31. Заметки на полях сражений 751-775

Философский Саксаул
                Данные «Заметки…» - плод многолетних размышлений
                автора, а также его придирчивого отбора среди мегатонн
                словесного мусора, наводнившего русскоязычный интернет


751. Правда и неправда суть одно и то же. Одинаково бьют и лгунов, и правдолюбцев, и ещё неизвестно, кого больше и больней. И происходит это не из-за несовершенства нашего мира.

Похоже, как и во всём остальном, истина покоится где-то посередине. Ведь ещё любострастный мыслитель маркиз де Сад говорил, что ненавидит лжецов, которые объясняют свою тягу к вранью человеколюбием, но ещё больше – правдолюбцев, которых выдают их лживые глаза…

752. Четыре с половиной миллиарда лет существует Земля, и только три с половиной миллиарда лет на ней существует жизнь. Скажите мне, о чём думал т.н. бог целый миллиард лет?

753. Известный психолог Эрик Берн вывел симпатичную теорию, объясняющую многие наши выходки. Теория основывается на предположении, что в каждом из нас присутствует три состояния «я». Уживаются три персонажа: ребёнок, взрослый и родитель. И поведение человека, его отношение к окружающим определяются именно тем, кто из этой троицы управляет им в данный момент.

У одних большей частью верховодит взрослый – такие люди серьёзны, рассчитывают больше на себя, всегда готовы к борьбе, порой безжалостной. Те, в ком ведущий родитель, обожают поучать, относиться к окружающим снисходительно, но и опекать их. Если же в человеке за главного ребёнок, то и он проявляет себя соответственно – может быть по-детски приветлив и жесток, увлечённо играть в свои инфантильные игры, но всегда нуждается во взрослом и готов к послушанию.

Кто бы ни был в личности за главного, время от времени он уступает в лидерстве кому-то из оставшихся двоих. И тогда солидные руководящие дяди носятся по корту с теннисной ракеткой, или, придя домой, не смеют пере6читьо жене. Тогда прилежные тихони-студентки оказываются хищницами-любовницами, тогда громилы-бандиты, меньше всего похожие на детей, безропотно подчиняются щуплому пахану…

754. Иммануила Канта изумляло звёздное небо над головой. Я же не перестаю изумляться всеобъемлющей глубине и принципиальной непознаваемости глупости…

755. Мало кому известно, что первый вариант романа Александра Беляева «Человек-амфибия» назывался «Человек с железными жабрами», и героя звали не Ихтиандром, а Прохором, и рассказывалось в этом романе о базе для подготовки подводных диверсантов-разведчиков в Ялте.

На следующий день после сдачи рукописи в издательство Беляева вызвали «куда следует» и настоятельно порекомендовали заменить железные жабры жабрами молодой акулы, а также исключить всякие упоминания СССР, и вообще перенести действие куда-нибудь подальше. Что автор, к нашему счастью, и сделал…

756. Добравшись до самого верха и полностью реализовав свои притязания, многие впадают в некоторую растерянность: а что теперь? Где великая цель, к чему прилагать все силы?

Человек – не машина для жизни на вершине, человек – это машина для достижения вершины. А ведь с вершины все тропы ведут вниз…

757. Любой запрет раздражает человека, как прыщик, как бантик кошку, мешает ему жить спокойно. Даже если это мелкий волевой самозапрет.

Что такое самозапрет? Это человек путём рационального приказа себе подавляет свои же желания. А хотеть-то он от этого перестаёт? Нет, как раз напротив: как даст себе зарок чего-то не делать, так тут же сильнее этого и хочется. Помните, у Высоцкого:

Уж если я чего решил,
так выпью обязательно…

И ещё об искушении. Если гарантировать людям успех, безнаказанность и анонимность грабежа – хана банкам, практически у всех мораль не выдержит…

758. Побывав в деревне, Сергеич написал:

                Везде невежества
                убийственный позор…

Что бы он написал сегодня?

759. На марсианском языке самоубийцы называются «вернувшие билет». Вот они – похороненные у дорог и за оградами кладбищ, молодые и старые, мужчины и женщины, богатые и бедные, умные и глупые, здоровые и больные, красивые и уродливые. Одни не добились в жизни ничего, другие – всего, кроме счастья.

