Зеркальные стихи

Alla Gozun
                Предисловие

Сначала сошлёмся на Юрия Лотмана: "Графическая урегулированность
служит интересным примером реализации особенности поэтических
текстов... Виды графической выразительности в определенном
отношении представляют лишь графические адекваты неграфических
структурных уровней, в ряде случаев графика в поэзии составляет
самостоятельный структурный уровень, который не может быть передан
ничем, кроме нее самой". Здесь очень важно - "ничем, кроме нее самой".
 
Я помню, как в одном стихотворении Аллы Гозун ("Обещай") содержалась
некая скрытая непонятная тайна, неопределенность, с которой было
неяcно, что делать. Но совершенно неожиданным образом эта тайна
вскрывалась, как только стихотворение начинаешь читать снизу вверх -
от конца к началу.

Что при этом происходит? Текст тот же самый, но меняется композиция,
а именно она зачастую несёт в себе свое собственное содержание,
которого не будет в тексте, если его просто расположить в одну
длинную строку или даже в столбцы.
 
Здесь же, в стихах Аллы Гозун, строки в первой части стиха
расположены  традиционно: сверху вниз, а затем снизу - вверх.
Вторая часть стиха - зеркальное отражение первой.
Этот графический приём обусловлен необходимостью показать
полноту драматургии произведения. Вроде бы слова те же самые,
но акценты смещаются, появляется смутное ощущение "возвращения
на круги своя" - и это уже  совершенно другая, тревожная,
драматургия. Это уже другие стихи  - и читать их надо по-другому.
 
По форме стихи напоминают шеврон. В переводе с французского
слово  «chevron» означает «стропила», в первую очередь,
корабельные; есть стропила - опора для кровли в виде двух
бревен, соединенных под углом верхними концами и упирающихся
в стены здания нижними концами; есть скользящие стропила,
применяемые при возведении крыши, когда любая оплошность
в расчётах может привести к её разрушению. 
Такие вот скользящие стропила и есть в зеркальных стихах
Аллы Гозун. В них нет ни оплошностей, ни недочёта. 
Они выдерживают любую нагрузку.

А еще шеврон - отличительный знак, как trade mark, и теперь
уже принадлежащий Алле Гозун, указывая на ее исключительное
право писать такие стихи.
 
Сергей Фаустов, г.Вологда,4сентября 2014

P.S.
Алла, я открою в Вологде "Клуб Аллы Гозун" - тут тебя многие знают.
Он будет c очень красивой вывеской. Там будут подавать кофе в фарфоровых
чашках с синими корабликами, а на стенах будут висеть зеркальные стихи.
С.Фаустов



            ищу тебя

Ищу тебя и нахожу во всём -
   В лиловых сумерках, в колеблющихся тенях,
      В словах, что мы с тобой произнесём
         При встрече в энный год от мира сотворенья.

         При встрече в энный год от мира сотворенья
      В словах, что мы с тобой произнесём
   В лиловых сумерках, в колеблющихся тенях –
Ищу тебя и нахожу во всём.

2003

       Всё возможно в дождь...

В дождь острей ощущаешь сиротство
 Одинокой притихшей земли.
  В дождь всегда вспоминается остро
   Отчий дом, что остался вдали,
    В дождь всегда объясняется просто
     То,  что раньше понять не могли,
      И возможен приезд Калиостро...
       B дождь...во сне...на картине Дали...

       В дождь...во сне...на картине Дали...
      И возможен приезд Калиостро...
     То, что раньше понять не могли,
    В дождь всегда объясняется просто.
   Отчий дом, что остался вдали,
  В дождь всегда вспоминается остро.
 Одинокой притихшей земли
В дождь острей ощущаешь сиротство.

08/06/95(2003)

Весенней ночью колдовскою

Весенней ночью колдовскою
 Вполне возможны чудеса -
  Внимательно следят за мною
   Твои влюблённые глаза.
    Я с очарованной душою
     Лечу над спящею землёй -
      Шлейф звездный за моей спиною
       И серп луны над головой.
        Весенней ночью колдовскою
         Я сил неистовых полна,
          Я пеной рождена морскою,
           Я для блаженства создана;
            Высокородна и свободна -
             Рабою верной обернусь,
              Я Моной Лизою Джокондой
               Тебе сквозь время улыбнусь.

