К Северному полюсу - напролом!

Воинство Руси
автор Феликс Цыганенко http://www.proza.ru/avtor/feliksik

"К Северному полюсу - напролом" - крылатая фраза  адмирала Степана Осиповича Макарова, автора проекта ледокола «Ермак».

На снимке фотокора ТАСС  С.А.Майстермана - "Молящийся мусульманин на верхушке планеты"

В августе 1990 года в Мурманском морском пароходстве, под флагом которого я работал к тому времени более 20-ти лет,  произошло очередное историческое событие. Атомный ледокол «Россия» совершил первый в мире поход на Северный полюс…  с интуристами! Как тут не вспомнить соотечественника, командора Седова и его героическую попытку в 1913 году покорить верхушку планеты. Из истории освоения Северного полюса известно, что экспедиция, к сожалению, была плохо подготовлена. До архипелага Земля Франца-Иосифа группа Седова добралась на шхуне «Святой Фока», где в виду отсутствия топлива, пришлось зимовать. Ослабевший после суровой и холодной зимы, Седов заболел цингой, но отправился с двумя спутниками штурмовать полюс пешком.  Отчаянная и безнадёжная попытка закончилась гибелью мужественного и бесстрашного русского офицера. Седов знал, что обречён, но возвращаться неудачником домой было выше его сил. Матросы похоронили своего командора на мысе  Аук, у острова Рудольфа.

Эти места и непредсказуемый нрав Арктики мне хорошо знакомы. В 1992 году на теплоходе-снабженце «Юта Бондаровская» мы оказались в ледовом плену. Это случилось после выгрузки полярникам острова Рудольфа и судно выручал  тот же ледокол «Россия», вызванный по Радио с трассы Северного морского пути...

Прошло около 80 лет с той поры, когда Седов со товарищи мучился от холода на шхуне «Святой Фока». За это время шхуны сменили паровые, дизельные, а потом и атомные ледоколы. Один из них, атомоход «Россия», доставил к верхушке планеты желающих водрузить там свои национальные флаги! Интуристы спускались с тёплых кают по трапу и под объективами теле и фотоаппаратуры, втыкали в лёд флагштоки. Вот вам плоды прогресса и цивилизации!

Когда высокие широты стали доступны даже туристам, историки разных стран стали спорить на тему: представитель какой религии побывал первым на Северном полюсе? Одни запальчиво утверждали, что это католик Роберт Пири, первооткрыватель полюса в 1909 году, другие – что американец Фредерик Кук. Однако эксперты пришли к выводу, что ни один, ни другой так и не достигли географической точки Северного полюса. До самой верхушки планеты  у них оставались какие-то десятки миль...

И всё же первыми, кто произнёс на Северном полюсе слова благодарности Господу, были американские подводники. В 1956 году на атомной подводной лодке «Наутилус» они всплыли в полынье у Северного полюса. А вот первым в мире надводным судном, достигшим верхушки планеты, в 1977 году был советский атомный ледокол «Арктика».

А что же наши подводники? Советский подводный атомоход «К-3» («Ленинский комсомол») прошёл под паковыми льдами Северного полюса в 1962 году. Однако из-за толщины льда в 4,5 метра всплыть не удалось. Через год, в сентябре 1963 года, впервые в географической точке Северного полюса всплыла  атомная подводная лодка «К-181» под командованием капитана второго ранга Юрия Сысоева. Водружали подводники на Северном полюсе и российский флаг. Первым это сделал в июле 1994 года экипаж атомной подводной лодки «Б-414»,  которой командовал Сергей Кузьмин, ныне Герой России, контр-адмирал, командир одного из соединений атомных подводных лодок...

Однако вернёмся к историческому рейсу атомного ледокола «Россия» в 1990 году.  На борту судна, в числе интуристов, был представитель ислама Ибрагим Шараф из Объединённых Арабских Эмиратов. В районе Северного полюса он постелил на льду коврик и усердно молился Аллаху! Всемирно известный фотохудожник Семён Аронович Майстерман, он же фотокор ТАСС, запечатлел на плёнку этот редкий кадр. Его работа «Молящийся мусульманин на верхушке планеты»,   обошла многие газеты мира (смотри фото).

Как только атомоход «Россия» вернулся в Мурманск,  случай с мусульманином был отражен в  газете Мурманскогго морского пароходства «Арктическая Звезда»: «…трудно представить какое он (Ибрагим Шараф. Авт.) получил потрясение, когда из знойной пустыни Аравии попал во льды Северного Ледовитого океана. Тут поневоле вспомнишь Аллаха. Тридцатиградусный мороз оказался бессильным перед жаром вознесения благодарности Всевышнему. После посещения полюса, Шараф не подхватил даже насморка..."

Много лет спустя после уникального путешествия, будучи в России, Ибрагим поблагодарил русских за необычный поход к Северному полюсу.
- Я побывал в новом, ранее неведомом мне фантастическом мире, - поделился он своими впечатлениями...

Благодаря атомным богатырям, через несколько лет на Северном полюсе побывало более двух тысяч туристов. Самым «полюсным» ледоколом считался мурманский атомоход  «Ямал»,  совершивший на конец 2002 года 22 прихода на северную макушку планеты!  Александр Лембрик, капитан «Ямала», рассказал про одного туриста, древнего, но богатого американского старичка, который всюду опаздывал, потому что уже еле ходил. Ближе к полюсу у старичка появилась навязчивая идея…  искупаться в полынье. А купание в Арктике для такого кризисного организма чревато…  Но старичок упёрся: мол - мечта жизни.  Пришлось потворствовать причудам интуриста и выделить четырёх моряков. Они обмакнули охотника ледовых купаний и всё обошлось благополучно.

Своими впечатлениями о рейсе на «Ямале» поделился мурманский поэт и писатель Владимир Семёнов:
- Наш рейс был благополучным. Особенно благодаря Земле Франца-Иосифа (ЗФИ), её островам, проливам и окрестностям. Здесь туристы увидели и китов, и дельфинов, и моржей. И даже белых медведей, для которых архипелаг – дом родной.  ЗФИ и для туристов в конечном счёте оказался подлинным центром, «полюсом» круиза. Здесь сосредоточено большинство арктических красот. Конечно, интересно и даже просто стоять у борта, следить, как рушатся двухметровые льдины под мощным форштевнем «Ямала», поражая масштабом и своеобразием своего поведения. Но это разнообразие в рамках однообразия. Сам полюс – тоже только лёд, символическая точка над четырёхкилометровой глубиной водяного холода.  А ЗФИ  - это поразительная земля, уже почти негодная для человеческой жизни, но всё ещё годная для любования и любви. Не худо бы было приохотить к этим красотам и рядового россиянина, для  которого Турция, увы, ближе собственных северных богатств…