Часть 6. Кай-Аллы

Павел Пестриков
На снимке - Волосницкий канал. Это и есть кайский или верхнекамский волок.

                "На Каме, у Кайского волока, где некогда шалил 
                рыселицый леший Висел..."
                Алексей Викторович Иванов "Сердце Пармы"

    Булгарские купцы ушли. Сделка состоялась. В Булгаре они продадут эти товары с верховьев Вятки по баснословным ценам. А как иначе? Дары Севера. Меха редчайших видов северных животных. Арабский мир давно знал об этом уникальном в своем роде источнике, и он фигурировал почти во всех древнейших арабских путеводителях.  Булгары тщательно охраняли свои секреты, разрешение на торговлю в Бийсу выдавал царь лично, и, хотя обходилось это недешево, путь был полон опасностей, баснословные прибыли перекрывали все затраты купцов.
   Но купцы нас пока не интересуют. Давайте попытаемся проследить дальнейшее движение булгарских товаров. Ах, ну-да, вот и они, лешии Виселы, идут за своим. Только не из леса. По воде. По Вятке. Насады. В них вооруженные люди. Дружины человек по тридцать. Хорошо вооружены, не в пример киевлянам: мечи, кольчуги. Поневоле удивишься такому оснащению в диких непроходимых лесах. Высоки ростом. Волосы белые. Льняные одежды. Последуем за ними.
 Груженые насады поднимаются по Вятке до местечка, который на наших картах именуется городом Кирс. В нескольких километрах от Кирса дружина сворачивает в канал, который на картах обозначен Волосницким каналом. История происхождения  канала неизвестна.  Это и есть кайский (верхнекамский) волок.
 Километров семь по искусственной протоке, берег и дно которой выложены грунтом, и мы попадаем в речку, которую северяне называют Кай, а южане Волосница, хотя смысловое содержание у этих слов одинаковое, означающее наличие волока в истоке реки.
     То тут то там вдоль волока появляются северные избушки. Вдоль волока и в устье реки Кай, со всех сторон окруженный лесом, стоит город. Он очень большой, и Кирс, и Рудничный, и Светлополянск, и Кашина Гора, и Дымное Болото - все эти современные районы принадлежали раньше одному древнейшему большому городу,  жители которого вели необычный замкнутый образ жизни и не строили дорог. Их дороги были реками. Свои города они воздвигали на пересечении рек, поэтому южане к названию этих городов добавляли приставку Усть. О масштабах водной империи  можно судить, отыскав на картах города с приставкой Усть.
 Народ вису почитает медведя - символа леса и утку-морянку - символа воды. Северного мишку зыряне называют ушкуем, он неприкосновенен, его убийство не замалить никакими ритуалами. Утка-морянка или Вымь на языке вису звучит как аллы. Эта птица - бог зырян, и, подчеркивая принадлежность к царству утки,  к названиям своих городов они добавляют ее название "Аллы".  Так же называется и столица водного царства. Южане интерпретируют это слово как Галидж, на картах город обозначается как Усть-Вымь или Усть-Аллы, булгары называют его Уч-Алы, видимо, потому, что слова уч и усть имеют похожую транскрипцию. Город, в котором мы сейчас находимся на языке зырян звучит как  Кай-Аллы, что подчеркивает принадлежность его к царству утки-морянки, русские называют его просто Кай, на картах он обозначен как Усть-Кай, что булгары опять же интерпретируют по-своему - Уч Куй. Тройственность названий обусловлена тем, что народы Севера длительное время живут обособленно и не знают письменности. Их названия городов передаются из поколения в поколение.  Человек же, который составляет карту, является русским по происхождению, и наносит названия городов из имеющейся у него информации, не присутствуя в данных регионах и  не вдаваясь в тонкости национальных традиций. От него требуется систематизация очень скудной информации, чтобы ей могли пользоваться другие.  В историю, в справочники и на карты попадет именно та информация, которую укажет картограф. И уже булгарские специалисты, получив через агентов карты, занесут сведения в свои источники и интерпретируют их по-своему. Через семьсот с лишним лет потомки тех событий, о которых идет речь, будут переводить слово "кай" как устаревшее название утки "вымь", именно под такой формулировкой слово "кай" попадет во многие их словари.  Но эта формулировка неправильна, она никак не связана с языком зырян. Секрет прост - так трактовали люди непонятную связку слов, попавшуюся на глаза - Кай-Аллы. Но это было название города.