               Тебе сквозь время улыбнусь
              Я Моной Лизою Джокондой,
             Рабою верной обернусь -
            Высокородна и свободна;
           Я для блаженства создана,
          Я пеной рождена морскою,
         Я сил неистовых полна
        Весенней ночью колдовскою.
       И серп луны над головой,
      Шлейф звездный за моей спиною -
     Лечу над спящею землёй
    Я с очарованной душою;
   Твои влюблённые глаза
  Внимательно следят за мною -
 Вполне возможны чудеса
Весенней ночью колдовскою.

(1997)2003

   Воспоминание о Дальнем Востоке

Воздух, словно весенний берёзовый лист,
  Сочный, нежно-зелёный и клейкий,
     Из-за сопок - луны выплывающий диск,
       Рельсы брошенной узкоколейки,
         Запорошенный снегом рябиновый куст,
           Красных ягод застывшая прелесть,
             В тишине - отдаленный валежника хруст,
               Тени, шёпот - блаженная ересь...

               Тени, шёпот - блаженная ересь...
             В тишине - отдаленный валежника хруст,
           Красных ягод застывшая прелесть,
         Запорошенный снегом рябиновый куст,
       Рельсы брошенной узкоколейки,
     Из-за сопок - луны выплывающий диск,
    Сочный, нежно-зелёный и клейкий,
  Воздух, словно весенний берёзовый лист.

1997(2003)

       От себя никуда...

От себя никуда не уйдёшь.
   От себя - круглый год бездорожье,
      Для себя не работает ложь,
         Правду скрыть от себя - невозможно.

         Правду скрыть от себя невозможно.
      Для себя не работает ложь,
   От себя - круглый год бездорожье,
От себя никуда не уйдёшь.

1997(2003)

    Приснись мне, Анатолия!

Приснись мне, Анатолия, приснись!
 Дохни в лицо античною жарою,
   Встань предо мной высокою горою,
     Оазисом цветущим возродись.
      Приснись мне, Анатолия, приснись!
        И ветра свист напомни за спиною,
          И круп коня, дрожащий подо мною,
           И конницы твоей могучей рысь.
            Приснись мне, Анатолия, приснись!

            Приснись мне, Анатолия, приснись!
           И конницы твоей могучей рысь,
          И круп коня, дрожащий подо мною,
         И ветра свист напомни за спиною -
        Приснись мне, Анатолия, приснись!
       Оазисом цветущим возрoдись,
      Встань предо мной высокою горою,
   Дохни в лицо античною жарою -
  Приснись мне, Анатолия, приснись!

1997(2003)

   Думаю о тебе

Тонким кружевом слов
 Мной укрытая нежно
    Ты плывёшь безмятежно
      Каравеллами снов
        В мировом океане
          Исчезает в тумане
            Белизна парусов

            Белизна парусов
          Исчезает в тумане
        В мировом океане
      Каравеллами снов
    Ты плывёшь безмятежно
  Мной укрытая нежно
Тонким кружевом слов.

1996(2003)

   До встречи где-нибудь...

До свидания. - До встречи где-нибудь.
 Лишних слов не терпит расставанье.
  До свидания. До встречи. Не забудь.
   Повторяешь ты, как заклинанье.
    До свидания. - До встречи никогда.
     Никогда. - До встречи. - До свиданья.
      Словно в чёрных дырах без следа,
       В никуда исчезнет мирозданье.
        До свидания. - До встречи. - Обещай.
         Не скупись. - Что стоят обещанья?
          До свидания. - До встречи. - До прощай.
            Лишних слов не терпит расставанье.

            Лишних слов не терпит расставнье.
           До свидания. - До встречи. - До прощай.
          Не скупись. - Что стоят обещанья?
         До свидания. - До встречи. - Обещай.
        В никуда исчезнет мирозданье,
       Словно в чёрных дырах без следа.
      Никогда. - До встречи. - До свиданья      
     До свидания. - До встречи никогда.
    Повторяешь ты, как заклинанье.
   До свидания. До встречи. Не забудь.
  Лишних слов не терпит расставанье.
До свидания. - До встречи где-нибудь.

29 февраля 1996г (2003)

    Salut, l'artiste!

