Мы были первыми...

Воинство Руси
автор Феликс Цыганенко http://www.proza.ru/avtor/feliksik , фото из Интернета: атомный ледокол «Ленин» на проводке судов в «Арктике».

За тех,
Кому не подают парадных трапов,
За тех,
Кто пашет Ледовитый океан.
«Третий тост». Виталий Маслов. Начальник судовой радиостанции атомного ледокола «Ленин».

Таймыр для страны – золотая кладовая. Меди, алюминия, никеля, кобальта, золота – здесь на сотни лет! Но как вывезти это богатство? Вокруг Норильска с его рудниками и заводами – тундра на тысячи километров. Железная дорога связала Норильск лишь с портом  Дудинка, что на Енисее. Потому и приобрёл он стратегическое значение. Но вот беда: зимой Енисей-батюшка напрочь закован льдом! А до конца 70-х годов прошлого столетия у нас ещё не было мощных транспортных судов, приспособленных к зимней Арктике.

В общем, обстановка требовала круглогодичной навигации. Чтобы доказать её возможность, в 1972 году дизель-электроход «Куйбышевгэс» вместе с двумя другими судами совершил зимний экспериментальный рейс на Дудинку. Проводку в Арктике обеспечивал атомный ледокол «Ленин». Автор этих строк, в должности третьего электромеханика «Куйбышевгэса», вместе с другими моряками в полной мере испытал, что такое арктическое плавание…  в зимнее время…

Биография дизель-электрохода «Куйбышевгэс», построенного в 1957 году,  от первой до последней страницы была связана с Арктикой. Но никогда ранее не доводилось его морякам плавать здесь в декабре-январе месяце!..   Так что наш рейс - это настоящая битва со льдом и крепко пришлось потрудиться даже ледоколу «Ленин» под командой капитана Соколова. К слову, старшим инженером-электромехаником на нём был Виктор Борзых, отработавший несколько лет на «Куйбышевгэсе». Мы радостно приветствовали двухметрового гиганта, когда ледокол брал нас на короткий буксир. Ведая о больших запасах спирта на ледоколах, мы просили поделиться его «огненной водой» с коллегами…  в шутку, конечно.

Караван судов постоянно застревал в арктическом льду, и атомоход бегал от одного судна к другому, чтобы взять «на усы» и вытащить транспорт в русло канала. Во время одной из таких операций, навалившись кормой, атомный богатырь сделал нам большую дырку в форштевне. Угроза лишиться рейсовой премии заставила ледокольщиков взяться за ремонт своими силами. На борту «Ленина» в штате были классные электросварщики, доказавшие на деле, чего они стоят! На носу «Куйбышевгэса» соорудили подвесную площадку, наладили прожектора и трудились в три смены…  причём в ужасных условиях! Ураганный ветер со снежным зарядом, полярная ночь и крепкие морозы…   Без ложного пафоса скажу – это была воистину трудовая доблесть моряков «Ленина». А выполненная работа оказалась настолько качественной, что дизель-электроход «Куйбышевгэс» плавал с этой заплатой до своего «победного» конца, пока не отправили на гвозди в Испанию…

В Дудинку мы всё-таки пробились…  Мороз стоял под пятьдесят градусов. Были проблемы с механизмами. Маломощный котёл не в состоянии обогреть судно. Жилые помещения сильно остывали, на переборках кают выступал иней. Спасались с помощью 10-киловаттных переносных электрических калориферов производства США. Благо, когда-то возили в Канаду московский цирк и обогревали с их помощью животных в трюмах. А теперь вот они пригодились и для покорителей Арктики! Аппараты установили в коридорах жилой надстройки, при открытых дверях в каюты. Этим и спасались…

Крепко доставалось палубной команде, руководимой боцманом Юрой Фартушным. Трюмы судна-ветерана закрывались допотопным способом – с помощью лючин и брезента. Во что превращался брезент в пятидесятиградусный мороз – можно себе представить. В общем, доставалось всем! Есть о чём вспомнить!..

В обратный путь загрузились медно-никелевой рудой. Переход до Мурманска был не менее напряжённым. Но, вернувшись в порт приписки, мы по праву чувствовали себя победителями. Многие моряки были отмечены тогда правительственными наградами. В их числе начальник радиостанции «Куйбышевгэса» - Борис Иванович Лездкан,  моряк старой питерской закваски, награждённый орденом Трудового Красного Знамени.

Завершившийся удачно экспериментальный рейс доказал, что круглогодичная навигация на Дудинку вполне реальна. Однако, необходимо строить специальные арктические суда! Так оно и случилось. Целая серия рудовозов усиленного ледового класса была создана на верфях ГДР, а позже – Финляндии. Кроме ледокольно-транспортных судов на верфях Финляндии, страны – законодателя ледокольного флота, были спущены на воду три дизель-электрических ледокола с ограниченной осадкой. Они и помогли укротить в зимнее время могучую сибирскую реку от Дудинки до Диксона…

Совершить зимнее плавание на Дудинку мне довелось и в конце 80-х годов на новом рудовозе «Иван Сусанин». Это был уже не пробный рейс, а вполне обычное плавание, даже в январе месяце! Да…   «Иван Сусанин» - это совсем другое дело! Куда там старенькому «Куйбышевгэсу»... Это автоматизированное судно с мощной энергетической установкой, ледовым корпусом, комфортными одноместными каютами, пассажирским лифтом и финской сауной. Два котла обеспечивали теплом жилую надстройку, гидравлика позволяла открывать трюма без каких-либо проблем. Матросы были обеспечены КАЭ (костюм арктический экспедиционный) с подкладкой из верблюжьей шерсти на спине и ватными брюками. У вахтенного, что нёс службу у трапа, была видна только полоска глаз. Всё остальное надёжно утеплено…

И всё-таки, на арктическом судне-труженике «Куйбышевгэсе» мы были первыми, когда бились со льдом, прорываясь в Дудинку. Почти сорок лет минуло с той поры. Но воспоминание о необычном рейсе и законное чувство гордости греют душу ветеранам…