Что есть поэт и что он говорит
Поэзия от греческого poiesis – творчество, искусство слова.
Поэт же представляется везде как писатель, создающий произведения в стихах, стихотворец. А писатель – это человек, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения. Именно так и строил свое понимание данных отношений А.С.Пушкин.
«Прозаик и поэт »
« О чем, прозаик, ты хлопочешь?
Давай мне мысль, какую хочешь:
Ее с конца я завострю,
Летучей рифмой оперю,
Вложу на тетиву тугую,
Послушный лук согну в дугу.
А там пошлю наудалую,
И горе нашему врагу».
А.С.Пушкин
Но ведь всем понятно, что только редкие литературные произведения можно считать творчеством, остальные – это труд, это как копать канаву, длинную, ровную и поглубже. А творчество – это как овраг в чистом поле. Попробуй, такое выкопай, не имея дара. Ожегов в своем словаре только в переносном смысле говорит про поэта – это человек, который наделен поэтическим отношением к окружающему, к жизни. В прямом смысле это просто стихотворец.
Основные формы стихосложения:
Ямб – сильные места на четных слогах стиха;
Хорей – сильные места на нечетных слогах стиха.
А хорея – это вообще признак органического поражения мозга.
Т.е. стихосложение с рифмосплетением это не от души, а от мозга, как сложение и вычитание в арифметике. От души – это уже математика… и поэзия. И здесь важна не форма рифмы, а содержание мысли, даже в белом стихе.
Поэт не тот, кто складно говорит, а тот, кто изливает душу. Писать и пи^сать пишутся одинаково, в отличие от творить. Поэтому Стихотворение, это не то, что стихописание.
Это составители Советского Энциклопедического Словаря утверждают, что поэзия и проза – два основных типа искусства слова, различающиеся, прежде всего ритмостроением.
По такому пониманию:
«Захотел я и пошел за угол дома, в кустики» - это проза.
«Пошел я за угол в кусты,
Великолепные кресты,
Мои желания просты –
Хотел и точка!» -
это уже поэзия.
Хотя на самом деле и там и там бред…. И если к писательскому трудному труду это как-то можно присоединить, то к поэзии такое никакого отношения иметь не может. Ведь в творчестве главное не как складно написано, а что думает читатель или слушатель от этого творения стиха. И все, кто писал, это понимают, одинаково представляют себе «ПОЭТА».
«Пока не требует поэта
К священной жертве Апполон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен;
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он.
Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.
Тоскует он в забавах мира,
Людской чуждается молвы,
К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы;
Бежит он, дикий и суровый,
И звуков и смятенья полн,
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубровы…»
А.С.Пушкин
« В наш век изнеженный, не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?
Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.
Твой стих, как божий дух, носился над толпой;
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой,
Во дни торжеств и бед народных.
Но скучен нам простой и гордый твой язык,
Нас тешат блестки и обманы;
Как ветхая краса, наш ветхий мир привык
Морщины прятать под румяны…»
М.Ю.Лермонтов
« Земное сердце стынет вновь,
Но стужу я встречаю грудью.
Храню я к людям на безлюдье
Неразделенную любовь.
Но за любовью зреет гнев,
Растет презренье и желанье
Читать в глазах мужей и дев
Печать забвенья, иль избранья.
Пускай зовут: Забудь, поэт!
Вернись в красивые уюты!
Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой
Уюта - нет. Покоя – нет ».
А.Блок
Исходя из такого понимания предназначения поэта, нынешнее утверждение, что Пушкин – это наше ВСЕ, несколько не убеждает. Далеко не все у Пушкина написано вышеописанным ПОЭТОМ. Да и сам он не претендует на лавры вышеуказанного творца. У Александра Сергеевича гениальное рифмосплетение, никем и никогда не повторенное.
« Рифма, звучная подруга
Вдохновенного досуга,
Вдохновенного труда,
Ты умолкла, онемела:
Ах, ужель ты улетела,
Изменила навсегда!
В прежни дни твой милый лепет
Усмирял сердечный трепет,
Усыплял мою печаль,
Ты ласкалась, ты манила
И от мира уводила
В очарованную даль.
……………………….
Я с тобой не расставался,
Сколько раз повиновался
Резвым прихотям твоим;
Как любовник добродушный,
Снисходительно послушный,
Был я мучим и любим ».