              Памяти Марчелло Мастроянни
Привет, артист, привет!
 Счастливого пути!
  Смотрю тебе вoслед,
   Ладонь прижав к груди.
    Ещё не время, друг,
     Ещё всего лишь - шах,
      Ещё натянут лук
       У времени в руках.
        Ещё не грех рискнуть -
         Пусть жизнь всего одна,
          Ещё прекрасна чуть
           сутулая спина.
            Ещё нет слова "нет",
             Ещё цветам - цвести.
              Привет, артист, привет!
               Счастливого пути!

               Счастливого пути!
              Привет, артист, привет!
             Ещё цветам - цвести,
            Ещё нет слова "нет".
           Сутулая спина
          Ещё прекрасна чуть,
         Пусть жизнь всего одна -
        Ещё не грех рискнуть.
       У времени в руках
      Ещё натянут лук,
     Ещё всего лишь - шах,
    Ещё не время, друг.
   Ладонь прижав к груди,
  Гляжу тебе вослед.
 Счастливого пути!
Привет, артист, привет!

20/01/97(2003)

       ...там, где обнаружена соизмеримость
       вещи с пересказом, там простыни не смяты,
       там поэзия, так сказать, не ночевала.
          О. Мандельштам, "Разговор о Данте", 1933г.

         Стихи
    
Стихи нельзя пересказать,
  Стихам в косноязычье тесно,
    Их надо наизусть читать,
      Не отступая от контекста.
        Рождение стихов сродни
          Математическим расчетам,
            И словно формулы они -
              Не терпят лжи и в доле сотой.

              Не терпят лжи и в доле сотой
            И словно формулы они -
          Математическим расчетам
        Рождение стихов сродни.
      Не отступая от контекста,
    Их надо наизусть читать,
  Стихам в косноязычье тесно,
Стихи нельзя пересказать.

1997(2003)

            Я не знаю....

Я не знаю, что сказать мне Bам в ответ -
 Слишком много между нами зим и лет,
   Слишком быстро дней несётся чехарда,
     Нет пространства меж словами "нет" и "да".

     Нет пространства меж словами "нет" и "да".
   Слишком быстро дней несётся чехарда,
 Слишком много между нами зим и лет ,
Я не знаю, что сказать мне Bам в ответ -

2004

          Милый лжец

Меня весенний дождь сегодня пригласил
 Весёлые его послушать песни.
  Не скрою, милый лжец, ты мне - ах,как польстил.
   Неужто никого нет интересней?

   Неужто никого нет интересней?
  Не скрою, милый лжец, ты мне - ах, как польстил.
 Веселые его послушать песни
Меня весенний дождь сегодня пригласил.

1999(2004)

              Как будто...

Как будто бы вчера, а смотришь - жизнь назад,
  Как будто жизнь назад, а смотришь - как вчера,
    Как будто правда всё, а смотришь - всё игра,
      Как будто никого... Но чей же это взгляд?

      Как будто никого... Но чей же это взгляд?
    Как будто правда всё, а смотришь - всё игра,
  Как будто жизнь назад, а смотришь - как вчера,
Как будто бы вчера, а смотришь - жизнь назад.

2003

        Лэди Кармина

        Душистая ветка жасмина,
         Весна, аргентинское танго,
          Венок из цветков апельсина,
           Японская грустная танка.
            Бумажный фонарик китайский,
             На ветке душистой жасмина,
              Плод сладкий на дереве райском -
               Сорвать бы и съесть вас, Кармина.
                Ну что же вы, лэди Кармина?
                Игры не бывает без риска.
                Душистая ветка жасмина
                Увы! - отцветает так быстро.
                Ах, скоро сиеста, Кармина!
                Всё тише мелодия танго
                И больше не будет жасмина,
                Забудется грустная танка,
                Завянут цветки апельсина,
                Фонарик китайский порвётся,
                Но вы не печальтесь, Кармина -
                В сравнении всё познаётся.
               
                В сравнении всё познаётся.
                Но вы не печальтесь, Кармина. -
                Фонарик китайский порвётся,
                Завянут цветки апельсина,
                Забудется грустная танка
                И больше не будет жасмина,
                Всё тише мелодия танго...
                Ах, скоро сиеста, Кармина!
                Увы! - отцветает так быстро
                Душистая ветка жасмина.
                Игры не бывает без риска -
                Ну что же вы, лэди Кармина?
               Сорвать бы и съесть вас, Кармина -
              Плод сладкий на дереве райском,
             Душистая ветка жасмина,
            Бумажный фонарик китайский,
           Японская грустная танка
          Венок из цветков апельсина,
         Весна, аргентинское танго,
        Душистая ветка жасмина.

