Там — облака. Плывут, как корабли.
Там этой ночью — розы расцвели:
Кустов листы нежнее изумрудов
И малахита северной земли.
О, Шамирам! Здесь нет тебя мудрей!
В садах твоих влюблённый соловей
Поёт о страсти, но бесстрастной розы
Бутоны томные — седых вершин белей!
Там облака бредут у самых ног
Там соловей, весны шальной пророк,
Полночной трелью вторит всем влюблённым,
И бродит эхо, бередя восток.
О, Шамирам! Здесь знает стар и млад —
Седьмое чудо — твой волшебный сад.
Его цветы любовь земную славят,
И только розы белые молчат.
Цветов её не дарят потому,
Что нет тепла ни сердцу, ни уму
В бутонах белых. Этот скорбный саван
Не согревает душу никому…
Сады Иштар*, в заоблачную высь —
Не в небо вы, а к звёздам вознеслись!
И красота, что мир всегда спасала,
Прекрасным розам подарила жизнь.
Они белей холодных облаков,
Их охраняет частокол штыков:
Шипы её, опасные и злые —
Наследие воинственных веков.
Всё продается, неподкупен рок,
И капли алые стекают на цветок,
И плачет ветер — он не удержался,
И удержать удар шипов не смог.
О, Шамирам! Легка твоя рука, —
От сада не осталась бугорка,
Но с нами эхо соловьиной трели,
Куст алых роз, весна и облака…
Персидские сказания запечатлели прекраснейшую из легенд о рождении красной розы: сладкоголосый соловей был пленен красотой белой розы, он сильно, сильно обнял ее. Острые шипы цветка вонзились ему в сердце, и кровь птицы окрасила лепестки розы.
*Шамирам, Шаммурамат либо Семирамида — в аккадской и древнеармянской мифологиях легендарная царица Ассирии. Историческим прообразом Семирамиды является ассирийская царица Шаммурамат (812—803 гг. до н. э.), известная фактически лишь тем, что правила единолично, что является чрезвычайно редким явлением в странах Древнего Востока. Её правление продолжалось 42 года.
В образ Шамирам-Семирамиды вплелись также черты некоторых богинь, в частности — месопотамской богини любви Иштар (Истар). С именем Шамирам традиционно связывают висячие сады Семирамиды, одно из семи чудес света. Древние авторы приписывают ей основание Вавилона, возводят к ней не только все ассиро-вавилонские памятники, но и персидские, и даже пирамиды, не говоря уже о висячих садах и путях сообщения через горные страны. Ей же приписываются походы и завоевания до самой Индии и оазиса Амона.
Много говорили о её любовных делах. Согласно Орозию, она вступила в любовную связь со своим сыном. Согласно Юбе, она была влюблена в коня и, потеряв коня, бросилась в погребальный костер.
На насыпи Семирамиды располагался город Тианы (Каппадокия). О её гробнице упоминает Плутарх. По Евгемеру, это жена Бела, тождественная Гере.
Во всём этом можно видеть сочетания неверно понятых мифов об Иштар с воспоминаниями об ассирийском периоде, олицетворённом в Семирамиде. Мидяне познакомились с ассиро-вавилонской культурой в царствование Рамман-Нирари III, женатого на вавилонской царевне Саммурамати, и, вероятно, соединили её имя с именем царицы, занимавшей исключительное положение в истории Ассирии.
Армянские сказания о Шамирам связывают её деятельность с сооружением города Ван, канала, подводящего к нему питьевую воду, и с армянским вождём Ара Прекрасным. Исследователи считают, что в лице Ара Прекрасного выступает древнеармянское божество умирающей и воскресающей природы, подобные которому существовали у многих народов мира (Таммуз, Адонис, Осирис и др.).