27. Заметки на полях сражений 651-675

Философский Саксаул
                Данные «Заметки…» - плод многолетних размышлений
                автора, а также его придирчивого отбора среди мегатонн
                словесного мусора, наводнившего русскоязычный интернет


651. Когда мне бывает стыдно, я непременно начинаю борьбу с собой и, как правило, непременно побеждаю. Как-то давным-давно философ Эпиктет сказал в беседе с Гераклитом:

                ЛЮДИ С СОВЕСТЬЮ И ЛЮДИ БЕЗ НЕЁ –
                ВСЕ ПОСТУПАЮТ ОДИНАКОВО…

652. Очень человечная книга библия, и написана для людей. Вот какую строку нашёл я в Книге Екклесиаста, или Проповедника (2:2):

«О смехе сказал я: «глупость!», а о веселье: «что оно даёт?»… Может быть, это о дубовицком «Аншлаге»?

653. Услышать что-то несоветское в советские времена было просто невозможно, и наши артисты из кожи лезли вон, чтобы донести до слушателя идеологически диверсионные песни, минуя цензуру. Вот  два забавных случая.

В 1973 году тогда ещё совсем молодой Саша Градский в сборном концерте представил песню «Into The Firе» группы «Deep Purple», которую умудрились разучить ребята из группы «Скоморохи» (!), так:

- А сейчас прозвучит песня «Всё в огне», которая заняла первое место во всеанглийском конкурсе песен гражданского содержания!

Второй случай подобен первому. Стас Намин знаменитую «Fire» Джимми Хендрикса представил как песню знаменитого борца за свободу всех угнетённых народов Джимми Хендрикса «Разреши мне стоять в огне борьбы за наше правое дело»!

654. Каждое человеческое существо – запутанный клубок парадоксов. Литераторы же – самое наглядное тому подтверждение, поскольку все результаты смертельной схватки с жизнью у них остаются на бумаге…

655. Жалобы на жизнь – бессмысленное времяпрепровождение. Мизантропия – удел трусливых. Любовь к жизни – возможная только вопреки всему – требует мужества. Не истеричного героического порыва, а мужества каждодневного, сиюминутного, спокойного и отрешённого.

И потому «какое это счастье – жить» больше не кажется неуклюжей расхожей банальностью.

656. Глубокое моё убеждение в том, что здоровье человечества заключено в либерализме. Революция же – вырождение, насилие и кровь, полная невозможность найти новые пути, увидеть новые виды, а также возврат к мрачности, к древнему распаду…

657. Мы берём в руку зажигалку, когда нам нужен огонь. А когда нам требуется решить серьёзную философскую или нравственную проблему, мы прибегаем чаще всего к помощи религии. Хотя прекрасно понимаем, что любая религия – это не более чем набор стандартных ответов на не менее стандартные вопросы, которые время от времени приходят в голову практически  каждому.

«Стой и постигай чудные дела божьи». В принципе, одной этой фразой можно объяснить что угодно – солнечное затмение, причины экономического спада в стране, везение в карточной игре. Важно лишь чувствовать, когда и с какими интонациями её надо произносить – глубокомысленно, с трепетом,  с восторгом, с дрожью в голосе, с воодушевлением, а надо бы – с насмешкой…

658. Таможня, визы, досмотры, загранпаспорт. Всё это ограничивает передвижение человека на земле, хотя именно для этой свободы на своей планете человек и был рождён…

659. О братьях наших меньших.

Человек смог приручить только умственно дефектных особей. Инстинкт свободы у зверя в крови, и только вырожденец, отторгнутый стаей, променяет волю на безопасность, право охоты на миску помоев.

Сколько волка ни корми, он обязательно убежит. А если не убежал, значит, ничего волчьего в нём не осталось.

Все домашние животные – ублюдки дикой природы, улучшенные плановой селекцией. Из поколение в поколение человек отбирал в помёте наиболее подходящих ему – преданных, работящих и покорных. Кто-то отдавал ему молоко, кто-то тянул тяжести, кто-то защищал хозяина, погибая сам. Но все они потеряли главное, что было в их жизни – свободу…

660. Мир держится на людях, которые живут не как все, которые ломают глупые законы, смеются над маразматическими устоями и не боятся поступать так, как считают нужным.

Смею надеяться, что один из них я.

661.                На свете счастья нет,
                но есть покой и воля…

Как убийственно точно сказал Сергеич: покой и воля. Покой как неспешность бытия, воля как возможность выбора…

662. Коммунисты зовут назад, к обанкротившемуся учению Маркса и Ленина, демократы тянут в капитализм, патриоты договорились едва ли не до фашизма. Все имеют равную трибуну, а простой человек, вроде нас с вами, теряется и не знает, чем ему жить!

Самые пассивные ударились в православие, которое суть тот же вчерашний, средневековый день.

Нужна общая, национальная идея, и тогда все мы, от президента до дворника, будем точно знать, чем и как жить. Да где ж её взять?..

663. Вопрос вопросов: если т.н. бог-отец позволил убить  с в о е г о  сына, то какое ему дело до тех, кто не состоит с ним в родстве?