1998(2003)

          Бросай слова...

Бросай слова на ветер. - Говори!
  Не сдерживай потока восхищенья,
    Из ничего легенду сотвори -
      Слова, слова... Нет слаще обольщенья.

      Слова, слова...Нет слаще обольщенья.
    Из ничего легенду сотвори -
  Не сдерживай потока восхищенья,
Бросай слова на ветер. - Говори!

04/12/2004

        просьба, отраженная в зеркальной поверхности воды

                Заплачь со мной - мне одиноко
                Мне не с кем слёзы разделить
                Не знешь ты как тяжко быть
                Забытою людьми и богом.

                Забытою людьми и богом
                Не знешь ты как тяжко быть
                Мне не с кем слёзы разделить
                Заплачь со мной - мне одиноко
12/05/2008


           Я не ушла. - Я здесь

  Я не ушла. - Я здесь, в тени ветвей,
    В душистых травах, в красоте соцветий,
      В разливах рек, в огромности морей,
        Я в аромате будущих столетий.
          Я не ушла. - Я здесь, в тревоге дней,
            В прохладе вечеров, спасающей от зноя,
              В долинах гор, в бескрайности степей,
                В затмении луны, в гекзаметре прибоя.

                В затмении луны, в гекзаметре прибоя.
              В долинах гор, в бескрайности степей,
            В прохладе вечеров, спасающей от зноя,
          Я не ушла. - Я здесь, в тревоге дней,
        Я в аромате будущих столетий.
      В разливах рек, в огромности морей,
    В душистых травах, в красоте соцветий,
 Я не ушла. - Я здесь, в тени ветвей.

2008(2011)

        Не иначе

Кто-то мне вослед хохочет
     Кто-то плачет
Буде сказано всё к ночи
       Не иначе

       Не иначе
Буде сказано всё к ночи
    Кто-то плачет
Кто-то мне вослед хохочет

2010(2014)

             *****
  Я хочу быть звуком твоих шагов
   Твоим смехом, дыханьем, тобою,
    Я хочу быть песней твоей без слов
     Я хочу быть твоею судьбою
      Я хочу быть светом твоих очей
       Твоим сердцем в груди твоей биться
        Я хочу быть тайной твоих ночей
         Я хочу без тебя не родиться.

         Я хочу без тебя не родиться.
        Я хочу быть тайной твоих ночей
       Твоим сердцем в груди твоей биться
      Я хочу быть светом твоих очей
     Я хочу быть твоею судьбою.
    Я хочу быть песней твоей без слов
   Твоим смехом, дыханьем, тобою
  Я хочу быть звуком твоих шагов.

2012
           *****

 я к разлуке не готова
   птиц летящих пересвисты,
     шелест падающих листьев
       я хочу услышать снова
 
       я хочу услышать снова
     шелест падающих листьев 
   птиц летящих пересвисты
 к разлуке не готова

2013

___________

Кое-что из рецензий:

У-у-у, Алла!
Вот это да!
Может быть, я чересчур тёмен, может, только слегка,
но отродясь
такого не видывал. Какой "гиперпалиндром"-то!
И звучит ведь, и смысла у него полные закрома,
и... да всё у него есть!
В общем – с моей стороны только восторги,
не лишённые светлой наивности
и наивной любви к симметрии :)
Всегда Ваш,
Сергей Никулин - 2003/06/07 19:07 •

Красивое сооружение. Как дом, отражающийся в зеркале пруда.
Телемах - 2003/06/10 22:41 •


Согласно точной математической формуле, общее количество
генерируемых четверостиший равно количеству перестановок:
N = 4! = 4 x 3 x 2 x 1 = 24
Однако, если принять к рассмотрению еще и все возможные
гениальные трехстишия, двустишия и даже одностишия
(например: "Не сдерживай потока восхищенья"!),
то мы получим дополнительно:
4 х 3! = 24 - трехстиший, 6 х 2! = 12 - двустиший
и 4 одностишия.
Таким образом, общее количество гениальных стихов,
генерируемых из четырех гениальных строк, равно 64.
АГо, ты достигла абсолюта.
Борис Папуас - 2004/12/15 23:24 •
 
Палиндромы Ваши посмотрел с удовольствием...
Вообще, это особенность Ваших стихов.
Вы, если и не собираетесь писать палиндром,
он у Вас всё равно выходит. Входит-выходит...
Буду думать: о каких душевных особенностях
автора свидетельствует такая эстетическая
особенность его стихов?

