Об олимпийском спокойствии

Дмитрий Вит Алексеев
При соответствующем подходе можно любое дело превратить в порнографию.
Армейская мудрость.

И снова спорт. Ах, беда – огорчение наше. Так уж повелось, что про спортивные свершения стихи в последнее время писать не хочется. Только горькую прозу жизни.
Последнюю неделю я пропадал. Фактически пропадал у телевизора. Для меня такое вообще не свойственно. Олимпиады всегда смотрю, но по случаю. Ну не болельщик я по природе. А тут вдруг пробило. Искренне и с интересом я следил за всеми перипетиями, сопряжёнными с очередной зимней олимпиадой. Наблюдал за нашей сборной, за сборными стран СНГ и болел за всех наших. Лучше бы не наблюдал.
Отрицательное впечатление о текущей олимпиаде у меня начало складываться с момента гибели грузинского спортсмена. Я не понимаю, почему Грузия до сих пор ничего не сделала. Нодара похоронили, трассу сократили, выставили какие-то бортики и всё? Шито-крыто? Часто в постсоветских странах бывает, что гром не грянет – мужик не перекрестится. Но ведь это же расхваленный запад. Там ведь все умные. Всё считают и продумывают заранее. Краем уха я слышал, что эксперты называли трассу в Ванкувере опасной ещё до начала олимпийских игр. Трасса была построена и спроектирована с ошибками. Об этом писали в интернете и говорили по телевизору. Но в итоге саночники вышли тренироваться на опасную трассу и погиб человек. Получается, что пока не случилась трагедия, никто не почесался. Никто не почесался и после трагедии, ибо восемнадцатого февраля на той же трассе во время тренировки разбился австралиец Дункан Харви, участник австралийской бобслейной «двойки». Теперь уже появилась и третья жертва трассы – швейцарский бобслеист.
Конечно, сейчас МОК во всеуслышание заявляет, что гибель Нодара Кумариташвилли – трагическая случайность. Стечение обстоятельств. Но зачем тогда сократили трассу? Логично предположить, что трасса меняется в том случае, если она считается опасной. Теперь для меня лично встаёт вопрос о последствиях, которые по логике вещей должны наступить для тех, кто эту трассу спроектировал, построил и допустил, что она была введена в эксплуатацию. Из-за халатности и попустительства этих людей погиб человек. Кто-то должен лишиться постов и сесть в тюрьму. И, естественно, заплатить солидные штрафы и компенсации родственникам погибшего олимпийца.
Вообще, складывается впечатление, что подготовлена олимпиада из рук вон плохо. Техническое и организационное обеспечение оставляет желать лучшего. И эти «мелочи» и «случайности» уже невозможно прикрывать грандиозной церемонией её открытия. На женской лыжной гонке спортсменка из Словении выехала с трассы и упала… в овраг. И сломала там четыре ребра. То, что она продолжила лыжную гонку для меня показатель её воли к победе. Это осуждать невозможно. Но вот возникает вопрос, откуда вообще возле лыжной трассы взялся овраг? Он так внезапно там появился? Вот секунду назад его там не было и тут – бац и возник? Очень хотелось бы знать, почему при подготовке гоночной трассы не было предпринято никаких мер к тому, чтобы обезопасить лыжников от подобных «случайностей»? Могу порекомендовать вдоль оврагов выставить сеточку заградительную. Она не допустит падения человека туда, куда не надо. И она, наверняка, стоит дешевле, чем встающие из под земли ледяные тотемы, размахивающие руками, олимпийский огонь-трансформер и З-D касатки, неотличимые от реальных. Сейчас Словенский Олимпийский комитет собирается подать иск на оргкомитет Олимпиады-2010. И, я надеюсь, это предприятие увенчается успехом.