664. Каждый фильм киноконцерна «Мосфильм» предваряет знаменитая заставка «Рабочий и Колхозница». Оба гиганта даже на небольшом экране выглядят довольно внушительно: Рабочий, взметнув молот, делает шаг в сторону, видимо, Светлого Будущего, туда же устремилась и Колхозница, приложив к молоту серп.

Смотрю на них и думаю, что задуманного марш-броска в светлый коммунизм как-то не получилось – погорячились, видимо, вожди-атаманы, чего-то не додумали. И именно из-за них ни Рабочий, ни Колхозница в светлое будущее не дошагали. Колхозница, скорее всего, превратилась в фермершу, а Рабочий со своими накачанными мускулами и молотом, видимо, подался в рэкетиры.

Они, работяги, и не могли никуда дойти. Ведь стоит только представить, что оба железных мастодонта сделают из этой позиции второй шаг, как тут же повалятся друг на дружку, запутавшись в собственных ногах и устаревших орудиях производства.

А, может быть, именно эту коварную мысль – падение при следующем шаге – и закладывала в свою скульптурную композицию до того верная конъюнктурщица Вера Мухина?

665. Идея социального равноправия – это вредная утопия, размягчающая волю каждого. Конечно, лучше сделать из государства дойную корову, превращая его во всеобщий собес. Нет, хочешь выжить – делай свой бизнес, а не умеешь – никому нет до этого дела, можешь смело отправляться к праотцам, благо на земле всё равно тесно от дураков!

666. Удивительную физиологическую считалку нашёл я в т.н. книге книг. Вот что написано в Книге притчей Соломоновых, 6:16-19:

«Вот шесть, что ненавидит Господь (! – Ф.С.), даже семь, что мерзость душе Его:

Глаза гордые, язык лживый; и руки, проливающие кровь невинную,
Сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству,
Лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями»

Давайте посчитаем вместе: глаза – раз, язык – два, руки – три, сердце – четыре, ноги – пять, лжесвидетель – шесть. Всё же шесть, не семь!

667. Нам  от рождения дан не разум, а только способность к разуму. Эта способность может быть развита, а может и тихо угаснуть, как у большинства вообще и бывает…

668. Развитием логического мышления я обязан Станиславу Лему, гениальному польскому фантасту, чьи книги впервые открыл для себя почти тридцать лет назад. И поверьте, лучшего учебника логики найти просто невозможно.

Холодная, убийственная, безукоризненная  логика Лема настолько совершенна, что временами кажется почти нечеловеческой, причём под нечеловеческим я имею в виду не стоЯщее вне человеческого опыта, а скорее находящееся над неким пределом человеческих возможностей.

При таком подходе к логике представьте, например, как выглядела в глазах этого признанного мастера недавно отшумевшая  «перестройка» - как жутчайшая вакханалия абсолютно нелогичного мышления.

669. Христианство возникло как религия рабов – ты можешь избить меня, продать, лишить всех благ, но моё достоинство я нахожу в другом, мне ведома лишь высшая истина, и сгинешь ты в грехах своих, а я возвышен богом через свою истинную веру…

670. Само понятие «интеллигент» есть только в русском языке. Первым интеллигентом считается некто Радищев, который, как сейчас говорят, был неплохо устроен по жизни ещё в конце XXVIII века при Екатерине и пострадал за своё антиправительственное сочинение «Путешествие из Петербурга в Москву», где возопил о страданиях крестьянства, то есть простого народа, при законах проклятого царизма.

Сам же он, как выяснилось, простым народом не был, имел средства и не бедствовал. Но зато имел совесть и сострадал – потому и интеллигент…

671. Даю название докторской диссертации немецкого философа Артура Шопенгауэра: «О четверояком корне закона достаточного основания» (1813).
Поняли что-нибудь? Да и не надо! Не изучайте философов, друзья, пишите лучше стихи…

672. Знаете, как сказал довольно умный Уильям Блейк? «Если бы другие не были дураками, так ими были бы мы…»

И, кстати, ещё лучше высказался по этому же поводу не менее умный Бальзак:

«Есть разные типы ума: скажем, умный философ (это он на меня, видимо, намекал – Ф.С.) будет на базаре без труда обманут умным торговцем, который туп и тёмен по части устройства мироздания, зато философ совершенно не понимает, как надо спекулировать, пользуясь практической человеческой психологией…»

673. Как однажды сказал венгерский полиглот Арминий Вамбери, нет ничего вернее банальных истин, ибо они подтверждены временем.

674. Единственное, на что можно смело плевать, так это на уважение окружающих. С детства нам вдалбливали в голову эту мерзкую псевдоморальную истину: «Не хвали себя, пусть другие заметят и оценят!»

А кто эти другие? В большинстве своём или сволочи, или дураки, или завистники, а чаще и то, и другое, и третье.

Большинство всегда завистливо к успеху одиночки, потому что у них нет мерила таланта и они мерят всех только по себе. Вот почему люди не прощают чужих успехов или сотворяют себе кумиров.

Я же хочу делать то, что хочу я, а если кому-то это не нравится – пусть подавятся!

675. Многим может показаться, что данные «Заметки» звучат обвинительным приговором человеческой природе, человеческой жизни и даже человеческой литературе. Но не будем забывать и марсианское происхождение автора, и вполне земные страдания на его странном жизненном пути…