А.С.Пушкин
Не зря в ответе Катенину, который намекал на чудесный кубок, из которого может пить вино лишь истинный поэт, Пушкин пишет:
« Напрасно, пламенный поэт,
Свой чудный кубок мне подносишь
И выпить за здоровье просишь:
Не пью, любезный мой сосед!
Товарищ милый, но лукавый,
Твой кубок полон не вином,
Но упоительной отравой:
Он заманит меня потом
Тебе вослед опять за славой…»
А.С.Пушкин
Не так, как ПОЭТ, видит Пушкин свое предназначение, не для бездарной толпы написаны хореи, и если тебя не возбуждают бессмертные творения гениального стихописателя – то это ты глуп и не понимаешь…. Именно об этом говорит Александр Сергеевич в высокохудожественном
«Поэт и толпа»
« Поэт по лире вдохновенной
Рукой рассеянной бряцал.
Он пел – а хладный и надменный
Кругом народ непосвященный
Ему бессмысленно внимал.
И толковала чернь тупая
«Зачем так звучно он поет?
Напрасно ухо поражая,
К какой он цели нас ведет?
О чем бренчит? Чему нас учит?
Зачем сердца волнует, мучит,
Как своенравный чародей?
Как ветер песнь его свободна,
Зато как ветер и бесплодна:
Какая польза нам от ней?»
Поэт
Молчи, бессмысленный народ,
Поденщик, раб нужды, забот!
Несносен мне твой ропот дерзкий,
Ты червь земли, не сын небес:
Тебе бы пользы все – на вес
Кумир ты ценишь Бельведерский,
Ты пользы, пользы в нем не зришь.
Но мрамор сей ведь бог!.. так что же?
Печной горшок тебе дороже:
Ты пищу в нем себе варишь.
Чернь
Нет, если ты небес избранник,
Свой дар, божественный посланник,
Во благо нам употребляй:
Сердца собратьев исправляй.
Мы малодушны, мы коварны,
Клеветники, рабы, глупцы;
Гнездятся клубом в нас пороки.
Ты можешь, ближнего любя,
Давать нам смелые уроки,
А мы послушаем тебя.
Поэт
Подите прочь – какое дело
Поэту мирному до вас!
В разврате каменейте смело,
Не оживит вас лиры глас!
Имели вы до сей поры
Бичи, темницы, топоры; -
Довольно с вас, рабов безумных!
Сметают сор, - полезный труд! –
Но, позабыв свое служенье,
Алтарь и жертвоприношенье,
Жрецы ль у вас метлу берут?
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв».
А.С.Пушкин
Но высокохудожественно срифмованное стихосложение А.С.Пушкина
« Четверых гостей, гляжу,
Бог мне посылает.
Я ****ей им вывожу,
Каждый выбирает.
Занимаются всю ночь,
Кончили, и что же?
Не платя пошли все прочь,
Господи мой боже!»
А.С.Пушкин
вряд ли написано вначале упомянутыми поэтами.
Спросите у любого прохожего на улице: - Какое самое известное стихотворение Пушкина?
Почти все ответят: - Евгений Онегин.
Вот кто герой нашего времени, хоть и написан до Лермонтова. Это про своего Героя Лермонтов писал:
« Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии…
Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины ».
А Онегин – это герой НАШЕГО времени. Не собирался он копать канаву, даже правайдером или менеджером быть не хотел. Он мечтал денежки на халяву в наследство получить и гульнуть по балам на удивление Татьянам.
« … Но боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!»
Так думал молодой повеса,
Летя в пыли на почтовых,
Всевышней волею Зевеса
Наследник всех своих родных».
А.С.Пушкин
И халява удалась, и все было, несмотря на
« Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь…»
И это все подробнейше описано в сотнях строк стихосплетения.
« Изображу ль в картине верной
Уединенный кабинет,
Где мод воспитанник примерный
Одет, раздет и вновь одет?
Все, чем для прихоти обильной
Торгует Лондон щепетильный
И по Балтическим волнам
За лес и сало возит нам,
Все, что в Париже вкус голодный,
Полезный промысел избрав,
Изобретает для забав,
Для роскоши, для неги модной,-
Все украшало кабинет
Философа в осьмнадцать лет».
А.С.Пушкин
Ну, так Татьяна в тайных гаданиях именно такого жениха и искала, у которого все есть, уже есть.
«Татьяна любопытным взором
На воск потопленный глядит:
Он чудно вылитым узором
Ей что-то чудное гласит;
Из блюда, полного водою,
Выходят кольцы чередою;
И вынулось колечко ей
Под песенку старинных дней:
«Там мужички-то все богаты,
Гребут лопатой серебро,
Кому поем, тому добро
И слава!» Но сулит утраты
Сей песни жалостный напев;
Милей кошурка сердцу дев».