Отвратительно подготовлена не только гоночная трасса лыжников, но и трасса для состязаний горнолыжников. За время соревнования женщин на этой трассе несколько спортсменок упали и травмировались. Трасса оказалась (опять же внезапно) слишком скоростной. А защитные заграждения со своей работой не справлялись. Столь же много нареканий вызывает оборудование, использовавшееся при стартах конькобежцев. Стартовые пистолеты не срабатывали, что не лучшим образом отразилось на результатах забегов.
Удивляет и странное отношение судей к спортсменам. Во время стартов конькобежцев японскому спринтеру показалось, что он совершил фальстарт. И он остановился и дальше не поехал. Вообще, когда кажется, тогда крестятся. Российский конькобежец, бежавший в паре с японцем, пробежал целых триста метров и только тогда судьям почему-то пришло в голову его остановить. Хотя, я так и не понял, зачем его остановили? По моему, конечно субъективному, мнению человек бежал и пусть бы себе бежал. Он что-то нарушил? Зачем останавливали? Вряд ли повторный старт улучшил результаты российского атлета. Второй конькобежец нашей сборной приготовился к старту и тут… судьи устраивают технический перерыв. Им, видите ли, захотелось посовещаться. А то, что спортсмены уже стоят на старте и «перегорают», их не интересует.
Но последней каплей стало выступление Евгения Плющенко и «справедливая» оценка,  которую ему назначили.
Выступление нашего выдающегося фигуриста – спорный вопрос. С одной стороны у меня действительно просто нет претензий к первоклассному американскому спортсмену. Лайсачек «откатал» программу чисто и это мнение не только моё, но и многих других людей. Но и Евгений Плющенко не совершил ни одной серьёзной ошибки и сколь-нибудь значимых помарок в его «прокате» я на свой не слишком искушённый взгляд не заметил.
С другой стороны в спорте всегда ценились те, кто двигает его вперёд. К новым вершинам. Быстрее, выше, сильнее – все мы помним этот громкий лозунг с советских времён. Своей актуальности он не потерял и сейчас, иначе спортсмены бы не совершали олимпийских рекордов, а занимались бы просто чистой отработкой заданной программы. Это был бы спорт? Евгений единственный из всех атлетов чисто и свободно выполнял четверные тулупы, а прыжки всегда ценились в фигурном катании очень высоко.
Мне откровенно понятно возмущение спортсмена. Полностью разделяю гнев болельщиков. И абсолютно не понимаю высказывания комментаторов о том, что это у нас «американский стиль», мнение судей и «в следующий раз будет по другому». Я возможно чего-то не понимаю, но мне всегда казалось, что судейство должно быть объективным как в жизни, так и в спорте. И должно базироваться на общих понятных и логичных правилах. И эти правила должны быть едины как для американских спортсменов, так и для спортсменов европейских и азиатских. А всякую субъективность мнений судьи должны оставить за воротами олимпиады до лучших времён.
В конце концов, если два атлета работают одинаково хорошо, то почему не дать «золото» обоим? Это типа что-то из ряда вон выходящее? А я почему-то помню, что такие случаи бывали. Могу отметить тот факт, что если бы американского спортсмена недостаточно высоко оценили, американская спортивная федерация немедленно бы встала на его защиту. И это ПРАВИЛЬНО. Потому что спортсмен не должен бороться с чиновниками. Спортсмен состязается со спортсменами, а с чиновниками должны бороться чиновники. В случае с Плющенко налицо явная предвзятость судейства. Но… наша федерация молчит. По крайней мере те жалкие попытки что-то разъяснить и опротестовать на активную защиту спортсмена никак не похожи. Господин Тягачёв как всегда засунул в рот красную конфетку подлиней да потолще и молча её сосёт. А что ещё остаётся делать, ведь после драки кулаками не машут.
Вообще, всё случившееся нам не в новинку. Не раз зрители олимпиады были свидетелями наплевательского отношения чиновников к спортсменам. Целая делегация функционеров едет вместе со спортсменами на игры, но в момент, когда в этих функционерах возникает надобность, их никогда не бывает на месте. И всегда как-то неожиданно результаты наших атлетов принижаются, а призовые места достаются не тому, кому ожидали.
