Что есть ПОЭТ

Павел Багинский
Что есть поэт и что он говорит
               
     Поэзия от греческого poiesis – творчество, искусство слова.
Поэт же представляется везде как писатель, создающий произведения в стихах, стихотворец. А писатель – это человек, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения. Именно так и строил свое понимание данных отношений А.С.Пушкин.

                «Прозаик и поэт »
                « О чем, прозаик, ты хлопочешь?
                Давай мне мысль, какую хочешь:
                Ее с конца я завострю,
                Летучей рифмой оперю,
                Вложу  на тетиву тугую,
                Послушный лук согну в дугу.
                А там пошлю наудалую,
                И горе нашему врагу».
                А.С.Пушкин
    Но ведь всем понятно, что только редкие литературные произведения можно считать творчеством, остальные – это труд, это как копать канаву, длинную, ровную и поглубже. А творчество – это как овраг в чистом поле. Попробуй, такое выкопай, не имея дара. Ожегов в своем словаре только в переносном смысле говорит про поэта – это человек, который наделен поэтическим отношением к окружающему, к жизни. В прямом смысле это просто стихотворец.
                Основные формы стихосложения:
   Ямб – сильные места на четных слогах стиха;
   Хорей – сильные места на нечетных слогах стиха.
А хорея – это вообще признак органического поражения мозга.
   Т.е. стихосложение с рифмосплетением  это не от души, а от мозга, как сложение и вычитание в арифметике. От души – это уже математика… и поэзия. И здесь важна не форма рифмы, а содержание мысли, даже в белом стихе.
    Поэт не тот, кто складно говорит, а тот, кто изливает душу. Писать и пи^сать пишутся одинаково, в отличие от творить. Поэтому Стихотворение, это не то, что стихописание.
  Это составители Советского Энциклопедического Словаря утверждают, что поэзия и проза – два основных типа искусства слова, различающиеся, прежде всего ритмостроением.
     По такому пониманию:
«Захотел я и пошел за угол дома, в кустики» - это проза.
              «Пошел я за угол в кусты,
                Великолепные кресты,
                Мои желания просты –
                Хотел и точка!»  -
                это уже поэзия.
    Хотя на самом деле и там и там бред…. И если к писательскому трудному труду это как-то можно присоединить, то к поэзии такое никакого отношения иметь не может. Ведь в творчестве главное не как складно написано, а что думает читатель или слушатель от этого творения стиха. И все, кто писал, это понимают, одинаково представляют себе «ПОЭТА».
 
                «Пока не требует поэта
                К священной жертве Апполон,
                В заботах суетного света
                Он малодушно погружен;
                Молчит его святая лира;
                Душа вкушает хладный сон,
                И меж детей ничтожных мира,
                Быть может, всех ничтожней он.               
                Но лишь божественный глагол
                До слуха чуткого коснется,
                Душа поэта встрепенется,
                Как пробудившийся орел.
                Тоскует он в забавах мира,
                Людской чуждается молвы,
                К ногам народного кумира
                Не клонит гордой головы;
                Бежит он, дикий и суровый,
                И звуков и смятенья полн,
                На берега пустынных волн,
                В широкошумные дубровы…»
                А.С.Пушкин

                « В наш век изнеженный, не так ли ты, поэт,
                Свое утратил назначенье,
                На злато променяв ту власть, которой свет
                Внимал в немом благоговенье?

                Бывало, мерный звук твоих могучих слов
                Воспламенял бойца для битвы,
                Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
                Как фимиам в часы молитвы.

                Твой стих, как божий дух, носился над толпой;
                И, отзыв мыслей благородных,
                Звучал, как колокол на башне вечевой,
                Во  дни торжеств и бед народных.

                Но скучен нам простой и гордый твой язык,
                Нас тешат блестки и обманы;
                Как ветхая краса, наш ветхий мир привык
                Морщины прятать под румяны…»
                М.Ю.Лермонтов

                « Земное сердце стынет вновь,
                Но стужу я встречаю грудью.
                Храню я к людям на безлюдье
                Неразделенную любовь.

                Но за любовью зреет гнев,
                Растет презренье и желанье
                Читать в глазах мужей и дев
                Печать забвенья, иль избранья.