Зачем они вернули билет, зачем поторопились они в вечность небытия, которая всё равно никого не минует?..

760. Для того, чтобы ощутить себя хоть на мгновение счастливым, следует забыть про обступившую тебя действительность. Но забывчивость, к сожалению, прощается только политикам и красивым женщинам…

761. На днях по каналу «Культура» смотрел замечательную передачу – Кирилл Лавров читал отрывки из «Войны и мира» сами знаете кого.

- Пьер Безухов распечатал письмо, - с непередаваемыми интонациями произнёс артист. И я поймал себя на том, что целую секунду задумался над услышанным: «Как же ему удалось и где он в начале XIX века взял принтер?!»…

762. А вдруг Земля – это ад какой-нибудь неплохой планеты?

763. В мире не существует ничего такого, чего бы люди не стеснялись. Стыдятся абсолютно всего: профессии, внешности, одежды, социального положения, правды, родителей, добра, чувствительности, наклонностей, зарплаты, национальности, прошлого, настоящего и даже будущего. Глядя на всё это, начинает казаться, что быть человеком и вообще жить – позорно.

Но одновременно с  этим люди совершенно ничего не стыдятся. Они не считают чем-то зазорным воровство, жестокость, чванство, глупость, жадность, продажность и ещё много-много вещей, с которыми часто без всякого удовольствия сталкиваешься в жизни. Создаётся впечатление, что человечество навсегда потеряло всякий стыд…

764. Предательство – это нарушение верности единству. Единство же есть величина как реальная, так и моральная – одно скрепляется другим.

Не в том дело, что предал твоего врага, а в том, что вообще предал. Негодный человеческий материал. Его можно использовать, но с ним нельзя быть воедино, не доверишься, спину не прикроет…

765. Откроем наугад библию – эту добрую книгу про добрых людей. Вот цитата из Книги Иисуса Навина:

«Когда Израильтяне (как вам нравится народ с прописной буквы? – Ф.С.) перебили всех жителей Гая на поле… когда все они пали от острия меча, тогда все Израильтяне обратились к Гаю и поразили его острием меча. Падших (не павших, как принято писать о людях, а падших – как о скотине – Ф.С.) в тот день мужей и жён, всех жителей Гая, было двенадцать тысяч»  (Книга Иисуса Навина, 8 : 4-25)

Кстати, подобных описаний умерщвлений в библии не счесть. Чего стоят только анонсы отдельных эпизодов: «Убийство Иевосфея», «Иоав убивает Амессая», «Казнь Адонии» и т.п. В одной только Четвёртой книге Царств подглавки называются чрезвычайно забавно: «Ииуй убивает Иорама» и «Ииуй убивает Иезавель». Как-то перестаёт хотеться знакомиться с этим замечательным литературным героем

Встречаются в доброй книге и вовсе уж невероятные кровавые сцены. Вот послушайте: «И сделали Моисей и Аарон как повелел Господь. И поднял Аарон жезл , и ударил по воде речной… (Ну её-то за что?! – Ф.С.) И вся вода в реке превратилась в кровь (просто голливудский триллер какой-то! – Ф.С.). И рыба в реке вымерла, и река (сейчас внимание! – Ф.С.) воссмердела (!!! – Ф.С.), и египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле (ужас какой! – Ф.С.) Египетской»

Не верите? Посмотрите сами: Исход, 7 : 20-21.

766. Вольтер однажды заметил, что надо повеселиться в молодости, как чёрт, чтобы в старости работать, как дьявол. Сколько ни думаю над этой фразой, приходит на ум только то, что эту чушь великий мыслитель сказанул явно с бодуна!

767.  «В жизни вечно чего-то хочется, и мы страдаем от неудовлетворённости своего желания, а как чего получим и добьёмся – на минуточку счастливы, а потом снова страдаем из-за чего-то другого, так что жизнь – это сплошные страдания, а счастье – просто временное избавление от страданий, и лучше всего, чтобы не страдать, вовсе не жить», заключил изобретатель человеческого пессимизма немецкий философ Артур Шопенгауэр.

