Рисует девочка лошадок...

Раиса Вдовина
Её мать работала швеёй на фабрике им. Володарского, отец был мастером на заводе; он оставил семью, когда Раисе было четыре года. Р. Вдовина родилась в Ленинграде в 1933 году, и, вопреки всему, её детство было счастливым. Детский сад был при Эрмитаже, и страсть к художеству проявилась естественно и неодолимо. В начале Великой Отечественной войны детей организованно вывозили из Ленинграда, и она провела несколько лет в интернате. Жили в уральской деревне - здесь и возникла отчаянная любовь к лошадям. Училась она в сельской школе, в Челябинской области; заканчивала среднюю школу уже в Ленинграде. Училась отлично, однако же больше всего любила рисовать лошадок, хоть на клочке бумаги. Ходила в манеж учиться верховой езде. Увлечение было страстным, на всю жизнь. она всем увлекалась страстно: стихами, Англией, писанием  исторического романа из английской романтической были и небыли. Вследствие этого, вероятно, и поступила в 1051 году в институт иностранных языков на английское отделение, а когда увлечение пошло на спад, ушла со второго курса. Поступила в Художественное училище, но и с ним не совсем мирно рассталась.

С художником в её душе всё больше соперничал поэт.

В итоге она всё же закончила заочное отделение Московского полиграфического института по специальности книжная графика. Однако стать книжным графиком так и не удалось, -обстоятельства складывались иначе: параллельно с учёбой  и после окончания института Вдовина работала сначала художником-графиком и живописцем на заводе художественного стекла, потом - в переплётных цехе "Печатного двора", художником в Военно-медицинском музее, смотрителем в Зоопарке...

Главным делом определённо становилась  поэзия.

Детские впечатления деревенской жизни в послевоенные годы пополнялись летними поездками на родину матери - в деревню Кушела, на западе  Ленинградской области. А потом и всякими другими поездками, ближними - на велосипеде , и дальними. Крым особенно притягивал душу. И город открывался по-новому - неожиданно и свежо.

Первые же газетные публикации вызвали, как говорится, неоднозначный отклик. Несомненная талантливость и "противоречивость" - так это называлось тогда - привлекали внимание критики, да и старших товарищей по ремеслу. Рукопись первой книги Р. Вдовиной долго и строго изучались в издательстве "Советский писатель": отмечалась бесспорная одарённость автора и вместе с тем порицался "непереваренный" поток впечатлений, идеологически не проработанных; "непочтительность и цинизм" зарисовок с натуры; излишний драматизм переживаний - "растерянность опутанного страстями человека" и даже - вызывающе грубый стиль. Смущала и неприкрытая искренность. Натурализм деревенского быта осуждался как "национализм" ("чугун с ухватом", "брюхатый самовар " -на красной лавке под  окном") Стихотворение "Дед", напечатанное в большой газетной подборке ("Литературная Россия"), с рекомендацией  Сергея Орлова, поэта и человека очень авторитетного, ни в одну книгу Вдовиной в советское время не включалась. Национализм!

Но и очищенная от слишком острых впечатлений и "грубых" подробностей первая книга Раисы Вдовиной "Зелёные купола" с 1968 года была замечена: привлекало в ней истинное искусство - ощущение личности, духовного опыта; проявление характера и судьбы, а не просто "индивидуальность"; чувство свободы и соучастия в происходившем вокруг.

Вторая книга "На белом поле" вышла только 7 лет спустя.

Имея в виду третью книгу Р.Вдовиной "Черёмуха" (1980), Глеб Горбовский признавался (во внутренней редакционной  рецензии), что после утомительного чтения многочисленных "нормальных"  стихов эта книга - как целительная встреча с творчеством настоящего поэта, воспитанного городом дивных поэтических традиций:  стихи горячие и красивые, даже когда выглядят угловатыми, как бы недоработанными; в них поэтические детали "вспыхивают, ударяя нас по глазам и ушам". Художник виден в острой и точной образности стиха.

От книги к книге Р. Вдовина выстраивает свой путь, свой сюжет - развитие личности: от романтически возвышенного поиска душевной гармонии к постижению повседневной истины, к поэзии обыденного, без высоких слов и торжественных эпитетов. Это ощутимо уже в книге "Окна на север" (1985).

Итогом двадцатилетней работы Вдовиной стал сборник "Высокая вода", завершивший в 1988 году не только её творческий, но - исторический период прожитой жизни. Случившийся в стране перелом - социальный и нравственный - вывел поэта на другую орбиту.

С поэтом изначально аполитичным, не знавшим ни модных, ни диссидентских всплесков, далёким от трибунных страстей произошла, казалось бы, неожиданная метаморфоза. От безбытной и внесоциальной, "чистой" в своём роде поэзии, непоощряемой в советские годы, поэзии, где царило высокое чувство единения с природой и городом, Вдовина круто шагнула в жестокий мир новой реальности. Неизменным осталось бескомпромиссное кредо художника :" Есть высший подвиг - быть самим собою". Жизнь, холодная и беспощадная, вдохнула в поэзию Вдовиной не только протест, неприятие, сколько трезвость. Взгляд из возраста, когда не ждут утешений и не тешат себя надеждой на что-то лучшее.  Когда уже не осталось ни места, ни времени для суеты, пустословия и восторгов.   

Четыре книги, изданные тиражами в несколько сот экземпляров за пятнадцать лет "другой эпохи", - стихи о поколении, не вписавшемся в поворот. О тех, кому новая реальность провела черту за порогом. Это "обочина" - городская окраина, где ещё мучительнее любовь ко всему живому: будь то погубленные деревья, "меньшие братья" или люди, брошенные на дно. Район безликий, с "железными ёлками" электропередач. Любовь здесь сродни катастрофе. Боль сострадания, неизбывное чувство непонятной вины поэт берёт на себя. Словно бы замкнутая прежде душа отважно раскрывается навстречу пугающему будущему.

Галина Цурикова