Пятница. Вячеслав Ильин

Блиц-Молния
Когда нет влечения. Сексуальность и творческий кризис.

Есть много общего в двух таких разных (казалось бы) вещах, как семейная жизнь и жизнь творческая. И там и там случаются кризисы. Творческий кризис и кризис снижения сексуального влечения в паре очень похожи по внутреннему строению. Но давайте по порядку, по очереди.

Я бы назвал 2 основных момента, необходимых для сохранения живого сексуального влечения в паре.

1. Чуткость к себе и партнёру
2. Осознанное принятие риска и нестабильности в отношениях, изменчивости как своих чувств, так и партнёра.

Оба партнёра должны осознавать, что зафиксировать чувства невозможно, и нужно замечать изменения в себе. Невозможно всегда одинаково любить, невозможно постоянно одинаково возбуждаться на те же стимулы. Пока люди живы, их потребности меняются. Поэтому всегда есть риск потерять контакт друг с другом, всегда есть риск, что партнёр, или Вы сами, влюбитесь или возжелаете кого-то ещё. Этот риск надо уметь принимать. И поэтому совместная жизнь - это постоянная чуткость к себе, друг к другу, и постоянное обновление "договора". Если же в паре нет роста личностей, нет обновления и "передоговаривания", то это стагнация и смерть для отношений.

Сексуальность не может быть сосредоточена на одном человеке, и необходимо осознавать свои чувства ко всем остальным не-партнёрам. Можно не изменять партнёру, но невозможно запретить себе реагировать на других. Если же своё возбуждение загнать в рамки жесткого подавления, оно погаснет и с партнёром.

Теперь - как же устроен творческий кризис. Да так же. Только партнёром в этом случае каждый является самому себе. В гештальт-психотерапии есть такое понятие как "контакт с собою". Он ничем не отличается от "контакта с другим".

Внутри каждый из нас - это бездонная глубина души, неисчерпаемое бессознательное. Мы полны тайн и сюрпризов. Ещё вчера мне хотелось светлого пива, а сегодня хочется тёмного - вот сюрприз, откуда это взялось? Тайна покрытая мраком. (Ну, не будем тут дискутировать о физиологических потребностях и о химическом составе пива).

Наши чувства изменчивы. Наши потребности растут - и происходит рост личности, расширение кругозора, познание мира. Если мы чувствительны к новому в себе - это и есть творческий потенциал. Если же мы реализуем эти новые желания - то это творчество. Творчество всегда связано с риском и неизвестностью. Я не знаю, чего мне захочется в следующий миг - и это есть условие для возникновения нового. Когда я сочиняю стихи - я не знаю наперёд, что получится, не знаю - буду ли я выглядеть хорошим человеком, выпуская наружу свои чувственные импульсы. Я не знаю, одобрят ли меня и моё творение читатели. И всё-таки рискую. Рискую в том числе и тем, что нифига не родится нового или интересного. А если я ничего не написал - поэт ли я? Я теряю статус и самоуважение, я пугаюсь.

Но если я в состоянии выдерживать страх, рискуя, если я в состоянии признать себя любым - агрессивным, пошлым, скучным или даже НЕ творческим - я расслабляюсь. Я могу быть каким угодно.

И тогда, когда я расслаблен - мне легко творить или не творить. Я возбуждаюсь новой идеей, но если её не удалось написать - грущу и прощаю себя. И тогда я живой, чуткий к себе, и гораздо больше шансов всё-таки что-то творческое создать. Тогда я снова возбуждаюсь идеей, рискую, творю.

А творческий кризис - это стагнация. Если вы входите в одну и ту же реку раз за разом, и она всё время та же, тогда это - болото, а не река. В сравнении с сексом, это попытка творчества в одной и той же "позе" годами. Но одна и та же творческая поза приедается, возбуждение падает. Может быть поэтому авторы, которые нашли "свой стиль" и перестали экспериментировать и рисковать - выхолащиваются в своих произведениях.