Часть 4. Чудские сказания

Павел Пестриков
    В девятнадцатом веке исследователю Иванову удалось собрать ряд материалов о  сказаниях самобытного древнего народа - чуди. Часть этих материалов была опубликована в газете "Вятские ведомости" в период с 1865 года по 1888 год:
"В зюздинских приходах до сих пор есть пермяцкое племя, которое называет себя чудью; тип населения этой местности несколько иной, чем тип пермяков. Чудских коней никто никогда не видел.
   На верховьях Камы недалеко от Сергина виднеются в поле ямы, полузаполненные водой. Старики говорят, что когда пришли русские, чудь ушла через них в землю. Предания о чуди отличаются на верховьях Камы большой определенностью и реальностью. Например, в воскресенье, когда отцы и матери идут на кладбище поминать родителей, гадаевские и лоинские подростки отправляются на чудские места с брагой и пищей, говоря: „вот, чудь, мы принесли тебе браги и хлеба, пришли пировать с тобой", или: „помяни, Господи, чудского дедушку и чудскую бабушку!"  Чуди приписываются почти все среднекамские и верхнекамские городища, например печкинское, воткинское, бобья-учинское ; близ Заборья Сарапульского уезда у часовни имеется старинное чудское кладбище. Чудским называется городище, находящееся между Сарапулом и селом Яромазским. По преданию, в соседстве с обитавшею здесь чудью, на другом берегу Камы жили башкиры, находившиеся с чудью в дружественных отношениях.
     Прогнозы человечества, согласно чудским преданиям, совсем не так радужны. Настоящие люди, по словам чуди, тужики - век живут и все тужат; после жизнь людям сделается еще труднее: реки высохнут, рыба помрет, питаться будет нечем, и будут они погибать. После них будут жить на свете пыжики —  совсем бессильный народ: семеро из них едва будут поднимать соломинку, напрягши все силы, напыжившись, и уж конечно погибнут от своего бессилия.
    Пермяки глазовского уезда на вопрос "Что было в отдаленные времена?" отвечают так: "Прежде всего жили на земле чучки. Это был народ сильный, великаны. Они тоже работали и имели для своих работ очень большие орудия (жернова, огнива, железные кирки) в местах еще не обработанных, под лесом. Русские начали появляться уже при них, и те сначала сожалеюще смотрели на этот мелкий род, потом, чтобы покончить с собой, устраивали на столбах крыши, наносили на них много земли, сами заходили под эти полати, подрубали столбы и погибали, задавленные землей.
   Старики деревни Котовой сохранили следующее предание: „Когда русские селились в Котовой, рядом жило несколько чудских семейств. Чудаки жили в малых избенках или шалашах, такие и теперь еще замечаются у черемисов и вотяков. Селения и гумна ничем огорожены не были, и к ним на гумна повадились котовские свиньи. Сколько ни убеждали чудаков огородить гумна, чудь не слушала, а придумала истребить свиней особенным образом. Чудаки насыпали большие вороха ржи и гороху и отдали их свиньям: объедятся, дескать, и околеют. А свиньи между тем пожрали все, и не только не околели, а напротив необыкновенно разжирели. Удивило это чудь. Ушла чудь за Каму, когда к ним стал приезжать из села Кигбаева священник и уговаривал их креститься.
   Удмуртские вотяки рассказывали о себе, что пришли с западной стороны, из-за города Вятка, где у них было свое царство и свободное внутреннее управление. Чем жили тогда вотяки неизвестно, но по преданию сохранилось, что хлеба они в ту пору не сеяли. Когда русский царь взял пограничные с их царством города, то начал принуждать вотяков креститься, и, так как вотяки не согласились на это, царь сказал им: „убирайтесь отсюда подальше, в леса, и живите с лесными зверями как звери". Вотяки не хотели оставлять своей родины и своего царства, но русские вытеснили их силою на восток, где тогда были непроходимые леса. Вместе с вотяками были вытеснены и жившие по соседству с ними черемисы.
 Точных сведений о столкновениях русских пришельцев с вотяками местное население уже не сохранило. Предполагают, что одно из побоищ было у часовни, стоящей в 7 верстах от Слободского (по направлению к Каю). Были какие-то побоища в Нолинском уезде; построение часовни у Воскресенской Гари предание приписывает также одному из столкновений хлыновцев с вотяками. Вотяки не дали русским построить церкви в селе Волков и у устья Просницы.
 Когда гости стали поработителями, вотяки стали семьями и родами переселяться в другие местности края."
   Русские летописи сохранили упоминание о процедуре заключения мира между язычниками севера и христианами. Процедура заключения мира состояла в следующем. Сначала в землю вкопали деревянный столб с затесами на четыре стороны света, на нем укрепили перевернутую комлем вверх ель, на которую поместили крест, а ниже повесили сделанную из бересты жабу. Под этим сооружением постелили медвежью шкуру, на которую положили две сабли, направленные острыми концами вверх, хлеб и рыбу. После этого на "медведно" попарно выходили для совершения обряда представители враждующих сторон. Христиане садились под жабой и крестом у подножия столба, а язычники, взяв в обе руки по сабле, трижды обходили по ходу солнца (с востока на запад) ель, вонзали в нее сверху вниз клинки и приговаривали: "Кто этому миру изменит, того по его обычаю пусть Бог казнит". Далее христиане кланялись кресту, а язычники - на юг. Завершался ритуал питьем воды из золотой чаши с приговором: "Если кто изменит, то ты, золото, чуй!"

                УШКУЙНИКИ

Начало: [http://proza.ru/2010/02/12/74] Продолжение: [http://proza.ru/2010/02/15/664]