   Ближайшему соседу Кай-Аллы по царству утки в историческом аспекте повезло больше. Оказавшись немного в стороне от жизненно важных транспортных артерий, этому городу удалось сохранить нетронутой не только часть своей культуры, но даже название. Время немного исказило историческое название этого города, но тем не менее, оно, по-прежнему, осталось непривычным для русского языка. Я говорю о городе с названием Йошкар-Аллы.
Йошкар-Ола - столица современной республики Марий Эл. В республике есть еще один древний город, который носит название двух библейских братьев-врачевателей Козьмы и Демьяна - Козьмодемьянск. Но соседи-чуваши сохранили также другое название этого города -  "Чикмех-Аллы". Официальная дата возникновения города 1583 год, когда после взятия Казани Иван Грозный возвращался в Москву. Однако поселение существовало задолго до этого. В городской Богоявленской церкви сохранилась икона, приобретенная козь-модемьянскими стрельцами в 1580 году за три года до устройства острога. Причиной основания был начавшийся с 1582 года бунт луговых черемис, который продолжался до конца царствования Иоанна IV". В архивных разрядных книгах сказано так: “Апреля 4* (1583) посылал на Волгу в плавных князя Ив. Сем. Туренина, Д. Андр. Замыцкого, князя Ив. Андр. Солнцова-Засекина... и они, шед, в Козьмодемьянск, острог поставили”. Жители Козьмодемьянска принимали участие в Крестьянской войне 1670-71 под предводительством Степана Разина.
  На "дымном болоте" кайцы выращивают редкие северные породы пушных зверей, северных оленей, колонка и прудовую ночницу. Все эти животные жизненно важны для кайцев. Первые служат источником колоссальных доходов в торговле с булгарским и арабским миром. Олени выступают основным помощником и кормом,   колонок и прудовая ночница необходимы живущим на болотах для борьбы со змеями и москитами.
 Полюс холода, в котором выращивают северных оленей и кладут товары под елку -  не Усть-Юг родина Деда Мороза, а Кай-Аллы, именно Кай-Аллы.
 Здесь же, в Кай-Алле, трудятся кузнечного дел мастера. Металлургия северян на несколько веков опережает в развитии своих южных соседей. Мечи и кольчуги для славных дружинников куются в недрах Кай-Аллы. Кайцы - свободолюбивый народ, чего не скажешь о его южных соседях с рабовладельческим укладом жизни, как в Киевской Руси, так и в   Булгарии.  "Красны девицы" Кая образуют свои дружины,  трудятся и сражаются наравне с мужчинами, чем шокируют мужское население юга. Но у Севера есть свои традиции. Эти традиции есть и у северных девушек. Зырянских девушек царских кровей с малолетства готовят к уделу жен влиятельных южных князей, в целях укрепления мира. И первое, что делает зырянка, связанная узами брака - снимает мужу сапоги.
Кай-Алла это город сказителей и боянов. Свою навыки, историю и культуру местные жители передают из поколение путем слагания сказаний, которые живут веками и тысячелетиями. Так до наших дней дошли сказания про кайских жителей Алешу Поповича, Кая и Герду, кайских богов - Снежную Королеву и Деда Мороза, о знаменитых свадебных тоях в Кай-Алле, самый известный из которых описан в "Слове о полку Игореве", которое тоже дело рук и языков кайских боянов.
Основным же занятием кайцев является судостроение и плавание. Здесь стоит судоверфь. Изобилие леса и накопленные тысячелетиями навыки позволяют делать насады, которые способны по многочисленным волокам добираться до Архангельска и даже ходить дальше - по Северному Ледовитому Океану. Льды выдавливают насады кайцев, не причиняя вреда, благодаря особенностям конструкции. Именно поэтому Северная Америка и Аляска окажутся заселенными русскими, а бог Северной Америки Санта-Клаусс как брат-близнец будет похож на нашего Деда Мороза. Эта особенность русского флота будет утеряна при Петре Первом, когда на вооружение придут суда европейского образца, плохо адаптированные к русскому северу. Вместе с петровскими судами могущество русского севера начнет угасать, до тех пор, пока Север не перейдет в совсем плачевное состояние.
     Так пишут про народ Кай-Аллы арабские путешественники Ибн Хордадбеха ( 846 год) и  ал-Балхи (920 г.):
«...неизвестно, чтобы кто-нибудь достигал ее, так как ее жители убивают всякого чужеземца, приходящего в их землю. Лишь сами они спускаются по воде и торгуют, но не сообщают никому ничего о делах своих и своих товарах и не позволяют никому сопровождать их и входить в их страну. И вывозятся из Арсы черные соболя и олово. Эти русы торгуют с хазарами, Румом и Булгаром Великим».



                УШКУЙНИКИ

 Начало: [http://proza.ru/2010/02/12/74] Продолжение: [http://proza.ru/2010/02/17/316]