Однако человек устроен так, что у него есть потребность страдать, а поводы к страданию он найдёт всегда. Даже если у него всё-всё хорошо-хорошо, он то найдёт какую-то обиду в прошлом, то захочет быть не таким, каков он есть, и уж в любом положении может начать страдать от невозможности отыскать смысл жизни…

768. Ленин, как и любой устроитель нового, начал с разделения агнцев и козлищ. Пролетарии – направо, прочие – налево, а посередине пусть трепещет тонкая прослойка интеллигенции.

Только в такой пропорции можно ставить целью – счастье. А средством достижения его – газета «Правда», кормовой паёк и маузер…

769. «Не сотвори себе кумира», говорится в одной скучной книжке без картинок. И вот сотворили, а свободы всё нет. И не будет, потому что самоценностью обладает только воля. Она, как отпечаток пальца, неповторима и связана с индивидуальностью каждого человека.

Вольным можно остаться, даже сидя за решёткой. А свобода – понятие рабское, недостойное вольного человека. Каким же смешным выглядит американский идол с каменным негорящим факелом в руке!

770. Большая драматургия никогда не даёт ответов. Напротив, все великие задают один и тот же вопрос: почему человек так устроен? Почему человек животное? Почему он одновременно и ангел, и бес? Почему мы любим не того, кто хороший, а того, кто плохой? Почему можно быть правильным человеком и при этом врагом народа? А можно быть очень неправильным и стать героем нации…

771. Повторим же вслед за де Картом (которые русские корректоры упорно пишут в одно слово Декарт):

«Давайте же честно и добросовестно мыслить – в этом и заключается высшая нравственность…»

772. Прославленным в веках остался пострадавший от собственной неквалифицированности Икар, несправедливо затмив в людской памяти надёжного пилотягу Дедала, сумевшего без лётных происшествий дотянуть до цели.

Или ещё пример. В 356 году некий Герострат сжёг храм Артемиды Эфесской – это знают практически все. А вот что храм через 20 лет был полностью восстановлен и простоял ещё шесть веков, пока не был разрушен готами, и только век спустя окончательно прикрыт императором Феодосием, известно как-то менее.

Кто строил храм Артемиды? А кто его восстанавливал?

«Забыть Герострата!» - постановили суд и общее собрание Эфеса.
«Замучитесь забывать!», прошептал под пытками Герострат.

И он оказался прав…

773. Сама история человечества, то есть история войн и насилия, на самом деле уже есть пример отрицания существования т.н. бога.

774. Добро и Зло боролись всегда. Только с чего вы взяли, что Добро должно обязательно победить Зло? Да это ведь диалектическая пара, единство противоположностей – одно и определяется через другое.

Отдохните от абстракций. Если человек начинает сомневаться в том, что проповедует религия, и хочет разобраться сам – ага, он впадает в грех сомнения, неверия. Вы ему советуете перестать думать? Большое спасибо, но этот номер не пройдёт! Думать – удел человека, познавать – его неотъемлемое свойство.

Опять же религия говорит одно, аи практическая жизнь – другое. По религии нужно жить так, а на практике все живут эдак, и священники ловко подгоняют теоретическую базу – что, мол, ничего страшного в такой практике нет: ну, даёт банкир деньги в рост, ну, посылает политик солдатиков на убой, ну, пашет трудяга, чтоб иметь барахла не меньше, чем у соседа, - и всё это отлично согласуется с религией.

Богу богово, а кесарю кесарево не отдашь – кишки выпустит. Какой в этом смысл жизни?

775. Либералы, коммунисты, демократы – всё сплошной нафталин, трупы червивые. За ними будущее? Как бы не так! Системы и принципы партий не просто изжили себя, а уже воняют и брызгают трупным ядом. Им ничего не нужно, кроме власти.

И это будущее страны? Посмотрите на эти ублюдочные рожи – на каждой начертан врожденный порок, независимо от того, левые они или правые.

Видели ли вы красивых людей в политике? И не увидите…