Там облака

Сергей Стукало
   Там — облака. Плывут, как корабли.
   Там этой ночью — розы расцвели:
   Кустов листы нежнее изумрудов
   И малахита северной земли.


   О, Шамирам! Здесь нет тебя мудрей!
   В садах твоих влюблённый соловей
   Поёт о страсти, но бесстрастной розы
   Бутоны томные — седых вершин белей!

   Там облака бредут у самых ног
   Там соловей, весны шальной пророк,
   Полночной трелью вторит всем влюблённым,
   И бродит эхо, бередя восток.

   О, Шамирам! Здесь знает стар и млад —
   Седьмое чудо — твой волшебный сад.
   Его цветы любовь земную славят,
   И только розы белые молчат.

   Цветов её не дарят потому,
   Что нет тепла ни сердцу, ни уму
   В бутонах белых. Этот скорбный саван
   Не согревает душу никому…

   Сады Иштар*, в заоблачную высь —
   Не в небо вы, а к звёздам вознеслись!
   И красота, что мир всегда спасала,
   Прекрасным розам подарила жизнь.

   Они белей холодных облаков,
   Их охраняет частокол штыков:
   Шипы её, опасные и злые —
   Наследие воинственных веков.

   Всё продается, неподкупен рок,
   И капли алые стекают на цветок,
   И плачет ветер — он не удержался,
   И удержать удар шипов не смог.

   О, Шамирам! Легка твоя рука, —
   От сада не осталась бугорка,
   Но с нами эхо соловьиной трели,
   Куст алых роз, весна и облака…

Персидские сказания запечатлели прекраснейшую из легенд о рождении красной розы: сладкоголосый соловей был пленен красотой белой розы, он сильно, сильно обнял ее. Острые шипы цветка вонзились ему в сердце, и кровь птицы окрасила лепестки розы.

*Шамирам, Шаммурамат либо Семирамида — в аккадской и древнеармянской мифологиях легендарная царица Ассирии. Историческим прообразом Семирамиды является ассирийская царица Шаммурамат (812—803 гг. до н. э.), известная фактически лишь тем, что правила единолично, что является чрезвычайно редким явлением в странах Древнего Востока. Её правление продолжалось 42 года.
В образ Шамирам-Семирамиды вплелись также черты некоторых богинь, в частности — месопотамской богини любви Иштар (Истар). С именем Шамирам традиционно связывают висячие сады Семирамиды, одно из семи чудес света. Древние авторы приписывают ей основание Вавилона, возводят к ней не только все ассиро-вавилонские памятники, но и персидские, и даже пирамиды, не говоря уже о висячих садах и путях сообщения через горные страны. Ей же приписываются походы и завоевания до самой Индии и оазиса Амона.
Много говорили о её любовных делах. Согласно Орозию, она вступила в любовную связь со своим сыном. Согласно Юбе, она была влюблена в коня и, потеряв коня, бросилась в погребальный костер.
На насыпи Семирамиды располагался город Тианы (Каппадокия). О её гробнице упоминает Плутарх. По Евгемеру, это жена Бела, тождественная Гере.
Во всём этом можно видеть сочетания неверно понятых мифов об Иштар с воспоминаниями об ассирийском периоде, олицетворённом в Семирамиде. Мидяне познакомились с ассиро-вавилонской культурой в царствование Рамман-Нирари III, женатого на вавилонской царевне Саммурамати, и, вероятно, соединили её имя с именем царицы, занимавшей исключительное положение в истории Ассирии.
Армянские сказания о Шамирам связывают её деятельность с сооружением города Ван, канала, подводящего к нему питьевую воду, и с армянским вождём Ара Прекрасным. Исследователи считают, что в лице Ара Прекрасного высту­пает древнеармянское божество умирающей и воскресающей природы, подобные которому существовали у многих народов мира (Таммуз, Адонис, Осирис и др.).