Гуканне вясны

Наталья Песенько
Як збiрАлiся кабЕты.
Ля каплIцы на гарЫ.
У святОчнае адзЕты,
А ў кiшЭнях iх – дарЫ.
Зычна спЕвамi гукАлi,
Каб з вяснЫ пачАўся год.
СмЕцце ў вОгнiшча кiдАлi
ЗапрашАлi ў карагОд.
Дзеўкi, ХлОпцы, маладзIцы,
СкАчуць спрЫтна праз вагОнь-
Каб ад сквЕрны  адрадзIцца,
У далОнi – знОў далонь!
ЖаварОначкi-пячЭння,
МалявАнкi, крУглы сыр
Ды святОчнае натхнЕнне -
ВяснавЫ ахвЯрны пiр!

Словарь:
кабЕты-женщины
Ля- возле
СмЕцце-мусор
карагОд-хоровод
МалявАнкi-крашеные яйца
маладзIцы –молодые замужние женщины
Далонь -ладонь
натхнЕнне- вдохновение
ахвЯрны -жертвенный








 

В белорусской языческой традиции существует красивый и светлый праздник, посвященный весне - "Гуканне вясны". Перевести название можно, как зазывание весны на землю. В дохристианские времена этот праздник выпадал на начало года, а в современном календаре он занял 14 марта. Однако, как таковой определенной даты у этого обряда нет, ведь "гуканне" вясны - это те дни, когда уже невооруженным взглядом видно - весна пробивается, снег тает, метели остаются лишь в памяти и, хоть на улице грязно и сыро, но все знают, что пришла весна. Так что неделя вправо, неделя влево ситуации не меняет. Ритуалы, связанные с "гуканнем" весны, продолжались у наших предков, пока землепашцы не выходили на поле подготавливать почву под весенние посевы.

Несомненно, весну везде и всегда ждали. Ждали тепло и солнце. Человек всегда
хотел ускорить приход тепла и весны, которая представлялась ему красивой
молодой девушкой. В весенних обрядах её звали на землю, ей приносили
жертвоприношения – выпеченных из теста жаворонков, крашеные яйца (маляванкi) и круглый сыр. Для неё, и только для неё, играли в различные игры, водили хороводы, пели, а также просили солнце быстрее согреть земельку. Такие многогранные, сложные и не всем понятные действия восточно-славянских, исконно языческих, народов получили довольно распространенное название - "гуканне вясны".

Однако не секрет, что христианство существует на наших землях уже много
столетий. Одна из мировых религий естественно и самым естественным образом
повлияла на местные языческие традиции, смешивая их. Поэтому нередко
"гуканне" весны совпадает с Добровещеннем (Благовещение) или Сороками, которые являются уже христианскими или частично христианизированными праздниками. Отмечаются они во время поста, что немного противоречит языческой традиции, ведь, наверняка, наши предки, устраивали пышные застолья в честь юной девушки - весны. Слишком велик повод.

Ритуальные весенние празднества повсеместно начинались сжиганием чучела зимы.
На высоких погорках, возле каплища, за селами молодежь разводила огни, на
которых "палілі зіму": сжигали льняное "мелле", которого было достаточно в каждом дворе после обработки льна, старую одежду и обувь, и просто старые ненужные вещи. Около огня играли в разные игры - догонялки, салочки, фанты. Я привожу только современные названия тех стародавних игр, чтобы было просто понятней. Также молодежь перепрыгивала через огонь, для того, чтобы избавиться от всего плохого, от болезней и от присутствия зимы в душе, т.е от депрессии. Этот огненный обряд имеет много общего с масленичной обрядностью и Купалем. Что и неудивительно, ведь Масленица приходилась на начало года и совпадала с весенним солнцестоянием,Купале же отмечается также в честь солнцестояния, но только летнего.

Параллельно со скачками через огонь, который представлял собой образ тепла и
солнца, молодые люди пели "песні - вяснянкі":



Благаславі, маці,

Вясну гукаць, у-у!

Вясну гукаць,

цёплага лета

Дажджа..., у-у!

Дажадаць.

-Ой, вясна, вясна

Вясняна…, у-у!

В некоторых районах белорусского Поднепровья, кроме зажигания большого костра,
с давних времён был известен обряд сжигания деревянного колеса. Молодежь шла на берег реки или озера. Парни делали небольшой плот, на котором закрепляли старое колесо от какой-нибудь повозки. Затем колесо поджигали и пускали плот на воду. Огненное колесо, как можно догадаться, символизировало собой Солнце, которому поклонялись наши предки-язычники. Пока пылающее колесо было в поле зрения молодежи, все пели весенние песенки, в которых обращались к солнышку:



Сонейка на прыпечак скацілася,

І зямліца ўсміхнулася

- Вазьмі, сонейка, у Бога дазволу

І спусцісь да долу.

Мы табе спяваемі,

Мы цябе ўсхваляем,

Прыходзь, мы цябе чакаем!



Наиболее интересный момент обрядов в честь весны - это хороводы, в которые
молодые девушки зазывали весну. Хороводы, по мнению некоторых фольклористов,
представляют собой бесконечный круговорот жизни и вечную молодость. Есть также
мнения, что форма хоровода напоминает форму светила. (Речь всё идет о солнце.)

Кроме хороводов, в первые дни весны молодые люди признавались в любви друг
другу, ведь недаром весна в народе ассоциируется с чистотой, красотой и любовью. Она, как бы дает возможность на полных основаниях попросить руки милой девушки или признаться ей в своих самых сокровенных чувствах. Кстати, дерзайте,
ведь весны всего три месяца, а сделать надо, ой, как много.

Параллельно со всеобщим чувством любви, человека в эти ранние, но еще довольно
холодные дни переполняли заботы о своей земельке, о будущем урожаи. С приходом
весны запасы у наших предков скудели. "Прыгожа вясна ды галадна" - говорят в народе. Наши предки-земледельцы связывали с этим периодом все свои
надежды на будущий урожай, который обязательно должен быть больше предыдущего. Поэтому весенние песни часто содержали просьбы к Ярилу, т.е. Солнцу, чтобы жить стало лучше, светлее и богаче. Что ж, совсем естественное желание любого нормального человека.

С ранней весной связывали многие приметы и поверья: "Калі сакавік сухі, у
красавіку травы яшчэ не чакай", "Калі на лёд грыміць, тады вясна
будзе халоднай" и т.д.