Не проводится никакой предварительной разведки в непростом и бурном море предстоящей олимпиады. Не изучаются судьи, их мнения, предпочтения и пристрастия. Своевременно не подаются протесты и отводы судей, если в их объективности в будущем возникает сомнение. Нет никакой предварительной оценки уровня безопасности спортсменов в предстоящих состязаниях. Нет анализа предстоящих условий проживания и обеспечения атлетов всем необходимым. И не ведётся никакого судебного преследования судей, замеченных в нечестном судействе.
Зачем на олимпиаду едет столь большая делегация дармоедов? Они ведь всё равно ничего там не делают, а спортсмен зачастую со своими проблемами остаётся наедине, как это произошло с нашими конькобежцами, саночниками и с Евгением Плющенко. Проживание в олимпийской деревне стоит недёшево, а отдачи от «работы» чиновников в составе делегации не видно. За что платят российские налогоплательщики?
Абсолютно согласен с президентом в том вопросе, что Тягачёва и иже с ним необходимо отправить в отставку. Только это нужно было сделать намного раньше. Международный спорт – серьёзное,  жёсткое дело и тихоням и умственным импотентам там делать нечего.
В заключение задену вопрос подготовки нашей сборной к олимпиаде. Демографические сложности в стране конечно велики и молодых и здоровых за 90-е у нас не прибавилось, но неужели всё настолько плохо? Самый показательный случай – наша женская команда по кёрлингу. Возникает такое чувство, что за месяц до олимпиады чиновники олимпийской федерации мимоходом забежали в ближайший московский гламурный ночной клуб, схватили несколько первых попавшихся девочек, натянули на них спортивную форму поверх купальников и отправили на тренировки. Девочки абсолютно не понимают, где они и что происходит, хихикают, переглядываются и иногда пытаются изобразить игру. Кёрлинг – спорт не простой. Там надо ДУМАТЬ, СЧИТАТЬ и ПЛАНИРОВАТЬ действия. Есть целая стратегия, как обмануть противника и оставить победу за собой. Оценивая работу наших девочек с камнями, я вообще не заметил чего-то похожего на стратегию и спланированные действия. Всё спонтанно и на авось. Эти «спортсменки» во время соревнований умудряются кольца на руках носить! Это неслыханно и противоречит здравому смыслу, но это так.
Выводы из всего вышесказанного неутешительны. Атлетов к соревнованиям готовят плохо. В специфических видах спорта, таких как, к примеру, бобслей и скелетон нет ни баз подготовки, ни специального производства и разработки спортивного инвентаря. Снизился уровень подготовленности во всех традиционно «наших коронных» видах: конькобежном спорте, парном фигурном катании, лыжных гонках и биатлоне. Не улучшились дела и в горнолыжном спорте, а для соревнований по сноуборду спортсменов вообще не нашли, хотя экстремалов в стране пруд-пруди и их даже специально готовить не надо.
Чиновники олимпийской федерации едут на олимпиаду с одной целью – решать свои вопросы и пить водку в олимпийской деревне. На олимпиаде надо работать, а они этого не умеют. Не простой вопрос и с антидопинговой политикой. Почему-то норвежцам удаётся отстаивать своих спортсменов перед антидопинговыми комиссиями, а нам не удаётся.
В ходе олимпийских соревнований может возникнуть угроза жизни и здоровью атлетов. Защищены ли они, их родные и близкие? Оценка уровня безопасности спортсменов перед олимпиадой не производится, и, в случае появления угроз для спортсменов прения с МОК не начинаются.
Олимпиада происходит один раз в четыре года. Для многих спортсменов она бывает один раз в жизни. А для телезрителей это грандиозное зрелище, на котором хочется увидеть достойное выступление наших атлетов в честной борьбе. Но всё чаще нас ждут разочарования. Умение подготовить олимпийских чемпионов, выиграть олимпийские состязания, это показатель уровня развития страны. Правильным ли курсом идём, товарищи?