О природе души и духа

Татьяна Линдвест
Если кто-то утверждает, что дух человека существует и может отдельно от тела человеческого
витать в пространстве, то он глубоко ошибается. Дух и тело едины, и не могут существовать отдельно друг от друга. Как плоть неотделима от крови, так дух неотделим от тела. Если мы
находим в теле место, где находится дух и душа, то тем более невозможно утверждать, что они отделимы от тела. Если наше тело смертно, то смертны и дух и душа. Когда наш дух, например,
потрясён сильнейшей тревогой, то и душа полностью это чувствует в теле. И тело наше испытывает различные недомогания: нарушается речь, глаза, как в тумане и тело всё наше обмякло. И при этом человек может либо терять сознание, либо просто расслабиться, либо слечь в постель в болезни. Это и доказывает, что дух и душа неотъемлемы от тела, и могут губить его, и в следствие этого напрашивается очередное доказательство, что природа духа и души телесна и руководит человеком. И от сна нам дух помогает отойти, и выражение лица меняет. И всё это мы осязаем всем телом, а осязанья нет без тела. Вот оно доказательство телесности природы духа. Каждому очевидно, что наше тело смертно, значит и смертны и дух и душа, если они неотделимы от тела. Как же теперь можно утверждать, что дух и душа наши после смерти тела могут существовать, если они так тесно связаны с телом. Умирает плоть и вместе с ней умирает душа. Если от ударов телесных страдает душа, значит и она телесна и состоит из мельчайших тел, как и всё наше тело. И также подвижны наш дух и наша душа, как и тело. И как только наше тело настигает смерть, дух и душа с телом исчезнут. Всё со смертью исчезает. А если душа покидает тело, как мы себе это можем представить? Ведь тело наше ни вида, ни веса не меняет, и очертания тело не меняет. И если дух и душа уходя, из тела ничего не уносят,
то и можно ещё раз повторить, что природа их состоит из мельчайших тел. А тела, как мы знаем смертны, значит и смертна природа духа и души. Во всём нашем теле таятся силы души
и господствуют над всем телом, и дух также властвует над телом, т.к. тепло разливает по телу, когда он распаляется во гневе, или наоборот, пребывает в спокойствии, когда дух его охлаждает. Вот и ещё одно доказательство, что природа духа телесна, и души естество держится телом, и для тела она и страж и причина здоровья.  Душу и дух невозможно исторгнуть из тела, иначе бы оно погибло, и потому всё это с рождения неразделимо и до смерти едино пребывает. Ни дух, ни тело не способны чувствовать без взаимного действия, ибо они неразделимы, и все действия их согласованы. И не может тело вынести разлуку с душой, а душа с телом, и погибают они одновременно. Как зарождаются они в материнской утробе и по жизни идут они вместе, и причины здоровья нашего, как духовного, так и физического определяют, так и погибают они одновременно, и видно из этого, что природа их обоюдна. Душа совместно с телом даёт движение, которое называется у человека чувством, а с утратой души пропадает и чувство, как же тогда душа и тело могут существовать друг без друга. Дух же охраняет силы души, и господствует над жизнью, при том никакая часть души не может существовать без духа. Пока ум и дух держаться в теле, оно ещё живёт и дышит. Если у человека ранена, к примеру, рука, то лишь эта часть и болит, но чувствует всё тело, также дух и душа взаимосвязаны с телом навеки, пока оно полностью живо. Ум человека одновременно рождается с телом, и вместе с ним растёт и стареет. Как ребёнок робко делает первые шаги, и с возрастом мужает, так и ум  его преобретает духовную силу. А как только начинает стареть его тело, так и ум и дух его ослабевает и дряхлеет, и в конечном итоге всё пропадает и гибнет одновременно. Следовательно, и душе свойственно вместе с телом рождаться, расти и умирать одновременно. Если наш дух и нашу душу потрясают болезни, вместе с тем страдает и тело, и умом понимаем, что излечив нашу душу, мы излечим и тело, то вполне становится понятно, что наш ум, и дух, и душа смертны. И лишь тогда и дух и тело имеют жизненные силы, когда они связаны вместе. И дух без тела не может самостоятельно двигаться, т.е.
тогда получается, что наше тело будет бездушно. А тело без души не может ни жить, ни чувствовать. И с разложением телесной оболочки, с прекращением дыхания, рассеятся чувства у духа с душой, если они так неразрывно взаимосвязаны, и тело с душой не вынесет разрыва и погибнет, и развеется подобно дыму. И при жизни ещё тела, но уже больного, душа начинает покидать тело, что можно наблюдать в изменении выражения лица перед смертью, когда оно становится томным и тело ослабленное лежит без движения. И тут присущи такие выражения, как "дух захватило" или "душа замерла", и все вокруг суетятся, пытаясь удержать в человеке последние душевные и физические силы. И ум человеческий потрясён, когда чувствует, что с телом он может расстаться, и до последнего мига сопереживает вместе с телом. Можем ли мы теперь сомневаться, что природа души и духа телесна, ведь умом мы понимаем, что без оболочки они существовать не могут, и человек умирая, не чувствует видно, чтобы душа выходила из тела, допустим через горло. Нет, душа исчезает на своём назначенном месте также, как и чувства гибнут на положенном им месте. И если бы ум наш бессмертен был, мог бы не расстраиваться, что жизнь нас покидает и он сам умирает. Так и душа, если бы она обладала бессмертной природой, то она отделившись от тела различными чувствами бы обладала. Но так как душа не имеет ни глаз, ни рук, ни ног, ни ушей, ни языка, то она и не может существовать без тела. И ни жизни, ни чувства без тела для души не бывает. Но если мы представим, что душа обладает бессмертной природой и поселяется в нас при рождении, то почему же мы не помним о прошедшей жизни и не сохраняются следы ранее свершившихся событий? И если способность духа могла так сильно измениться, что он утратил память, то это мало отличается от смерти. И потому мы можем убедиться, что бывшие души погибли, и те, что существуют теперь, вместе с нами родились. И потому невозможно считать, что рождённые души свободны от законов смерти. И если уж мы пришли к выводу, что душа рождается и умирает вместе с телом, то мы не можем считать душу бессмертной, также и дух, и ум. И потому сколь угодно поколений мы прожить можем, но знаем, что вечная смерть непременно нас ожидает. И в небытии пребывать уготовано каждому, и тем, кто умер сегодня и тем, кто скончался на годы и века раньше.


      2002.г.