Эвристическая анкета о дефиците панорамного мышлен

Диалоги Сияющих Душ
ЭВРИСТИЧЕСКАЯ АНКЕТА О ДЕФИЦИТЕ ПАНОРАМНОГО МЫШЛЕНИЯ (ДПМ)
                ОТВЕТЫ И.А.БЕЛОВА (Пинск).
      1.Кому в наибольшей (наименьшей) мере присущ ДПМ и  почему: работнику физического труда, безработным,  деклассированным элементам, ученым, приверженцам религий и тоталитарных культов, служащим?
      И.Б.: в наименьшем - ученым, в наибольшем - деклассированным элементам.
      2.Являются ли человеческие пороки причиной (следствием) ДПМ?
      И.Б.: да.
      3.Какие пороки наиболее повинны в ДПМ и почему: нравственные недостатки,  невежество, бюрократизм, догматизм, фанатизм, чрезмерный романтизм, доверчивость, розовый (чрезмерный) оптимизм или другие пороки?
      И.Б.: невежество (ограниченное мировоззрение).
      4.В чем Вы видите пути преодоления ДПМ?
      И.Б.: воспитание творческой личности.
      5. В чем трудность этого процесса?
      И.Б.: в несовершенстве системы обучения.
      6.Существуют ли люди, у которых совершенно нет ДПМ?
      И.Б. нет.
      7.Если существуют, то, что это за люди?
      И.Б.: -
      8.Как Вы оцениваете свой личный ДПМ (нулевой, ненулевой)?
      И.Б.: ненулевой.
      9.Если ненулевой, то в чем он состоит: в незнании, по независящим от меня причинам, тех истин, которые мне жизненно необходимы; в неумении найти такие истины; в отсутствии квалифицированной и оперативной помощи в этом вопросе; в личной недостаточной организованности?
      И.Б.: не знаю.
      10.Как измерять масштаб ДПМ: индивидуально или в рамках социальных групп или всего социума?
      И.Б.: Индивидуально.
      11.Как его измерять индивидуально? Возможна ли его количественная мера или это только качественный показатель?
      И.Б.: качественный показатель.
      12.Как качественно определить ДПМ?
      И.Б.: согласно психологическим тестам.
      13.Как соотносится понятие ДПМ и счастья? Счастлив тот, кто не знает панорамы всей правды или это счастье ложное?
      И.Б.: Ложное счастье.
      14.Может ли быть счастлив человек, осознавший и  прочувствовавший панораму сложности всего происходящего в мире больше, чем другие люди?
      И.Б.: да.
      15.Медицинская этика запрещает говорить неизлечимому больному правду о его болезни. Возможно ли, что, по меньшей мере, общепланетная этика запретит человеку познавать весь общепланетный негатив в целях психотерапии?
      И.Б.: да.
      16.Существует ли у каждого человека свой лимит познаваемой негативной информации, превышение которого приводит к  разрушению его психики?
      17.Если существует то как его лимитировать, чтобы не сломать человеческую психику излишним негативом?
      18.Какова структура высококачественного (идеального) панорамного мышления? Знания о чем в нем первичные (основные) и  второстепенные?
      И.Б.: первичные знания законов жизни, все остальное - вторичное.
      19.ДПМ это насквозь негативное явление или Вы усматриваете в нем моменты позитива?
      И.Б.: есть позитив.
      20.Если есть позитив, то в чем вы его усматриваете?
      21.Существует такая проблема "сатурации" (перенасыщения общества информацией). Возможно ли, что радикальное преодоление ДПМ упрется в тупик сатурации?
      И.Б.: нет.
      22.Существует ли конечный предел усваиваемой человеком, человечеством информации?
      23.Как соотносятся понятия ДПМ и мировоззрение? Панорамное мышление - это высококачественное мировоззрение?
      И.Б.: панорамное мышление - это высококачественное мировоззрение.
      24.Как относится понятие ДПМ к проблеме неисчерпаемости сущностных сил (элементов) человека и к проблеме неисчерпаемости возможностей науки? В.С.Барашенков и А.С.Потупа за неисчерпаемость возможностей науки, И.Т.Фролов - за неисчерпаемость человека, Протагор говорил, что человек есть мера всех вещей. А.С.Компанеец, Р.Фейнман - за близость науки к завершению. А многие ученые, например, Кутырев даже человеческое творчество считают вредным. Кто прав? В чем, в связи с этим, идеальная панорама мышления?
      И.Б.: я за неисчерпаемость сущностных сил человека и возможностей науки.
      25.Банк идей и потребностей есть один из путей преодоления ДПМ. Какие идеи и потребности надо в нем собирать: соответствующие материалистическому мировоззрению академической науки или все не противоречащие морали и праву без исключения?
      И.Б.: нужно собирать идеи, имеющие общечеловеческую ценность, вне зависимости от того, соответствуют ли они  материалистическому идеалу официальной академической науки.
      26.Допускаете ли Вы, что возвышение человека до глубочайшего раскрытия его сущностных сил и творческих потенций, до признания его индивидуального гения уникальным и незаменимым является одним из главных моментов панорамного  мышления? Является ли в связи с этим доброжелательность, гуманизм и альтруизм (любовь к людям) обязательным условием успешности возвышения человека?
      И.Б.: да.