Василий Марач - 2003/11/16 15:01

Действительно интересно. Но объяснимо ли? Хотя...
В наше время?
       С неизменным почтением,
Задумавшаяся Я.
Always,
Alla Gozun - 2003/11/16 21:03

..."На самом деле" "истинным" "содержанием" стихов 
является их "форма".
Ибо именно в "форме" находят выражение глубинные
мировоззренческие основания личности ( о которых она
сама может и не знать, как Достоевский не подозревал,
что он атеист). А мировоззрение личности интимно
связано с её психологическими особенностями.
Сочиняя стихи и читая их друг другу ( это
относится к любому искусству) мы взаимодействуем
мировоззрениями. Когда, например, юная "учащаяся
кулинарого техникума" слушает группу "Руки вверх",
она получает серьёзную психологическую поддержку.
Ей как бы говорят:"Да, да, мир такой примитивный
как ты  о нём думаешь. С тобой всё в порядке.
Мы такие же как ты. И все такие же. Всё классно.
Танцуй дальше!" И ей становится хорошо и радостно.
Это попса.
С высоким искусством, в принципе, то же самое.
Только оно не по шёрстке гладит, а заставляет
"задуматься" о собственных основаниях. Высокое
произведение должно недоумение вызывать...
Палиндром? Зачем палиндром?
Почему палиндром? Что мне сообщает подсознание
автора? И что мне с этим делать?
...Как Вам такой размышлизм?
- ВМ.
Василий Марач - 2003/11/16 23:15

Я всё-таки заглянула в поиск.
Мои "палиндромы" (не знаю как их назвать) не вписываюся
в эксперименты, типа - "А роза упала на лапу Азора".
Палиндро;м (от греч.  — «назад, снова» и др.-греч.
 — «бег, движение»), иногда также палиндром (от греч.—
движущийся обратно, возвращающийся)
Это что-то другое. Они движутся. Да. Но снизу вверх.
Как бы против течения, сами по себе и не испытывают
при этом сопротивления, при этом возникает чувсвтво
радости, от которой перехватывает дыхание. Как на качелях.
Я не сочиняю их преднамеренно. Более того, я об этом узнаю
совершенно случайно.. Как бы случайно.
Как бы. - Потому что случайного не былывает.
Каждый случай есть следствие причины, часто нам неведомой. 
Вот в чём загадка и для меня тоже. Смысл не изменяется,
разве что акценты несколько смещены, угол освещения
несколько меняется: то, что было как бы вторичным -
выходит на первый план, и, как результат, - ничего
вторичного всё первостепенно,всё -главное -
смысл(смы-сыл!) тот же - это, разумеется, в том случае,
когда он есть, а он есть, он на поверхности,он не скрыт
в словоблудстве.
Что Это такое? - Космодром? -
А может быть это импрессиодром?-Всё зависит от того,
под каким углом падает поток света на стог сена или
на Руанский Собор.  Посмотрите "Приснись мне, Анатолия!"
или "Воспоминание о Дальнем Востоке".
А размышлизмы Ваши  я "читаю с тайною тоскою и начитаться
не могу".
Flattered,
Alla Gozun - 2003/11/17 01:48

Dear Alla!
Я, кажется, могу в первом приближении объяснить
"палиндромность" Ваших стихов.
Как-то, размышляя о поэзии Пушкина, я писал Вам,
что поэт в своём творчестве не "изображает" мир,
в котором живёт, а создаёт такой виртуальный мир,
где душа его может обрести то, чего ей недостаёт
(у Пушкина это прежде всего "покой и воля").
Чем гармоничней нарисованная картина, тем больше
проблем в реальной жизни и дисгармоний в душе.