                Пускай зовут: Забудь, поэт!
                Вернись в красивые  уюты!
                Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой
                Уюта - нет. Покоя – нет ».
                А.Блок

    Исходя из такого понимания предназначения поэта, нынешнее утверждение, что Пушкин – это наше ВСЕ, несколько не убеждает. Далеко не все у Пушкина написано вышеописанным ПОЭТОМ. Да и сам он не претендует на лавры вышеуказанного творца. У Александра Сергеевича гениальное рифмосплетение, никем и никогда не повторенное.

                « Рифма, звучная подруга
                Вдохновенного досуга,
                Вдохновенного труда,
                Ты умолкла, онемела:
                Ах, ужель ты улетела,
                Изменила навсегда!

                В прежни дни твой милый лепет
                Усмирял сердечный трепет,
                Усыплял мою печаль,
                Ты ласкалась, ты манила
                И от мира уводила
                В очарованную даль.
                ……………………….
                Я с тобой не расставался,
                Сколько раз повиновался
                Резвым прихотям твоим;
                Как любовник добродушный,
                Снисходительно послушный,
                Был я мучим и любим ».
                А.С.Пушкин
Не зря в ответе Катенину, который намекал на чудесный кубок, из которого может пить вино лишь истинный поэт, Пушкин пишет:

                « Напрасно, пламенный поэт,
                Свой чудный кубок мне подносишь
                И выпить за здоровье просишь:
                Не пью, любезный мой сосед!
                Товарищ милый, но лукавый,
                Твой кубок полон не вином,
                Но упоительной отравой:
                Он заманит меня потом
                Тебе вослед опять за славой…»
                А.С.Пушкин
    Не так, как ПОЭТ, видит Пушкин свое предназначение, не для бездарной толпы написаны хореи, и если тебя не возбуждают бессмертные творения гениального стихописателя – то это ты глуп и не понимаешь…. Именно об этом говорит Александр Сергеевич в высокохудожественном
                «Поэт и толпа»
                « Поэт по лире вдохновенной
                Рукой рассеянной бряцал.
                Он пел – а хладный и надменный
                Кругом народ непосвященный
                Ему бессмысленно внимал.

                И толковала чернь тупая
                «Зачем так звучно он поет?
                Напрасно ухо поражая,
                К какой он цели нас ведет?
                О чем бренчит? Чему нас учит?
                Зачем сердца волнует, мучит,
                Как своенравный чародей?
                Как ветер песнь его свободна,
                Зато как ветер и бесплодна:
                Какая польза нам от ней?»
               
                Поэт
                Молчи, бессмысленный народ,
                Поденщик, раб нужды, забот!
                Несносен мне твой ропот дерзкий,
                Ты червь земли, не сын небес:
                Тебе бы пользы все – на вес
                Кумир ты ценишь Бельведерский,
                Ты пользы, пользы в нем не зришь.
                Но мрамор сей ведь бог!.. так что же?
                Печной горшок тебе дороже:
                Ты пищу в нем себе варишь.
                Чернь
                Нет, если ты небес избранник,
                Свой дар, божественный посланник,
                Во благо нам употребляй:
                Сердца собратьев исправляй.
                Мы малодушны, мы коварны,
                Клеветники, рабы, глупцы;
                Гнездятся клубом в нас пороки.
                Ты можешь, ближнего любя,
                Давать нам смелые уроки,
                А мы послушаем тебя.
                Поэт
                Подите прочь – какое дело
                Поэту мирному до вас!
                В разврате каменейте смело,
                Не оживит вас лиры глас!
                Имели вы до сей поры
                Бичи, темницы, топоры; -
                Довольно с вас, рабов безумных!
                Сметают сор, - полезный труд! –
                Но, позабыв свое служенье,
                Алтарь и жертвоприношенье,
                Жрецы ль у вас метлу берут?
                Не для житейского волненья,
                Не для корысти, не для битв,
                Мы рождены для вдохновенья,
                Для звуков сладких и молитв».
                А.С.Пушкин
    Но высокохудожественно срифмованное стихосложение А.С.Пушкина

