Верность

Воинство Руси
автор Феликс Цыганенко http://www.proza.ru/avtor/feliksik
На снимке: Александр Лукьянов и его супруга Ольга. Фото из личного архива автора.

Мурманск - город рыбаков, полярных мореходов и морских нефтяников. Понятно, что специфика мужской профессии связана с длительным пребыванием вне семьи. Потому и требовала жертвоприношения от хранительницы домашнего очага. Однако трудно блюсти аскезу, особенно, когда ты молода и красива, а вокруг столько соблазнов! Огни и музыка ресторанов, нарядно одетые, весёлые и щедрые на деньги мужчины. А жизнь, увы, проходила в тоскливом ожидании мужа с рейса…
Потому и чаще случались в портовых городах  семейные драмы и так много в них одиноких женщин…

Но вот у Ольги не было времени ходить по ресторанам. Как только вышла замуж за Сашку Лукьянова, моего друга и соплавателя, отслужившего на Северном флоте, так и поступила заочно в пединститут. Окончив ранее педучилище, она работала в школе. Ольга – коренная мурманчанка, её родители и деды родились на Кольской земле. А северянки, что выросли здесь, умели ждать мужа-моряка.

Мы работали с Сашей в далёких семидесятых годах на одном судне и я часто бывал у молодожёнов. Проживали они в совсем стареньком одноэтажном деревянном домике, примостившемся на склоне мурманской сопки. Глядя на это жильё, вспоминался из детства сказочный «домик на курьих ножках». Молодой семье он достался в наследство от родителей. Да, ветхая была избушка! Но в ней присутствовала аура нежной любви, крепкой, но спокойной, потому на долгие годы…

Ольга первой из жён добиралась на судно, когда мы возвращались с дальнего рейса в прибалтийские или южные порты. А ведь было непросто - появились дети: сын и дочь. Потом, попробуй достать билет на самолёт из Мурманска, особенно летом?! Мурманчане помнят: какая это была проблема! А тут ещё и портовые диспетчера подводили: сообщали о приходе судна в Калининград, а оно швартовалось в Клайпеде. Приходилось бежать на железнодорожный вокзал…   Не так редки, в ожидании судна, и ночёвки в гостиницах. За неимением мест  -  на диванчике в коридоре. Но Ольга при встрече лишь молча прижималась к мужу. Она была счастлива, что хоть день или даже несколько часов они будут вместе…

А помнишь, как до судна добиралась?
Ночуя на вокзалах, в отелях, поездах.
За встречу с мужем-моряком молилась,
Надеялась, ждала, любила и крепилась…

Прошли годы…  Дети уже подросли, а у Лукьяновых, как будто вечный медовый месяц. Хлебосольные друзья по-прежнему радушно встречали гостей, теперь уже в  трёхкомнатной квартире  нового дома. К моему приезду из Украины, Ольга готовила большую миску рыбы, зная, как я скучал по жареной треске. Сашкина половина, конечно же, помнила нашу программу: как старые друзья, мы надолго усаживались за маленьким, но уютным столиком на кухне…

С  Лукьяновым мне довелось работать в связке на самой тяжёлой, в то время, серии судов, старом рудовозе «Ургенч». Причём, на сложной линии в Дудинку, да в условиях продлённой арктической навигации. Электрооборудование там просто разваливалось и много сил пришлось нам приложить для поддержания его в рабочем состоянии. Вот тут в полной мере и проявил себя электрик Лукьянов. У него безусловно были «золотые» руки, как говорили на флоте – электрик от Бога.

Жизнь подсказывала, что необходим диплом и Саша поступил на заочное отделение мурманской мореходки. По её окончании он ушёл  к рыбакам -  в пароходстве не спешили предоставить Лукьянову должность электромеханика. Как и следовало ожидать, он быстро вырос по службе в рыбопромысловом флоте , завоевав авторитет надёжного, опытного и хорошо подготовленного специалиста.

Рыбацкий труд, кому неведомо – необычайно тяжёл. Рабочее время не нормировано, сколько рыбки поймаешь и обработаешь, таков будет и заработок. В длительных рейсах, да в штормовой Атлантике, как нигде чувствуешь оторванность от семьи и с нетерпением ждёшь встречу с любимой:

Однако, чем хороша проказница-разлука,
Ведомая от морехода Джеймса Кука? –
Что с рейса возвратившись каждый раз,
В жену влюбляешься, как в первый раз!..

Это про Сашу и подобных ему моряков-рыбаков, которые нежно и бережно относились к своим избранницам. Преданная и любящая жена, не могла не ответить взаимностью. Таким семьям, где присутствовала чистая и светлая любовь, по-хорошему завидуешь и радуешься за друзей…   Что для них холод полярной зимы и разлука?! Они лишь укрепляли семейные узы и веру в близкого человека.
Утверждаю, как свидетель и давний друг семьи Лукьяновых.