Божий дар

Вера Ефремова
Александр Ефремов ушел из жизни девять лет тому назад в последний февральский день, но память о талантливом пианисте из Братска, который своим исполнением музыки околдовал мир, хранят - мама, друзья и почитатели его таланта. А мы предлагаем вниманию наших читателей отрывок  из неопубликованной книги В.Н.Ефремовой «СЫН».

На похоронах Саши  православный священник отец Василий из Русской миссии в Австрии сказал: «Такого человека надо поминать лишь святой водой...» За тем поминальным столом в далеком городе Линц, в сверкающих бокалах поднимали за помин души русского пианиста святую воду, привезенную из русской церкви.
Сашу очень любила бабушка Наталья. Крадучись от меня она окрестила его и потом научила молиться. Помню, как я испугалась, когда мне трех летний малыш сказал: «Мама, а я знаю, Бог есть». Он смотрел на меня своими огромными карими глазами, и я не знала, как его предупредить, чтобы он никому об этом не говорил. Каждое лето он проводил у бабушки и очень часто бывал с ней в церкви, а потом, с детской непосредственностью, рассказывал только мне об этом вечерами.
В те далекие годы, а это было двадцать лет назад, я часто слышала, что те, кто верит в Бога, ходит в церковь, биты и не образованны. Верила ли я? Да. Но мой мальчик 'учился отлично и, фанатично любя музыку, превосходно играл на фортепиано. А е существование Бога он уже тогда верил. Саша хорошо закончил две школы: общеобразовательную и музыкальную. За год сын прослушал весь курс музыкального училища, получил справку и с этой справкой уехал во Владивосток. Поступил на фортепианное отделение Дальневосточного педагогического института искусств. Он учился с какой-то одержимостью. Но однажды позвонил и сказал: «Мама, я с такой радостью пел в церковном хоре, а мне в институте поставили условие - либо учеба, либо церковной хор»... Уже много позже сын рассказывал, как именно тогда, впервые в жизни, ощутил всю проникновенность и красоту церковного пения. Я поразилась, откуда у него это понимание  церковной  музыки? А он ответил мне: «Мама, вся музыка от Бога. Как и талант. Иначе нельзя объяснить, почему в мире рождается музыка»…
Однажды во Владивосток из Москвы поехал профессор Московской консерватории Дмитрий Александрович Башкиров. Прослушав Сашу, он забрал его в свой класс. Вскоре сын стал готовиться к поступлению в аспирантуру. Готовился тщательно, и те, кто знали его, с уверенностью говорили: «Ты поступишь обязательно». А тревога в его сердце жила. И у кого было просить помощи? Последнюю ночь перед экзаменом они стояли с учителем Саши, профессором Д.А. Башкировым на службе в церкви и просили у Господа, чтобы он помог ему. Сын поступил в аспирантуру...
При всех жизненных трудностях, судьба, все-таки, подарила моему сыну замечательные встречи и концерты с оркестром Федосеева, камерным хором Минина и одним из лучших сопрано мира Натальей Герасимовой.
…Потом был конкурс концертмейстеров в Бразилии, в Рио-де-Жанейро. Я и до сих пор не могу понять, как хватило у моего мальчика сил на тот конкурс. Вначале нужно было пройти три тура: в Москве, Ленинграде, Свердловске. Жить негде, слаба Богу, что хоть консерватории есть инструмент и можно репетировать. Где он только тогда не ночевал! Но все три тура прошел. Надо ехать в Рио. Но на какие деньги? В Братске, среди старых, испытанных друзей я собрала тридцать тысяч. Этого едва хватало на дорогу и пропитание на конкурсе. Если он не выиграет его, будем всю жизнь расплачиваться! А сын почему-то был уверен в себе: «Не тревожься мама, хоть третье место, но я возьму. А этого и на долги хватит».
...В четыре часа утра 8 мая 1991 года раздался телефонный звонок, и женский незнакомый голос произнес всего несколько слов: «Алло! Вера Николаевна? Ваш Сын Лауреат». Я смутно помню те долгие дни ожидания. Когда услышала его голос, обрадовалась растерялась, что вместо того, чтобы его поздравить, спросила «Штаны купил?». Мы были настолько бедны в то время, что он уехал в рваных джинсах, и я все время думала об этом. Слава Богу, что там на прокат взял и концертный костюм, и туфли.