         27.Панорамность предполагает максимальную широту представлений, то есть экстенсивное их расширение (вширь) до некоего максимума (или оптимума). Следовательно, панорамное мышление – это разновидность экстенсивного показателя мышления (расширения мышления до целостного восприятия всего наблюдаемого мира). Значит, возможны и интенсивные показатели мышления (углубление мышления до фундаментального понимания явлений, т.е. знать немного обо всем и всё о немногом)?
          28.Для оптимального (максимального – это не одно и то же) панорамного мышления видимо недостаточно знать немного обо всём? Нужно знать необходимый и достаточный оптимум обо всём?    
          29.Если говорить об оптимальном панорамном мышлении, то нельзя не остановиться на полноте охвата панорамой мысли всего материального мира и всего культурного богатства человечества. Но чем больше полнота системы знаний, тем труднее соблюсти её непротиворечивость, о чём и свидетельствует теорема Гёделя о неполноте формальных систем. (Правда, в статье известного логика А.А.Зиновьева “Комплексная логика” // Вопросы философии,2003, №1, С.30, говорится, что автор еще 30 лет назад построил логическое исчисление, в котором не имели место знаменитые гёделевские постулаты, и решил все связанные с ним проблемы (включая проблемы полноты, разрешимости и непротиворечивости), но до сих пор никто всерьёз не анализирует эти решения А.А.Зиновьева, насколько мне известно). Где же золотая середина между дефицитом панорамного мышления и противоречиво полной панорамой нашего мышления? Значит панорама мышления в состояния насыщения (или перенасыщения) даёт нам противоречивые данные об объектах исследования?
         30.Как принцип оптимальной панорамности мышления связан с принципом всесторонности рассмотрения (следует отметить, что ошибочно считать В.И.Ленина автором этого принципа, который был рассмотрен в одном из элементов диалектики в его “Философских тетрадях”. Я обнаружил этот принцип в трудах древних евреев, живших много веков тому назад)? 
        31.Какова цель (цели) преодоления ДПМ (оптимизации панорамного мышления)? Просвещение населения, преодоление его невежества, превращение человека в организатора природы (по Хильми), научится преодолевать неопределённости нашего существования и познания прошлого, настоящего и будущего???
         32.Что значит мыслить панорамно? Познавать мир не фрагментарно, а в целом, целост-но? Понять своё место, назначение и цель в жизни? Быть сведущим в том, что нам жизненно необходимо? Жить всегда в духе времени и на волне событий? Уметь адаптироваться к любым изменениям жизненных обстоятельств?
         33.Можно ли по аналогии с ДПМ говорить: дефицит фундаментального мышления (ДФМ), дефицит интенсивного проникновения в истину?
         34.Дефицитом каких ещё особенностей страдает мышление современного человека: нормативной лексики в мышлении; логичности мышления; грамматической правильности в мышлении; свободы от употребления иностранных слов и заумных научных терминов в мышлении; негатива в мышлении, который из-за формирования пессимистических мироощущений вредно влияет на психику, мешает бесстрастности и объективности; чрезмерного (розового) оптимизма в мышлении, который дезориентирует в деятельности; чрезмерного педантизма и догматизма в мышлении, которым страдают многие суперконсервативные учёные и т.д.???
         35.Проводили ли Вы когда-нибудь классификацию дефицитов необходимых и достаточных элементов, особенностей мышления современного человека с распределением их по степени важности для эффективности мышления?
         36.Известны ли Вам такого рода классификации?
         37.Какое место по степени важности занимает среди них ДПМ?    
         38.Являются ли панорамное и фундаментальное мышление взаимодополнительными, делающим мышление совершенным, максимально эффективным?
         39.Может ли ДПМ быть вызван максимально (оптимально) развитым фундаментальным мышлением и наоборот ДФМ быть вызван максимально (оптимально) развитым панорамным мышлением?
         40.Возможно в философии уже есть какие-то синонимы ДПМ и ДФМ, которые несколько в другом разрезе отражают эти понятия? Например, непросвещённость, неумение видеть целостный образ познаваемого объекта (“неумение видеть за деревьями леса”) в случае ДПМ или глубинный сущностные его образ (в случае ДФМ)?
         41.В чём главные сущностные моменты ДПМ и ДФМ?
         42.Как ДПМ мешает общению? Не применима ли здесь такая модель: каждый человек мог бы быть величайшим ускорителем (стимулятором) развития хотя бы одного другого человека, но ДПМ (или ДФМ) мешает нам разглядеть в толпе людей этого самого нужного нам в этом плане человека (своей половинки коллективного гения)?
          43.Есть ли такие люди (гении общения), которые способны находить (объединять) такие половинки и не они ли спасут человечество от духовнородственного сиротства (разобщения) путём преодоления (помощи в преодолении) ДПМ и ДФМ в межличностном общении?
         44.Считаете ли Вы, что нашли всех ускорителей своего духовного (интеллектуального) развития или возможны и для Вас новые чудеса общения (новые открытия) в этом плане?
          45.Как мешают ДПМ и ДФМ людям в познании самих себя, своего гения, своей основной цели и назначения?
         46.Являются ли ДПМ и ДФМ основным источником психической напряжённости в обществе?
         47.Не считаете ли Вы, что преодоление ДПМ и ДФМ в масштабах всего человечества объединит всех людей в единый коллективный гений (гениальную мозаику), ибо они, наконец, поймут, что только объединённый родственными узами полного и глубокого взаимопонимания коллективный разум человечества достигнет максимально возможной интеллектуальной и духовной мощи?
15.05.2007