Чем выделяются Ваши "мегапалиндромы"?
ЭТО СТИХИ В КОТОРЫХ ВРЕМЯ ОСТАНОВИЛОСЬ.
Там - статичная картина. Ничего почти не происходит.
Лексически это достигается почти полным отсутствием
глаголов. А ведь именно глагол передаёт в речи
движение времени. Но время на самом деле необратимо.
Если фильм пустить назад, там начнут происходить
невероятные вещи, дым от костра, например, сгустится
в поленья.
Мы знаем, что так не бывает и не смотрим фильмы
"в обратную сторону". A вот неподвижную картину
можно рассматривать как угодно, потому, что времени
в ней нет. И Ваши стихи читаются в любую сторону.
Иногда их можно читать с середины.
С любого места. Не удивлюсь, если кто-то научится
их читать ходом шахматного коня...
ВЫ БОИТЕСЬ ВРЕМЕНИ. Вас страшит его неумолимость
и необратимость. Поэтому Вы и пытаетесь подсознательно
создать некий как бы "рай", где время  остановилось.
Но живёте-то Вы в реальном мире, который периодически
врывается в Ваши мечты. И Вы понимаете, что рай-то
Ваш - фарфоровый. То есть всё, что в нём есть, может
в любую минуту разбиться, исчезнуть. Поэтому и относитесь
Вы к ним (миру и раю)амбивалентно. Вот почему в первом
слое стиха у Вас гармония, красота, иногда, даже, красивость,
а вот в глубине... В самой-самой глубине боль, страх и
ощущение трагедии...
Это противоречие и является причиной их (стихов)
поэтической ценности...

Вот, примерно, так...
-ВМ.
Василий Марач - 2003/11/17 12:29

Рецензия на «зеркальные мои стихи»
 
Спасибо за ссылку - такое великолепие!
Столько блеска и той самой изумительной простоты,
которая бывает только от виртуозного владения
словом... Сама зеркальнось - изумляет, ведь в стихах
ничего нельзя вылепить, можно только отшлифовать
пришедшее... такие спокойные казалось бы и благополучные
интонации - но почти за каждой, там, в глубоко запрятанной
многослойности, те самые, пережитые и отодвинутые горькие
минуты, о которых можно лишь догадываться по редкому слову
 и по неожиданно возникающим ассоциациям, несущим тайну
рождения...

Да, это очень правильно, наверное - мир прекрасен,
мы несовершенны, и дисгармония жизненных перипетий
не вправе разрушать его гармонию...

Иногда мне кажется, что даже просто созрецание
без наполняющих его ассоциаций не даёт того всплеска,
которое раждает строки - возможно это не так...
"...В дождь больней ощущаешь сиротство одинокой
притихшей земли..." - это о всех нас..
.
Татьяна Ерёмина Караганда   07.10.2011 02:59 



Рецензия на «Зеркальные Стихи»

Интересная форма стиха! Не знаешь к чему её отнести:
По начальным буквам слов - это не акростих, скорей
всего АНАФОРА ЗВУКОВАЯ, в зеркальном отображении.
А в содержании - БУМЕРАНГ СТИХОВОЙ ОХВАТЫВАЮЩИЙ.
Интересен стих "Я хочу быть звуком твоих шагов...! -
в нем анафора расширенная (повтор первого полустишия
"Я хочу быть..." почти во всех стихах,и бумеранг стихов -
замечательно! Понравилась и форма и содержание
стихотворений. Хорошо и короткое лаконичное стихотворение
"Я к разлуке не готова..." - где стихи похожи на форму
композиционного повтора -
РЕФРЕН.Ваши эксперименты интересны и требуют еще
углублённого изучения.
С уважением Александр...
Александр Соколов 14   11.05.2014 12:25   

Благодарю вас, Александр!
Там внизу, в рецензиях, я объясняла,
что это всё - незапланнировано.
Мне понравилось ваше определение:
бумеранг звуковой охватывающий.
Но опять же - это только эффект,
но не суть процесса.
Я посмотрела Ваше резюме и подумала,
что может быть Вы смогли бы высказать
свою точку зрения. А вдруг? :)
Мне нужно предисловие к этим стихам.
Это было бы очень интересно.
Заранее благодарна,
АГо
Алла Гозун  12.05.2014 07:30
 
Реценнзия:

