Клык Нарайамы

Валерий Берсенев
                -Дедушка! Пойдем к Нарайаме!
                -Внучек! Да я же еще не совсем старый!
                -А я сказал - пойдем!
                /фильм Сёхэя Имамуры "Сказание о Нарайаме"/

СМЕНА МАСШТАБОВ

 А давайте-ка, воспарим, ребята! В божественные выси. Туда, откуда наши ссоры, противоречия и споры покажутся только рябью на поверхности Вселенной. Да - какой рябью! Так - мелкими шероховатостями.

  Когда я писал Кате Ливанской о нашей обиженности и обделенности, я поневоле придерживался одной точки зрения: той, что была до начала перестройки. Переходя к "рыночному обществу", наше общество разбило многое из того, что было завоевано в России и Союзе за двадцатый век.

  Это и план (по которому развивалась страна), и коллективизм, и интернационализм... Не зря же Катя в одной из своих реплик говорила: "Ходить строем? Это - хорошо?!" Или она как-то иначе говорила, но суть та же. В ее представлении - фундаментальная ценность, это личная свобода, личный интерес...

  Ей возражали, что без коллектива, без совместных усилий - развития не получится. И я был на стороне этих возражающих.

  Обе стороны поневоле оказывались в положении Медведя из детской сказки: вибирали, как ценность, то "вершки", то "корешки". (Помните, как Мужик с Медведем то сеяли овес, то репу садили, а потом делили урожай? А Медведю сперва достались овсяные корни, а потом - ботва от репы?) Вот и мы иногда так. Сейчас нам объяснили: личность священна, ее права надо отстаивать - хоть мир рухни! А мы теперь упираемся: нет, коллективизм главное!

  А не видим: говоря о "священной" личности, нынешние господа просто разобщают нас. А сами стараются сплотиться. И сталинская дисциплина - детский лепет перед тем сплочением.

  А что бы мы получили, если бы коллективизм довели до своего крайнего выражения? Да закостенелое общество, неповоротливого монстра, который не способен никак реагировать на нужды жизни - вечно меняющиеся.

  Значит и я, и Катя, были одновременно и правы и неправы. И себялюбие, и открытость, и коллективизм и индивидуализм - всего лишь инструмент, который нужен для саморазвития человечества. А само человечество нужно миру - чтобы Вселенная осознала себя. Человек орган самопознания Вселенной, необходимое ей зеркало и, одновременно - глаза, руки ее, слух ее - для того, чтобы этой самой Вселенной было слышно, видно, понятно, куда развиваться дальше.

  А для самоорганизации человечества - в нужный момент будут нужны любые инструменты.

  Но человечество, как любая большая система, развивается через кризисы. Был кризис, из которого оно вышло "приручив" огонь. Был кризис, который завершился освоением металлов.

  Теперь на нас надвигается новый. Финансовый кризис 2008-2010 годов - только поверхность. На пороге более судьбоносный вопрос: куда человечеству двигаться дальше?

  Мы ведь за двадцатый век стали космической силой. Земля, как зерно, выпустила в Великий Космос росток - свои космические аппараты. Настает время, когда вся ресурсная база Земли будет нужна для космической экспансии.

  Этот кризис очень сложен - в нем (по выражению наших футурологов) как в матрешке - сидит множество кризисов. (Об этом можно подробнее прочесть у Максима Калашникова, Сергея Георгиевича Кара-Мурзы, Переслегина, Паршева, даже у Делягина). Не всех перечислил.

  Один из ученых даже сказал: "Выход человека за пределы земной атмосферы, в космическое пространство - равен по своему значению выходу рыб на сушу".

  По величине этого кризиса - и величина его рисков.

КАК КРИЗИСЫ РАЗРЕШАЛИСЬ

  Когда для динозавров не оказалось необходимых для жизни условий - они вымерли. Когда индейцы столкнулись с развитой цивилизацией Запада - они вымерли тоже.

  Любая империя, обогнавшая в развитии соседей - старалась цивилизовать окружающее пространство. Если это не удавалось, империя либо уничтожала менее развитых, либо постепенно, из-за отсутствия достойного противника - разлагалась сама и становилась добычей тех вараваров, которые только и ждали одряхления прежнего грозного противника.

  И вот теперь - настал "момент моментов", "кризис кризисов" для современной системы Запад-Восток.

  Две цивилизации: западная, цивилизация рынка и личности и восточная - коллективизма и солидарности, словно тезис и антитезис, уже развились, уже сказали свое слово Миру и Вселенной. Настает черед Великого Синтеза.

  ...Мой товарищ, прочитав письма к Екатерине Ливанской, сказал мне: "Ты какую-то теорию заговоров снова развиваешь. А это уже отвергнуто и миром и учеными." А я ему: "Бери выше. Какой заговор, если это все стихийные движения?" И показал ему те книги, которые натолкнули меня на все эти мысли. Тех авторов, которые я уже выше перечислил.

    Хотим мы того или нет - две силы теперь противостоят друг другу: сила порыва и прорыва человечества к звездам и сила, тянущая его назад, в пещеры. И противостоят стихийно, неосмысленно. А я, как и мои учители, хотел бы придать смысл общественному развитию. Пусть мои усилия слабы. Но высказать мои мысли о целях в этой великой круговерти, целях, которые теперь встают перед пишущими людьми, я должен.

ПОЙДЕМ К НАРАЙАМЕ

  Когда-то в восьмидесятых годах мне довелось увидеть страшный фильм. Представьте себе почти первобытную деревню где-то на севере средневековой Японии. Японцы ли там жили, или айны - не помню. Помню только, что жили бедно, еле кормили себя. Потому стариков, которые уже не могут обрабатывать поля и выращивать рис - отводили в горы - на смерть. Чтобы не кормить лишние рты.

