. Гелька хохочет.


- А где у бабы носик? Уши? Лоб? - от кайфа не могу придумать ничего пооригинальнее.
Показывает.
 Отныне я - тоже "баба".
  Беру её на колени, невесомые ручки обвиваются вокруг моей шеи. Щека к щеке.
 О этот неописуемый аромат младенчества!
 Понимаю, что сейчас то самое "остановись мгновенье", и что, кажется, глаза у меня на мокром месте.

  Вика зовёт обедать.
- Геля, где баба? - задаю провокационный вопрос.
- От, - указывает она на Вику.
- А где у бабы носик?
- От, - тычет она пальцем в мой - в тот, что поближе.
 
  Ей давно пора спать.
 Воспитывают Гелю по-спартански, никаких колыбельных и укачиваний.
  Но для меня делают исключение, и я исполняю для неё весь забытый репертуар про "прилетевших гулей", "татарина на краю" и как "злой чечен ползёт на беоег, точит свой кинжал".
  Кажется,засыпает. Кладу её прямо на простынку, без подушки и одеяла - так велено. Прежде чем свернуться калачиком на этом пыточном ложе, Гелька приоткрывает веки и сонно произносит:
- Баба.

  До метро еду на автобусе.
 "Я вернулась в мой город, знакомый до слёз".

 Да, не мой он, "чужой до слёз"!
 Совковые дешёвые магазинчики с фруктово-овощными лотками и очередями, скверики, читалки, тенистые дворы, ремонты обуви, пирожковые и пельменные канули в лету, исчезли за помпезными кричащими вывесками и декорациями.

 "Здесь живут чужие господа, и мы для них чужие навсегда"...
  Проглотили и столицу, и страну с населением. А теперь знай себе закусывают плотью, запивают кровью да выплёвывают косточки с отработанными душами.

 А Ю.И. сидит у автобусного окна и помышляет, что не зря прожила жизнь.
 Как же - построить дом, родить ребёнка, посадить дерево...

  Ну построила два дома, не считая подсобных помещений. Посадила не дерево, а сад. Родила Вику, стала "прабабой".
Толку-то что?
Гелька - что её ждёт? Всё сожрёт Вавилон, город-убийца, - и наших детей, и сады, и дома, и жизни.
 Вместе с мечтами, свершениями и проектами.

- Да я просто неудачница, - терзаюсь в отчаянии и ярости. - И давно пора хоть себе дать отчёт.
 Этот паскудный мир как стоял, так и стоит, только борзеет.
 Плевал он на мои изании.


- Выходит, и Всевышний - неудачник, - вдруг прозвучало во мне, - Ведь это - Его мир.

  Я оторопела. Какая крамольная мысль!
 Снова глянула на проплывающую за окнами рекламную вакханалию.
  Но чьё же тогда всё это?

  - Сопротивляющаяся среда, - усмехнулся Голос, - Та самая.
 Прикинь, много ли было у Создателя побед за всю так называемую историю?

  По спине пробежал холодок - а ведь верно.
 И это у Него неудачи, у Творца Вселенной!
 А по Замыслу ветхий мир вообще обречён, уцелеет лишь "малое стадо".
 Что же такое получается?
 Неужто и впрямь спасайся, кто может, и никаких тебе изаний?

У станции метро на парапете - охапки живых цветов. Ну да, здесь же на Рижской недавно был теракт!

  Ныряю в спасительное, несмотря на всякие там потенциальные взрывные устройства и техногенные катаклизмы метро, бегу по эскалатору.
 Здесь в подземелье - оазис той моей Москвы, хоть и скалятся вдоль стен рекламные призраки новорусского Вавилона.

- Осторожно, двери закрываются. Следующая станция "Проспект Мира".

  "Творец Вселенной - неудачник", - снова ужасаюсь я, - Может ли такое быть?

 Нет, всё не так.

 А как же Книга Жизни, в которую навечно записаны, оживотворены бывшие смертные персонажи того или иного периода истории?

 Павший за правое дело воин прославлен и в проигранном сражении.
 Сеятель знай себе сеет, а семя даёт обильный плод или погибает.

  Посеянные семена добра и зла неизбежно прорастают, порой через века, и дают всходы в душах новых поколений.
  И Творец, не вмешиваясь в свободный процесс, разве что иногда по молитвам, превращает зло в добро.

  Земледелец выращивает богатый урожай, но на другой год наступает засуха и голод.

 Портной шьёт царский наряд, который рано или поздно превращается в лохмотья.

 Разваливаются дворцы и умирают от немощной старости когда-то розовощёкие младенцы. А то и не от старости.

 Великие открытия сменяются другими, более близкими к истине. Грандиозные выигранные битвы оборачиваются унижением и разочарованием победителей - взять хотя бы Вторую Мировую.
Не может быть по Замыслу никакой окончательной победы, которая застой, мертвечина.
 Сама же об этом твердила...

- Станция Новослободская. Осторожно, двери закрываются...

  А ещё взорвали вагон. Это не на нашей ветке… Кажется, головной. Народ кричал:
 - Где же Бог?.

  Не надо об этом думать...

  "Опять берёт Его дьявол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если падши поклонишься мне".
 
  Нельзя Творцу владеть "сопротивляющейся средой", нельзя вмешиваться - иначе какая ж это свобода?
 Разве непонятен Его отказ?

Но нам-то как быть?

Интересно, что чувствуют, думают они, обвязанные адскими поясами?

- Осторожно, двери закрываются. Следующая станция Белорусская.

Сказано: "Я - Дверь".
То есть вход в Само Царствие.

 А Изания - всего лишь выход из "Вавилона" на дорогу.... Пусть даже ведущую к той Двери, но только выход.
 Дорогу можно указать, проложить, повести по ней, наконец, если есть силы и желающие идти.
 Но нельзя шагать вместо кого-то или переставлять чьи-то упирающиеся ноги.
Не бери на себя бремён непосильных, Юлия.
Твоя Изания - всего лишь выход.

- Осторожно, двери закрываются. Следующая стан...

2005-й год

КОНЕЦ КНИГИ

Через 5 лет на этой же ветке метро, на той же незаконченной фразе при закрытии дверей
случится новый теракт.
Но я ещё об этом ничего не знаю. И в очередной раз думаю, что ставлю точку.