                « Четверых гостей, гляжу,
                Бог мне посылает.
                Я ****ей им вывожу,
                Каждый выбирает.
                Занимаются всю ночь,
                Кончили, и что же?
                Не платя пошли все прочь,
                Господи мой боже!»
                А.С.Пушкин
 вряд ли написано вначале упомянутыми поэтами.
Спросите у любого прохожего на улице: - Какое самое известное стихотворение Пушкина?
Почти все ответят: - Евгений Онегин.
     Вот кто герой нашего времени, хоть и написан  до Лермонтова. Это про своего Героя Лермонтов писал:
   « Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии…
  Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины ».
   А Онегин – это герой НАШЕГО времени. Не собирался он копать канаву, даже правайдером или менеджером быть не хотел. Он мечтал денежки на халяву в наследство получить и гульнуть по балам на удивление Татьянам.
                « … Но боже мой, какая скука
                С больным сидеть и день и ночь,
                Не отходя ни шагу прочь!
                Какое низкое коварство
                Полуживого забавлять,
                Ему подушки поправлять,
                Печально подносить лекарство,
                Вздыхать и думать про себя:
                Когда же черт возьмет тебя!»

                Так думал молодой повеса,
                Летя в пыли на почтовых,
                Всевышней волею Зевеса
                Наследник всех своих родных».
                А.С.Пушкин
  И халява удалась, и все было, несмотря на
                « Мы все учились понемногу
                Чему-нибудь и как-нибудь…»
  И это все подробнейше описано в сотнях строк стихосплетения.
                « Изображу ль в картине верной
                Уединенный кабинет,
                Где мод воспитанник примерный
                Одет, раздет и вновь одет?
                Все, чем для прихоти обильной
                Торгует Лондон щепетильный
                И по Балтическим волнам
                За лес и сало возит нам,
                Все, что в Париже вкус голодный,
                Полезный промысел избрав,
                Изобретает для забав,
                Для роскоши, для неги модной,-
                Все украшало кабинет
                Философа в осьмнадцать лет».
                А.С.Пушкин
  Ну, так Татьяна в тайных гаданиях именно такого жениха и искала, у которого все есть, уже есть.
                «Татьяна любопытным взором
                На воск потопленный глядит:
                Он чудно вылитым узором
                Ей что-то чудное гласит;
                Из блюда, полного водою,
                Выходят кольцы чередою;
                И вынулось колечко ей
                Под песенку старинных дней:
                «Там мужички-то все богаты,
                Гребут лопатой серебро,
                Кому поем, тому добро
                И слава!» Но сулит утраты
                Сей песни жалостный напев;
                Милей кошурка сердцу дев».
                А.С.Пушкин
     Как-то мало это произведение в стихах подходит под определение – «наше все». В том, что это все – наше, сомнений нет. Мало чем отличаются Татьянины гадания от Дома-2 Ксюши Собчак. А тут еще, понимаешь, Ленский встрял, тоже мне поэт нашелся. Трагическая сцена дуэли Онегина с Ленским – ярчайшее событие театральных постановок. А на самом-то деле, о чем речь.
                «Что ж, если вашим пистолетом
                Сражен приятель молодой
                Нескромным взглядом, иль ответом,
                Или безделицей иной
                Вас оскорбивший за бутылкой…»
                А.С.Пушкин
    Всенародные восхищения по «Евгению Онегину» похожи на сон и фантазии, на незлобные переживания за любовь, там, вдали. А в телевизор или в окно глянул – у нас что-то не так. Видится как-то больше похожее на поэму «Двенадцать» А.Блока.
                «Черный вечер.
                Белый снег.
                Ветер, ветер!
                На ногах не стоит человек.
                Ветер, ветер –
                На всем божьем свете! …
               
                От здания к зданию
                Протянут канат,
                На канате – плакат:
                «Вся власть Учредительному Собранию!»
                Старушка убивается – плачет,
                Никак не поймет, что значит,
                На что такой плакат,
                Такой огромный лоскут?
                Сколько бы вышло портянок для ребят,
                А всякий – раздет, разут…»
                А.Блок
    И здесь тоже есть про любовь, про переживания,- только они какие-то злобные, тоскливые, очень не хочется опять такого.

                « Холодно, товарищи, холодно!

