Фотографии на память. Самаранч

Егор Парфёнов
Лето 1994 года. Приближалось открытие Игр Доброй воли в Санкт-Петербурге. Запланирован приезд в Россию президента Международного Олимпийского комитета Х.А. Самаранча, по маршруту Москва-Петербург. В столице высокий гость должен из аэропорта вначале поехать в Кремль, где президент Ельцин вручает ему орден Дружбы. А после этого... Мне удалось договориться с аппаратом В.С. Черномырдина, что премьер вручит Самаранчу Леонардо-премию. Виктор Степанович, с которым мы однажды встречались в конце 1993 г., знал о моей работе и лично дал добро: отныне Премию будет вручать премьер-министр России!

И всё бы было хорошо, но... Сообщать сию приятную новость спортивному руководству я на радостях поехал сам. Молодой был, неопытный в аппаратных играх. И большой руководитель (поймите прямо: я этого человека совершенно искренне и очень глубоко уважаю, но - из песни слова не выкинешь) на меня накричал: "Вы хотите поссорить меня с Президентом!" Как будто там дружба была - не разлить водой. Или как будто Виктор Степанович Черномырдин - мальчик зелёный и не подумал совсем: станет или не станет Б.Н. Ельцин ревновать, если после того как Президент вручит Самаранчу орден, премьер вручит ещё и некую общественную награду. Всё было учтено, поверьте! - поскольку ЧВС, вне всяких сомнений, человек очень опытный и умный.

Был бы у меня ДО ТОГО опыт такого рода - нипочём не пошёл бы оповещать сам. А ОРГАНИЗОВАЛ БЫ ЗВОНОЧЕК: "Иван Иванович?! От премьера беспокоят. Когда Самаранча из Кремля повезёте - заезжайте к нам, Виктор Степанович ему ещё Леонардо-премию вручит. Нет-нет, не беспокойтесь - С КРЕМЛЁМ МЫ ВОПРОС УЖЕ УТРЯСЛИ!.." И была бы у Премии другая судьба, ещё более яркая. И совсем-совсем другая была бы судьба у меня...



Самаранчу я всё-таки Премию вручил - в день открытия Игр Доброй воли, хотя и был катастрофический дефицит времени, в Мариинском дворце аж специальную церемонию провели. По правую руку от президента МОК сидел А.А. Собчак, тогда мы и познакомились... Хорошо, что вручил. И даже не так плохо, что именно я вручил. Но я - это я, а премьер-министр России - это премьер-министр.



Этот возглас: "Вы хотите поссорить меня с Президентом!!" - мне долго потом снился. До сих пор снится. Это - один из поворотных моментов в моей судьбе. Повернувшей вниз.



На фото: во время церемонии вручения Премии я удостоился чести пожать руку президенту МОК.