  Это был тоже кризис - кризис мировоззрения. Момент, когда люди догадались, что старики - это сохраненный в их головах жизненный опыт. А отвести старика в горы на смерть в этой деревне называлось "отправить к Нарайаме" - к богу жизни и смерти, благому подателю священных обычаев.

  Помню страшную и циничную сцену из этого фильма: молодой мужчина ловит, бегая по фанзе, своего деда (деду уже 60 лет, он потерял свою силу и - бесполезен для нынешней молодой деревни).

-Дедушка! Пойдем к Нарайаме!
-Внучек (это дед говорит, убегая от молодого внука), я еще сильный, я еще могу жить...
-А я сказал: пойдем. Тебе уже 60 лет. Хватит - благой бог ждет тебя. Он хочет пировать с тобой в заоблачных чертогах!

  В конце концов - дедушка упакован, как тюк, и отнесен на гору, и оставлен среди трупов и гниющих обглоданных старческих костей. Не помню - относили или нет лишних младенцев к Нарайаме, отправляли ли к нему инвалидов... А может в фильме этого и не показано.

  Я ведь почему это вспомнил? Да потому, что теперь именно такой кризис - кризис всего. В том числе и кризис ресурсов остающихся на планете. Еще в шестидесятых годах "мыслящие танки" вроде Римского клуба, разрабатывая стратегию мирового развития - столкнулись с этим кризисом ресурсов. В ходу тогда была фраза, брошенная одним из идеологов западного мира (Мальтусом, что ли): "Человечество размножается с безответственностью свиньи".

  Значит - лишних надо куда-то девать. (Опять скажут: теорию заговоров реанимировать хочешь.) Самая суть - все западные концепции исходят из того, что человечество, так вот, как теперь, размножающееся - не прокормить имеющимися ресурсами. И не принимают в расчет, что и добыча ресурсов, и техника, и наука - развиваются. Капиталист вообще не способен понять сути развития. Он ведь всегда нацелен на немедленную выгоду. Дать поменьше, взять побольше - в корне ничего не меняя.

Я уже говорил об одной песенке из советского фильма "Не бойся, я с тобой". Вот суть капиталиста:

"Так дадим отпор отсталому,
Косному и бестолковому,
Чтобы с этих пор по-новому
Оставалось ВСЕ ПО-СТАРОМУ..."

  Где тут заговор? Одна косная стихийность.

БОЛЬНАЯ ГИЕНА (лирическое отступление)

  Смотрю по ТВ экологический фильм - об африканских животных. Внимание привлекает кадр: ночь, зеленоватое изображение - в приборе ночного видения, на переднем плане в луже сидит раненая гиена, а стая таких же гиен рвет падаль, тушу антилопы. Поодаль - притаился лев. Он понимает: у стаи гиен трудно отбить добычу. Но вот тут - есть отколовшаяся от стаи особь, которую он в ближайшее время добудет и схарчит.

  Как это похоже на нынешнее положение в мировом сообществе: из многих стран, из многих цивилизационных ареалов уже в середине двадцатого века стала выделяться стая капиталистов, объединенных в транснациональные корпорации. Их Кара-Мурза называет трофейщиками и новыми кочевниками, а стаю это Бощенко и Калашников назвали Големом. Помните - глиняный великам, вылепленный алхимиком и спасший от нашествия зредневековый город. Однако - вышедший из повиновения и ушедший от хозяина.

  Вот такая дикая стая и рвется к власти над миром. Гиены экономики. Они рвут ресурсы Земли, как тушу павшей антилопы, а те страны, которые не могут этого делать - на положении той больной гиены. Пусть кризис сожрет их.

  У этих гиен нет родины, нет той страны, в интересах которой они могли бы поступиться своими интересами. Зато есть идеологи. Все эти "Римские клубы", "РЭНД-корпорации" протаскивают в мировой менталитет одну идею: есть страны Золотого миллиарда, есть слабые индустриальные страны и сырьевые державы, обслуживающие Золотой миллиард, есть общности, которые не имеет смысла эксплуатировать.

  Но за этой благостной картинкой (благостной по сравнению с истинными намерениями стаи) как за сказкой о Нарайаме - безусловное уничтожение лишнего населения. И плевать, что Индия и Китай, к примеру, два кладезя мировой этики и мировой диалектики, что духовное богатство России - может спасти мир без уничтожения лишних.

  Идеальная картина: сто миллионов богачей - без родины, без каких бы то ни было идей, кроме безудержного потребления, несколько сотен миллионов обслуги для этой стаи... Остальных - "под нож". Повторяю, это не заговор - это стихийное стремление сохранить и преумножить нынешний уровень потребления для избранных. Ценою смерти тех, кого избранные объявят лишними.

  Это значит, все интеллектуальные, философские и прочие (в том числе и генетические) богатства мира уменьшатся в десятки раз. Это деградация. Стая не понимает, что это разрушение затронет и ее самое - не будет той мощи, того щита, которые представляет для человека Человечество - теперь.

  И вся эта бесчеловечность прикрывается красивыми легендами, как когда-то умерщвление стариков прикрывалось легендой о благом боге Нарайаме.

  Можно спросить: а мы - хотим к Нарайаме? Нас об этом не спрашивают.


Примечание: первоначально я ошибся в авторстве фильма о Нарайаме - это не Куросава, а Сёхэй Имамура, прошу читателей извинить.