После того конкурса он вернулся в Братск, а вскоре пришел вызов из США. И сын уехал...
Два года.... Вновь конкурс пианистов, где в жюри представители европейских стран - Швейцарии, Германии, Австрии. Председатель жюри - швейцарец. После окончания конкурса Саша получает приглашение и, заключив договор, уезжает, в Швейцарию. Хор-репетитор в международной оперной студии в Цюрихе и концертмейстер на духовом отделении в консерватории в Люзернере.
Тогда же и началась его концертная деятельность с замечательной болгарской певицей Валентиной Куцаровой (меццо-сопрано): Австрия, Германия, Италия, Франция. Потом сольные концерты уже как пианиста в Праге, Вене, Зальцбурге, Граце, и на Кипре, Канарах. В Брегенце, на Международном музыкальном фестивале он был признан лучшим исполнителем произведений Джорджа Гершвина. И длительные овации после исполнения сложнейшей «Голубой рапсодии»...
И еще один день сына живет до сих пор в моем сердце. Замечательный концерт Брукнера для фортепиано с оркестром в двухтысячном зале Брукнера в Линце я помню в самых, казалось бы, незначительных мелочах.
Такого волнения в своей жизни я не испытывала никогда. В зале все чинно рассаживались по местам, тихонько беседуя друг с другом, а я умирала от страха и вертела головой. А уж когда зал затих, мне показалось, что я умерла.
Тишина... и на сцене мой сын улыбающийся, в черном фраке, с черной «бабочкой», в ослепительно белой рубашке. Красивый - глаз не оторвать. Все взоры на него. Кажется, что зал боится дышать. Смотрю на его божественные руки. Что же они творят?! То летят вверх и замирают ввыси, то снова касаются инструмента и издают такие звуки, от которых мороз идет по коже. И льется музыка в зал, который заворожил мой сын; Он играет музыку душой, всем своим существом! Думаю, если бы Брукнер был жив, ой остался бы доволен таким испол¬нителем и пониманием его творения. И вот последний аккорд, руки быстро летят вверх, в сторону и, наконец, замирают над клавишами. Голова склонилась над инструментом, как будто пианист отдает дань любимому композитору, а потом медленно встает из-за рояля и идет на середину сцены, улыбаясь, низко раскланивается, и только я понимаю, как он устал. Он отдал всего себя музыке, публике, не оставив ни капельки сил себе... На секунду зал, от неожиданности такого исполнения, замирает. Висит мертвая тишина, а потом... Боже, что было потом! Шквал аплодисментов! Зал встает, раздаются крики: «Браво, Александр!» Так продолжалось, несколько минут. Сердце мое замирает и, кажется, вот остановится от умиления, радости и гордости, ведь на сцене мой единственный сын! Смотрю на сцену и реву, реву, реву, Неужели это не сон? И это сын мой, которому было столько преодолеть и, все-таки, прийти к этому часу триумфа?... А вечером он скажет мне «Знаешь мама, мне многое дано, но и многое спросится».
В Братске, в небольшой квартире Веры Николаевны Ефремовой хранятся портреты сына, записи его выступлений в крупнейших концертных залах мира, письма друзей и крошечная икона Божьей матери «Умиление», с которой проехал Александр Ефремов по миру. А в следующем году музыкальная общественность будет отмечать 45-летие со дня рождения выдающегося пианиста Александра Ефремова, прах которого покоится в далеком австрийском городе Ленц.
из книги В.Н.Ефремовой «СЫН», которая готовится к публикации, но полностью ее можно прочитать здесь -



Мировая пресса и знаменитости
о таланте А.Ефремова

 «Александр Ефремов поистине талантливый музыкант. Его игра, которая базируется на высоком уровне музыкальной и общей культуры, приковывает к себе своей правильностью и пластичностью и его романтическим духом. К
тому же он обладает прекрасной музыкальной памятью и может мастерски играть с листа. Во время обучения в моем классе (Школа мастеров) А. Ефремов проявил себя не только как отличный музыкант, умеющий играть в ансамбле, но
и как талантливый солист, он играл мастерски оркестровые партии в фортепианных концертах и также играл в моём классе в открытых представлениях-«концертах».

