Лабиринт

Вольд Ди Ара
Говорят, есть разница между текстами рукописными и теми, что набраны на компьютере. Этот текст – рукописный, так же, как и первые три «Листа». Интересно, разница чувствуется?

Я так долго искал это стихотворение,что не могу
удержаться от того, чтобы не привести его в
качестве эпиграфа целиком:

Мир - лабиринт. Ни выхода, ни входа,
Ни центра нет в чудовищном застенке.
Ты здесь бредешь сквозь узкие простенки
На ощупь, в темноте - и нет исхода.
Напрасно ждешь, что путь твой сам собою,
Когда он вновь заставит сделать выбор,
Который вновь заставит сделать выбор,
Закончится. Ты осужден судьбою.
Вдоль бесконечных каменных отростков
Двуногий бык, роняя клочья пены,
Чей вид приводит в ужас эти стены,
Как ты, блуждает в чаще перекрестков.
Бреду сквозь лабиринт, уже не веря,
Что повстречаю в нем хотя бы зверя.

Хорхе Луис Борхес (перевод с испанского В. Алексеева)


Мир – лабиринт. Лабиринт чувств, надежд, стремлений. С самого рождения мы оказываемся замкнутыми средь его узких извилистых улочек, сплетающихся друг с другом и пересечениями создающих полный абсурда и нелепостей хаос. И коль уж мы появились тут, приходится изучать его изменчивую географию, придумывая себе ориентиры и делая исчезающие зарубки.
Почему-то на улицах Лабиринта распространено мнение, что жить нужно, непременно двигаясь. И поэтому все его обитатели находятся в постоянном движении, по большей части беспорядочном и бестолковом. Однако время от времени возникает некто, пытающийся привести это движение хоть в какой-то порядок. Мотивы его странны и непонятны, и усилия его часто приводят к смертельному исходу как его, так и тех, кто последовал за ним. Впрочем, мне кажется, появление таких «регулировщиков» обусловлено самой концепцией «движенья», и кто знает – не является ли их смерть только исключением, подтверждающим это общее правило. С другой стороны, люди сами стремятся к упорядоченному движению, иногда стихийно сбиваясь в группы, идущие к одной точке. И при этом совершенно неважно – как именно называется эта точка, кто зовёт к ней и известен ли путь.
Разумеется, тут же появляются спекулянты, продающие на всех углах карты и схемы: «Путь к Белому Кролику», «Кратчайшая дорога к Синему Верблюду» и прочими абсурдными названиями, внушающими тем не менее благоговейный восторг алчущих достижения цели. И неважно, что карты липовые и начинают врать за ближайшим поворотом, неважно, что путь может занять тысячелетия – главное, что есть цель и указан способ её достижения.
По моему глубочайшему убеждению, само понятие «цели» (называемой некоторыми также «идеалом») и появилось ради вот этого упорядочивания движения в Лабиринте. Равно как и понятие «дороги» к ней. Ибо в Лабиринте все точки в принципе равны, и наделять какие-либо из них какими-то особыми свойствами и особой привлекательностью мне представляется не совсем корректным.
Вообще по поводу устройства и смысла существования Лабиринта ходит много теорий и легенд, распространяемых в основном как раз теми, кто указывает пути и цели. Одни из них утверждают, что в этих так называемых «особых» точках находится выход из Лабиринта, оговаривая, впрочем, что увидеть его дано не каждому, а уж выйти – тем более. В легендах рассказывается о тех, кто сумел покинуть пределы Лабиринта, но доверять им нет никаких оснований. Есть даже предания о том, что наступят времена, когда Лабиринт будет полностью разрушен и те, кто выживет (списки и критерии, как правило, приводятся самые разнообразные) при желании смогут идти в любом направлении. Согласно другим теориям тот, кто достигнет «цели», при последующем своем появлении на улицах Лабиринта окажется в более изящных и благоустроенных районах, где движение будет более быстрым и приятным. Некоторые даже утверждают, что «переброс» в эти районы происходит незамедлительно.
И тут же шарлатаны всех мастей обещают путём заклятий и всевозможных обрядов осуществить моментальный «переброс» одним усилием воли, если не в саму «особую» точку, то хотя бы в её ближайшие окрестности. Справедливости ради стоит сказать, что у некоторых это даже получается. Правда, оказавшись в новом месте, люди с изумлением озираются вокруг, понимая, что принципиально это место ничем не отличается от того, где они только что были. И нередки случаи внезапного возвращения обратно, что, конечно же, не увеличивает доверия к такому способу перемещений в Лабиринте.
Разумеется, там, где есть упорядоченное движение, находятся непременно те, кто начинает идти против общего потока. Поначалу их клеймят как еретиков и безумцев, однако со временем такие индивиды образуют свой, ничем не отличающийся от прочих, поток, и все успокаиваются.
В старые времена еще можно было встретить последователей правил «левой» и «правой» руки, призывавших попробовать обойти весь этот мир – от заброшенных трущоб до сияющих дворцов, но они давно уже канули в небытие.
Все эти искатели «путей» и «целей» смешны ещё и потому, что сам Лабиринт никогда не находится в покое, то меняя положение улиц, по попросту создавая новые и стирая старые. И там, где только вчера был широченный проспект, завтра вполне может возникнуть тупик.
А люди всё бегут и бегут… Стоит тебе появиться тут, как тебя тут же подхватывают заботливые руки «родителей» и куда-то тащат, вовсе не интересуясь твоим мнением по этому поводу. Потом, взрослея, ты начинаешь сам придумывать себе «цели» и выбирать свой «поток» среди множества других, иногда меняя ориентиры и сворачивая в сторону, но уже неспособный просто остановиться и оглядеться по сторонам…
И только я (и немногие подобные мне) сижу на тротуаре, скрестив ноги, лузгаю семечки, раздражая тех, кто бежит мимо. А если вдруг им приходит в голову спросить у меня дорогу, посмеиваясь, показываю пальцем. В любую сторону. Потому что разницы - никакой.

14-16 февраля 2007 г., Астрахань