                - А Ванька с Катькой – в кабаке…
                - У ей керенки есть в чулке!

                - Ванюшка сам теперь богат…
                - Был Ванька наш, а стал солдат!

                - Ну, Ванька, сукин сын, буржуй,
                Мою, попробуй, поцелуй!
               
                Свобода, свобода,
                Эх, эх, без креста!
                Катька с Ванькой занята –
                Чем, чем занята?
                Тра-та-та!

                Кругом – огни, огни, огни…
                Оплечь – ружейные ремни…

                Товарищ, винтовку держи, не трусь!
                Пальнем-ка пулей в Святую Русь».
                А.Блок

    Но Пушкин был, есть и будет нашим. Пусть даже и не всем. Все это понимают и понимали, читали и читают, зачастую наизусть, по памяти …  При советской власти Пушкина поднимали на недосягаемую высоту, он выше всех… Потому что он умиротворял всенародное ощущение, ярко показывал – как всем должно быть хорошо, не по митингам и свободам шляться надо, а наслаждаться складно до безумства. И всегда ему, Пушкину, сильно завидовали, пытались пример взять. С.Есенин так и писал.
                «Мечтая о могучем даре
                Того, кто русской стал судьбой,
                Стою я на Тверском бульваре,
                Стою и говорю с собой.

                Блондинистый, почти белесый,
                В легендах ставший как туман,
                О, Александр! Ты был повеса,
                Как я сегодня хулиган.

                Но эти милые забавы
                Не затемнили образ твой,
                И в бронзе выкованной славы
                Трясешь ты гордой головой».
                С.Есенин
  Да, да! Именно так себя себе Александр и представлял, именно таким блондином… Прямо так и писал.
                «Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
                К нему не зарастет народная тропа,
                Вознесся выше он главою непокорной
                Александрийского столпа». 
                А.С.Пушкин
И М.Ю.Лермонтов очень сильно переживал после гибели Пушкина. Такая нелепая дуэль… ну примерно как у Ленского с Онегиным, во всяком случае, повод тот же, и результат. Жалко Александра Сергеевича, потому что его дар и умения были и есть неповторимы.               
                «Погиб поэт – невольник чести –
                Пал, оклеветанный молвой,
                С свинцом в груди и жаждой мести,
                Поникнув гордой головой!..
                Не вынесла душа поэта
                Позора мелочных обид.
                Восстал он против мнений света
                Один, как прежде… и убит!
                Пустых похвал ненужный хор
                И жалкий лепет оправданья?
                Судьбы свершился приговор!»
                М.Ю.Лермонтов
    А для себя Михаил Юрьевич готовил скромную и бедную судьбу пророка, не удалось взять достойный пример и забраться на высоту высот.
                «С тех пор как вечный судия
                Мне дал всеведенье пророка,
                В очах людей читаю я
                Страницы злобы и порока.

                Провозглашать я стал любви
                И правды чистые ученья:
                В меня все ближние мои
                Бросали бешено каменья.


                Посыпал пеплом я главу,
                Из городов бежал я нищий,
                И вот в пустыне я живу,
                Как птицы, даром божьей пищи»;
                М.Ю.Лермонтов
     И я категорически согласен со случайно оброненным: «Все лучшее, что есть у Пушкина, он украл у Арины Родионовны». На высочайшем литературном уровне, в строгом стиле ямбов и хореев, замечательным пушкинским языком изложены сказки бабушки Арины.

                «Вот неделя, другая проходит,
                Еще пуще старуха вздурилась.
                Царедворцев за мужем посылает,
                Отыскали старика, привели к ней.
                Говорит старику старуха:
                «Воротись, поклонися рыбке.
                Не хочу быть вольною царицей,
                Хочу быть владычицей морскою,
                Чтобы жить мне в Окияне-море,
                Чтобы служила мне рыбка золотая
                И была б у меня на посылках ».
                А.С.Пушкин

     Ну а сам Александр Сергеевич, про что такое стихи и для чего нужны они, имел свое собственное мнение, ничем особо не отличающееся от  высказанного:
    «Безнравственное сочинение есть то, коего целию или действием бывает потрясение правил, на коих основано счастие общественное или человеческое достоинство».