Стихи Аллы Гозун своеобразны по форме и содержанию.
Хотя она их и называет «Зеркальными», это не совсем
верно, в них соединено несколько литературных тропов
и фигур.
По начальным буквам стихи напоминают акростих, но это
не акростих, ибо из начальных букв не складывается
слово или фраза или предложение.
В стихотворении «Как будто...» усматривается
лексико-синтаксическая фигура – АНАФОРА – единоначатие
 всех стихов словосочетанием «Как будто».
В стихотворении «Я хочу быть звуком твоих шагов…» -
явная ЗВУКОВАЯ АНАФОРА – единоначатие всех стихов
звуком «я», но одновременно и анафора первых полустиший
«Я хочу быть…».
В стихотворении «я к разлуке не готова» просматривается
композиционный повтор, напоминающий РЕФРЕН, и наиболее
выражена ЗЕРКАЛЬНОСТЬ стихов: четвёртый стих заканчивается
стихом «я хочу услышать снова» и пятый начинается этим стихом.
И с пятого стиха стихи идут в зеркальном отображении, что
теоретики стиха ещё называют БУМЕРАНГОМ. А я бы добавил
БУМЕРАНГ звуковой охватывающий.
Что-то есть в стихах от ПАЛИНДРОМА: читай не стих справа
налево, а стихотворение хоть снизу вверх, хоть сверху вниз.
Все эти лексические фигуры соединены увязаны и трудно отделить
одну форму от другой, что и создает это своеобразие и красоту
стиха.
Если говорить о содержании стихов, то мир, отображенный в них
несколько не реален. В нем нет динамики движения. Это застывшая
картинка. Красивая картинка, вырванная из жизни. То есть то,
о чем автор мечтает, любит или ненавидит. А эта зеркальность
и создаёт ощущение крайности и безысходности.
В стихах ощущение чувства глубокого одиночества
(Заплачь со мной - мне одиноко,
// Мне не с кем слёзы разделить),
или вот (В дождь всегда вспоминается остро
// Отчий дом, что остался вдали).
Какого-то ощущения страха, разбитости и слабости,
красивости и какой-то незащищенности (
Тени, шёпот - блаженная ересь...
// В тишине - отдаленный валежника хруст,
// Красных ягод застывшая прелесть,
// Запорошенный снегом рябиновый куст).
Даже ощущение трагичности (От себя никуда не уйдёшь.
// От себя - круглый год бездорожье), или вот
(До свидания. - До встречи никогда).
Ощущение края (Сутулая спина // Ещё прекрасна чуть,
// Пусть жизнь всего одна - // Ещё не грех рискнуть.
 // У времени в руках // Ещё натянут лук,
// Ещё всего лишь - шах, // Ещё не время, друг.
// Ладонь прижав к груди, // Гляжу тебе вослед.
// Счастливого пути! // Привет, артист, привет!).
Желание быть счастливой (Я хочу быть песней твоей
без слов // Твоим смехом, дыханьем, тобою
// Я хочу быть звуком твоих шагов), или вот
(я к разлуке не готова), или вот ещё (Не скрою,
милый лжец, ты мне - ах, как польстил), и (
Слова, слова. Нет слаще обольщенья),
и это (Высокородна и свободна;
// Я для блаженства создана,
// Я пеной рождена морскою,
// Я сил неистовых полна
// Весенней ночью колдовскою).
Стихи наполнены ассоциациями,
философскими размышлениями и образами:
(Не знешь ты как тяжко быть
// Забытою людьми и богом…),
или: (Напрасно тщится графоманство
// Нельзя таланту научить…).

И верно - мир прекрасен, но совершенен,
дисгармония жизни разрушать его строгую
гармонию... И этот условно-реальный мир,
периодически врываются мечты. И понимаешь,
что он может рухнуть и исчезнуть в любую минуту.
А эти повторы в стихах, углубляют остроту чувств.

С уважением...
Александр Соколов 14
 
Александр!
Я несколько раз читала  Вашу рецензию.
Она переликается с рецензией Вас. Марача, чьим мнением
я очень дорожу, так как он,в некотором смысле, угадал или,
скорее,почувствовал скрытый смысл конструкций, который
заложен в этих стихах. Для меня это было открытие.
В равной мере так же , как и Ваши объяснения.
С признательностью,
Алла Гозун

Алла Гозун   13.05.2014 04:38