Профессор Дмитрий Башкиров.
 

«Я знаю Александра Ефремова с 1996 года, когда он аккомпанировал мне в концерте в честь 80-летнего юбилея Георгия Свиридова в концертном доме в Вене. Меня поразили в тот час его необыкновенные виртуозные возможности.
Чрезвычайно трудное сопровождение цикла на стихи Бернса он провел блестяще и с удивительной легкостью. Его музыкальность от этого только выигрывала, палитра окраски, звучания внешне многообразна. В старинных русских
романсах, где бытует неправильное мнение, что при сопровождении нечего играть, каждая нота звучала значительно,рояль говорил своим собственным голосом, а «печальные моменты», присущие этой музыке, он провел с сердцем, из
которого исходила романтическая тоска. Всё это делает его соло-пианистом с настоящим концертным опытом, хотя он также выдающийся концертмейстер. Мы прекрасно понимали друг друга будь то работа или сцена. Я уверен в том,
что этот пианист имеет огромное будущее».

Евгений Нестеренко, Вена, 20. 04. 1998 г.

 

«Мистер Александр Ефремов хорошо известен мне с тех пор, как он начал работать хормейстером в оперном театре в Цюрихе. Я была поражена его музыкальностью и прекрасной техникой и звуком.
Он играл в моем доме 19 ноября 1993 года, давал концерт в честь дня рождения моего мужа. Он был горячо принят публикой. Мне бы хотелось порекомендовать мистера Ефремова как талантливого пианиста и очень очаровательное
и чувственное лицо».

Декабрь 16, 1994. Цюрих, Швейцария.
Геза Анда (меццо-сопрано, лучшая певица Швейцарии).


«От всего сердца мне хотелось бы порекомендовать господина Сашу Ефремова для работы в Венскую консерваторию(главный предмет фортепиано). Я имела счастье однажды услышать его как концертмейстера и как соло-пианиста,
я могла восхищаться его неслыханными возможностями и талантом, и также он сможет заниматься педагогической деятельностью. Я уверена, что его возможности, энтузиазм, всегда будут доставлять всем огромную радость».

Камерная певица (меццо-сопрано)
Австрия,
Криста Людвиг.


«Солист г. Ефремов нам чрезвычайно понравился, и я лично надеюсь, что для этого пианиста представится ещё несколько возможностей сыграть с нами.
Благодаря его техническим возможностям и живой, полной фантазии интерпретации заядлые скептики становятся его колеблющимися слушателями. Необходимо, разумеется, заметить у гос. Ефремова то, что его звук и его возможности играть в романтическом стиле склоняются до современного направления, и я надеюсь, что мы в будущем сможем сыграть с ним как Рахманинова (фортепианный концерт), так и Чайковского».

Владимир Симонович
1.11.1995 г. Линц
Музыкант оркестра Брукнера

 «Александр Ефремов – бриллиант, к тому же уникальный талант. Его концерты напоминают гламурный стиль мастерской игры романтической музыки.
Его игра включает в себя фигурально-благородное звучание исключительного союза тона и к тому же едва уловимой тонкой страсти, она исполнена в абсолютной внутренней напряженности и постоянном союзе формы.
Его явная бесконечно внутренняя сила, его страсть к фантазии, совершенная игра, неоткрытая до конца окраска его игры, его чувства, образы создают экстраординарную атмосферу высочайшего артистического уровня».

Журнал «Музыкальная жизнь», Россия, 1986г.

«Русский пианист Александр Ефремов дал экстраординарный концерт с отличной интерпретацией джазовых ритмов. Он играл с исключительным чувством для синкопирования на высочайшем возможном уровне совершенства».

Обозрение г. Штецер, 1996.

 «Александр Ефремов… своим техническим превосходством достиг вершины всего возможного в музыке и высочайшей её субстанции».

Новый народный листок, 1997.
Швейцария.