А.С.Пушкин
Как-то мало это произведение в стихах подходит под определение – «наше все». В том, что это все – наше, сомнений нет. Мало чем отличаются Татьянины гадания от Дома-2 Ксюши Собчак. А тут еще, понимаешь, Ленский встрял, тоже мне поэт нашелся. Трагическая сцена дуэли Онегина с Ленским – ярчайшее событие театральных постановок. А на самом-то деле, о чем речь.
«Что ж, если вашим пистолетом
Сражен приятель молодой
Нескромным взглядом, иль ответом,
Или безделицей иной
Вас оскорбивший за бутылкой…»
А.С.Пушкин
Всенародные восхищения по «Евгению Онегину» похожи на сон и фантазии, на незлобные переживания за любовь, там, вдали. А в телевизор или в окно глянул – у нас что-то не так. Видится как-то больше похожее на поэму «Двенадцать» А.Блока.
«Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер –
На всем божьем свете! …
От здания к зданию
Протянут канат,
На канате – плакат:
«Вся власть Учредительному Собранию!»
Старушка убивается – плачет,
Никак не поймет, что значит,
На что такой плакат,
Такой огромный лоскут?
Сколько бы вышло портянок для ребят,
А всякий – раздет, разут…»
А.Блок
И здесь тоже есть про любовь, про переживания,- только они какие-то злобные, тоскливые, очень не хочется опять такого.
« Холодно, товарищи, холодно!
- А Ванька с Катькой – в кабаке…
- У ей керенки есть в чулке!
- Ванюшка сам теперь богат…
- Был Ванька наш, а стал солдат!
- Ну, Ванька, сукин сын, буржуй,
Мою, попробуй, поцелуй!
Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста!
Катька с Ванькой занята –
Чем, чем занята?
Тра-та-та!
Кругом – огни, огни, огни…
Оплечь – ружейные ремни…
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь».
А.Блок
Но Пушкин был, есть и будет нашим. Пусть даже и не всем. Все это понимают и понимали, читали и читают, зачастую наизусть, по памяти … При советской власти Пушкина поднимали на недосягаемую высоту, он выше всех… Потому что он умиротворял всенародное ощущение, ярко показывал – как всем должно быть хорошо, не по митингам и свободам шляться надо, а наслаждаться складно до безумства. И всегда ему, Пушкину, сильно завидовали, пытались пример взять. С.Есенин так и писал.
«Мечтая о могучем даре
Того, кто русской стал судьбой,
Стою я на Тверском бульваре,
Стою и говорю с собой.
Блондинистый, почти белесый,
В легендах ставший как туман,
О, Александр! Ты был повеса,
Как я сегодня хулиган.
Но эти милые забавы
Не затемнили образ твой,
И в бронзе выкованной славы
Трясешь ты гордой головой».
С.Есенин
Да, да! Именно так себя себе Александр и представлял, именно таким блондином… Прямо так и писал.
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа».
А.С.Пушкин
И М.Ю.Лермонтов очень сильно переживал после гибели Пушкина. Такая нелепая дуэль… ну примерно как у Ленского с Онегиным, во всяком случае, повод тот же, и результат. Жалко Александра Сергеевича, потому что его дар и умения были и есть неповторимы.
«Погиб поэт – невольник чести –
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид.
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!»
М.Ю.Лермонтов
А для себя Михаил Юрьевич готовил скромную и бедную судьбу пророка, не удалось взять достойный пример и забраться на высоту высот.
«С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи»;
М.Ю.Лермонтов
И я категорически согласен со случайно оброненным: «Все лучшее, что есть у Пушкина, он украл у Арины Родионовны». На высочайшем литературном уровне, в строгом стиле ямбов и хореев, замечательным пушкинским языком изложены сказки бабушки Арины.
«Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась.
Царедворцев за мужем посылает,
Отыскали старика, привели к ней.
Говорит старику старуха:
«Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтобы служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках ».
А.С.Пушкин
Ну а сам Александр Сергеевич, про что такое стихи и для чего нужны они, имел свое собственное мнение, ничем особо не отличающееся от высказанного:
«Безнравственное сочинение есть то, коего целию или действием бывает потрясение правил, на коих основано счастие общественное или человеческое достоинство».