Лаковая коробочка для сверчков. ЯС - коврики

Лю Ань -Фо Лэби
.
      Когда в династию Тан начали держать сверчков в садках, это превратилось в искусство. Поэты воспевали их в стихах, а художники изображали на картинах. В книге «События времён Тяньбао» (742-759) написано: «Когда приходит осень, живущие во дворце женщины ловят сверчков и держат их в маленьких золотых клетках, которые помещают рядом с подушкой, чтобы ночью слушать их пение. Этой традиции следовали и простые люди».
      Для содержания сверчков приспосабливали совершенно разные вещи: любую посуду, ящички, шкатулочки. Мода на домики для сверчков появилась только при династии Мин (1368-1644).
      Домики сразу стали очень популярны, для их изготовления использовали разные материалы, механизмы и конструкции. Бывают небольшие бамбуковые коробочки, размером с сигаретную пачку, со стеклянной крышкой. Были деревянные, костяные, медные и бамбуковые домики. В императорской традиции клетки обычно делали из золота или серебра. Были у императорских сверчков и нефритовые домики. Такие домики и сегодня можно увидеть в китайских музеях.

                Елена Савельева. Главное насекомое страны.
                («Китай» № 2 (5) март-апрель 2008)
                http://www.kitai-journal.ru/2008_5/d65.html


              Лаковая коробочка для сверчков,
              cложенная двумя авторами:
              Liu An (Анна Малютина – Лю Ань) http://stihi.ru/avtor/liuan
              и Fo LeBi (Глеб Фоминов) http://stihi.ru/avtor/folebi

               

                СКЛАДЫВАЕМ КОРОБОЧКУ ДЛЯ СВЕРЧКОВ
                (У коробочки шесть граней: две центральные,
                две левые боковые и две правые боковые)

«…мы были одинаково несвободны, словно сверчки в лаковых коробочках из бамбука, которые, по поверью, приносят удачу».
                Lisa See. «Peony in Love» (Лиса Си. «Влюблённая Пион»)



1. LeBi складывает центральную стенку

                чёрные губы,
                как улыбается рот* –
                прямоугольник?

                месяц на убыль
                c жёлтой ухмылкой идёт
                острым осколком.

                метят огни светляков
                тонкие стебли,
                контуры гаснущих снов
                выцвести медлят.
                LeBi
                                * иероглиф "kou" - рот - имеет форму прямоугольника.



2. LeBi присоединяет к своей центральной стенке  левую грань.

Знаю, меня напугали бы ……………………. чёрные губы,
только заметил я, ……………….…….. как улыбается рот –
между морщинами вписанный …………. прямоугольник.
Праздник закончен… И катится …...……. месяц на убыль
или навстречу мне …………...... с жёлтой ухмылкой идёт,
что-то на стенах царапая ………………. острым осколком?
Длинной гирляндою ……….…..... …метят огни светляков
может быть, струны, а, может быть, …….... тонкие стебли,
злаков склонившихся, …………... контуры гаснущих снов
в угольной пыли дорог, и всё …….......… выцвести медлят.
                LeBi                LeBi



3. An присоединяет правую грань к центральной стенке LeBi.

                Чёрные губы …………….… не смогут уже рассказать,
                как улыбается рот …………….….... моего Гуинплена.
                Прямоугольник ….... не помнит сторон параллельных,
                месяц на убыль -.…………….отводит стыдливо глаза.
                С жёлтой ухмылкой идёт …… завсегдатай полночный,
                острым осколком …………. грозит на асфальте стекло.
                Метят огни светляков …… сотней вспыхнувших точек
                тонкие стебли, ……………... в которых намечен излом.
                Контуры гаснущих снов ………… растворяются молча,
                выцвести медлят, ………….. хоть время давно истекло.
                LeBi                An



4. An складывает центральную стенку

                в пыльной коробке
                спрятана прошлая жизнь,
                крыльев обломки.

                тени не трогай…
                непотревоженной лжи
                пепел так лёгок!

                старые письма читать,
                роясь в архивах…
                только любовь и печаль
                в памяти живы.
                An



5. An присоединяет левую грань к своей центральной стенке

Что заставляет тебя снова ………….…... в пыльной коробке
долго шуршать… Там, где ………. спрятана прошлая жизнь,
счастья не сыщешь… Рассыпались .…….. крыльев обломки…
Выдох – и нет их… Намёками ……......…….. тени не трогай
снов неразгаданных, ……………….. непотревоженной лжи.
Просто не помнить… Ведь кажется – ……... пепел так лёгок,
но почему эти…………………………. старые письма читать,
больно, хотя всё прошло?.. Ты же, ……….... роясь в архивах,
будешь по-прежнему …………….... только любовь и печаль
вписывать в строчки, которые …………..….. в памяти живы.
                An                An



6. LeBi присоединяет правую грань к центральной стенке An.

                В пыльной коробке, ……….. оставленной кем-то в столе,
                спрятана прошлая жизнь – ……… разобраться попробуй…
                Крыльев обломки, ….…… топтавших воздушные тропы,
                тени не трогай, – …………………..иначе растает их след.
                Непотревоженной лжи ……………. или правды разводы?
                Пепел так лёгок ………….…. сгоревших когда-то цветов.
                Старые письма читать, ……………….... отзываясь на зов,
                роясь в архивах, ………… я буду под сумрачным сводом.
                Только любовь и печаль, ……………... пережившие годы,
                в памяти живы, ………………. как песни осенних ветров.
                An                LeBi


_____________________________________________

Иллюстрация: Сузуки Харунобу «Ловля насекомых», 1767 (Лондон, Британский музей).